Роль и место права в системе социального регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является сжатое изложение основных положений современной юридической науки по проблеме места и роли права в системе социального регулирования, освещение роли права и других социальных регуляторов, характера, соотношения и взаимодействий между собой различных социальных норм, а также существующих тенденций в их развитии и преобразовании.

Содержание

Введение
1. Понятие и виды социального регулирования
2. Понятие, функции и виды социальных норм
3. Право в системе социальных норм
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая иванова егора.doc

— 176.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Кафедра истории и теории государства и права

 

 

Роль и место права в системе социального регулирования

 

 

 

Курсовая работа по теории

государства и права

студента 1 курса очного отделения        

юридического факультета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

    Введение

1. Понятие и виды социального регулирования

2. Понятие, функции и виды социальных  норм

3. Право в системе социальных  норм

              Заключение

    Список литературы  
      Введение

 

Новые знания о происхождении права как общественной регулятивной системе, появившейся одновременно с государством в результате перехода человечества от присваивающей к производящей экономике в III – II тыс. до н.э., имеющей своей глобальной целью обеспечение нового социально-хозяйственного, духовного, и даже бытового уклада и способа существования человечества, объективно предписывают теории права глубоко разобраться с самой проблемой социального регулирования. Что это такое, какие иные, кроме права, регулятивные системы действуют в обществе, какие взаимодействия или противоречия существуют между ними, каково место права в социальном регулировании – эти и другие вопросы сразу же возникают. Как только выясняется, что основное назначение права быть регулятором общественных отношений, складывающихся по всему спектру нового социально-хозяйственного уклада человеческого бытия1.

Проблемы места и роли права в системе социального регулирования является чрезвычайно актуальной еще и потому, что современной юридической наукой уже выработана концепция правового государства с присущими ему существенными признаками и особенностями, и построение такого государства является одной из важнейших первостепенных задач. Ведь именно оно, в современном понимании является идеальной формой политической организации общества. В этой связи исследование роли права в «современном» обществе и, в частности, системе социального регулирования, имеет не только теоретическую, но и практическую значимость.

Проблема представляется важной еще и потому, что в процессе исторического развития и эволюции общественных отношений, усложнение их элементной структуры, а также появление их новых разновидностей неизбежно возникает вопрос о значимости в тот или иной период времени применительно к конкретным обстоятельствам тех или иных социальных регуляторов. Вследствие этого возникают вопросы о необходимости совершенствования нормативной базы 
____________________

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть 2. Теория права. Т.1. М.: Юристъ, 1996. С. 75.

 

общества, о приведении ее в соответствие с требованиями новых условий жизни, а при историческом отмирании тех или иных общественных отношений, а также при изменении – об устранении несоответствующих действительности норм или их элементов, с целью предотвращения возможности путаницы и противоречий.

Указанные обстоятельства обусловили высокий интерес целого ряда исследователей к изучению места и роли права в системе социального регулирования. Большой вклад в освещение этой проблемы в отечественной юридической науке внесли С.С.Алексеев, А.Б.Венгеров, В.С.Нерсесянц, В.В.Лазарев, Н.И.Матузов и другие ученые1.

Целью настоящей курсовой работы является сжатое изложение основных положений современной юридической науки по проблеме места и роли права в системе социального регулирования, освещение роли права и других социальных регуляторов, характера, соотношения и взаимодействий между собой различных социальных норм, а также существующих тенденций в их развитии и преобразовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________

1 Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.

Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть 2. Теория права. Том 1. М.: Юристъ, 1996.

Проблемы общей теории права и государства/Под ред. В.С.Нерсесянца. М., 1999.

Общая теория права и государства//Под ред. В.В.Лазарева. М., 1997.

Матузов Н.И. Право в системе социальных норм//Общая теория права (курс лекций). Нижний Новгород, 1993.

 

1. Понятия и виды социального регулирования

В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный (внутренне присущий) обществу и определяющий социальный порядок процесс1. Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. Как справедливо указывает А.Б.Венгеров, диапазон подходов к проблеме социального регулирования весьма широк: от религиозных до классовых, от бихевиористских до кибернетических2. Это понятно – человечество всегда стремилось осмыслить не только свои организационные формы существования, их полезность, перспективы, но и способы, обеспечивающие, определяющие это существования, прежде всего взаимодействие членов общества, их семейных, коллективных образований.

Так, религиозные представления о социальном регулировании варьируются от утверждений, что все в поведении человека предопределено божьей волей (роком, судьбой), познания этой внешней предопределенности, следование ей – и есть цель, смысл человеческого существования, до признания, что человек, хотя и создан божественным началом, наделен свободой воли и сам выбирает свои дороги (действия, поступки), несет за них ответственность.

Но во всех религиозных системах, которые рассматривались как основа социального регулирования, главным всегда признавалось следование нескольким важнейшим религиозным правилам (заповедям, законам, канонам, поучениям). Эти правила действительно составляли ядро всех религиозных систем, были однозначны, представляли своеобразное закрепление полезного социального опыта человечества, процессов социализации. Речь идет о таких мудрых правилах, как «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» и т.д.

В обществах, где наличествуют и полезно функционируют религиозные системы, социальное регулирование может приобретать довольно своеобразную форму. Так, особое место в таких обществах занимают эсхатологические идеи – представления о «конце света» и суде, который будет тогда проведен над каждым 
____________________

1 Теория государства и права/Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М., 2003. С. 249.

2 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Часть 2. Теория права. Том 1. М.: Юристъ, 1996. С. 75 – 78.

человеком, оценена степень исполнения им норм нравственности, социально необходимого поведения. «Страшный суд» в христианстве, аналоги в других конфессиях – это мощные регуляторы, призванные, в сущности, обеспечить нравственное поведение каждого христианина, мусульманина в земной жизни.

Классовый подход к социальному регулированию был основным в отечественной теории государства и права на предыдущем этапе.

В основе социального регулирования лежат классовые интересы, главенствующей является воля господствующего, эксплуататорского класса (кроме социалистического общества, где, как объяснялось, эксплуатация отсутствует). И хотя социальное регулирование учитывает в некоторых областях общесоциальные интересы, но все же, по своему основному содержанию, правовые, моральные нормы – это классовые регуляторы. И означает такой подход, что социальное регулирование в целом обеспечивает господство того или иного класса, его возможность присваивать прибавочный продукт, держать в повиновении эксплуатируемые классы, социальные группы, этносы, вносить в общественное сознание, духовную жизнь идеалы и ценности, которые признаются, вырабатываются господствующим классом.

Бихевиористский (поведенческий) подход сводит социальное регулирование к влиянию тех или иных правил, установленных или признанных обществом, государством, коллективными образованиями, на поведение человека, к определению рамок, границ этого поведения, к учету различных факторов, определяющих поведение человека.

Кибернетический подход. В его русле социальное регулирование определяется как воздействие на общественные отношения, социальные процессы, системы, которое придает объект регулирование, обусловленные характеристики, параметры.

          Ему придается заранее заданное социально-необходимое, желаемое состояние, определяемое правилом (нормой). Если оказывается, что объект регулирования не получил, не приобрел это состояние, отклонился от него, принимаются дополнительные меры, чтобы удержать этот объект от отклонения, 

 вернуть в необходимое состояние. Процесс контроля за состоянием общественных отношений, социальных процессов, систем и возврата их в заранее заданное правилом состояние, называется обратной связью. Она предполагает наличие данных о состоянии объекта регулирования, анализ этих данных, своевременное определение необходимых мер (средств) дополнительного воздействия, возврат объекта в заданное состояние.

Эти характеристики регулирования присущи всем системам – биологическим, социальным, техническим, но особенно важны для понимания социального регулирования.

При кибернетическом понимании социального регулирования особо значительной становится роль правила (нормы), которая определяется (создается) в управляющем центре или формируется самопроизвольно в самоорганизующейся системе и задает необходимое или желаемое состояние объекту регулирования. Становится понятно, почему в XIX веке процесс регулирования назывался нормировкой. Нетрудно увидеть, что этот кибернетический подход становится весьма полезным для понимания регулятивной роли права.

Социальное регулирование знает самые различные способы воздействие на участников общественных отношений, поведение людей. Но, как это не покажется парадоксальным, всех их можно по характеру воздействия свести в три основные группы: побуждения, понуждения, принуждения.

Побуждение – такой метод социального регулирования, когда воздействие обращено к общественному или индивидуальному сознанию, к общественной или личной психологии (чувствам, привычкам, эмоциям). Воздействие представляет собой убеждение в полезности, выгодности определенного поведения, организации и характере социальных связей, распределении и осуществлении тех или иных социальных ролей. Насилие, принуждение отсутствуют, действует авторитет (сила авторитета, а не авторитет силы). Такой метод был весьма распространен в регулятивных системах первобытного общества, в тех раннеклассовых и последующих обществах, где не было накала классовой, национальной борьбы, где общество объединяли общенациональные ценности, идеалы.

Понуждение – такой метод регулирования, когда в основе воздействия лежит стимулирование, главным образом, материальное. Установленная материальная или иная выгода определяет социально необходимое, желаемое поведение. Социальное регулирование основывается либо на поощрении в разных формах за соответствующее поведение, либо на лишении соответствующих имущественных благ, привилегий, выгодных условий жизнедеятельности.

Принуждение – это способ воздействия, когда социально необходимое или желаемое поведение достигается, обеспечивается возможность применения насилия, причинение лицам, отклоняющихся от установленных правил поведения физических или психических страданий. То или иное состояние общества при этом методе регулирования достигается возможностью (угрозой) государственного или общественного принуждения, а в необходимых случаях и реализацией этой угрозы.

Разумеется, при социальном регулировании используются либо все методы (происходит их переплетение), либо их различные комбинации, сочетания, либо имеется налицо обособленное использование отдельных методов.

В социальном регулировании важное место занимают контрольные структуры и способы контроля за результатами воздействия на общественные отношения, то, что обозначается как «обратная связь».

Контролером могут выступать высшие государственные органы законодательной или исполнительной власти, общественные организации, специализированные контрольные организации. Это могут быть и средства массовой информации, отслеживающее вообще эффективность социального регулирования в обществе, его последствия, состояние общества. Контролирующие структуры также используют разные способы контроля – от простого, иногда равнодушного наблюдения, до анализа состояния общества и активных социальных действий по сохранению либо, наоборот, решительному изменению этих состояний (от эволюционных до революционных способов).

Наконец, социальное регулирование предстает перед нами и в многообразии форм выражения – от правовых (отдельные законы, кодексы), до моральных (кодексы чести, этика предпринимательства, иные профессиональные этики), от эстетических (мода, стиль), до организационно-технических (правила безопасности, стандарты), от централизованных (директивы, программы), до синергетических (аттракторы, бифуркации).

Так, в синергетике обозначаются факторы, которые притягивают, формируют вокруг себя более или менее однородные состояния групп и явлений, причем, происходит это на самоорганизационной основе, самопроизвольно. Процессы эти возникают во всех средах – социальной, физической, биологической.

Социальное регулирование не замыкается на каком-либо одном регуляторе, методе воздействия. И в этой связи становится логичным более подробно рассмотреть всю систему социальных регуляторов, в том числе и место права в этой системе.

Прежде всего, выделим и рассмотрим те регуляторы, которые можно обозначить как нормативные, и те, которые имеют ненормативный характер, но, тем не менее, также осуществляют социальное регулирование.

Информация о работе Роль и место права в системе социального регулирования