Роль государства в механизме социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Мировая практика хозяйствования и практика Международной организации труда (МОТ) привела, наконец, к отказу от радикальных способов решения проблем, возникающих в социально-трудовой сфере, к необходимости ведения социального диалога, учету интересов всех субъектов производственно-трудового процесса.
Цель социального партнерства - достижение социального мира и дальнейшее продвижение по пути практической реализации важнейшего постулата Конституции Российской Федерации - создания социально ориентированной экономики.

Содержание

Введение
1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение
1.1 Понятие социального партнерства
1.2 Правовое обеспечение социального партнерства
2. Понятия уровней, форм и органов социального партнерства
2.1 Уровни социального партнерства
2.2 Понятие форм социального партнерства
2.3 Понятие органов социального партнерства
3. Роль государства в механизме социального партнерства
3.1 Государство и социальное партнерство
3.2 Роль государства в системе социального партнерства
Заключение
Список использованных источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое государство и социальное партнерство.docx

— 46.01 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение

1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение

1.1 Понятие социального партнерства

1.2 Правовое обеспечение социального партнерства

2. Понятия уровней, форм и органов социального партнерства

2.1 Уровни социального партнерства

2.2 Понятие форм социального партнерства

2.3 Понятие органов социального партнерства

3. Роль государства в механизме социального партнерства

3.1 Государство и социальное партнерство

3.2 Роль государства в системе социального партнерства

Заключение

Список использованных источников и литературы

 

 

                                                   Введение

 

Теорией и  практикой давно доказано, что  социально-трудовые отношения в  социально ориентированной рыночной экономике являются важнейшими для  постоянного поступательного развития страны и создания устойчивого политического  климата.

В свою очередь, решение социально-экономических  проблем должно производиться с  учетом уровня социально-трудовых отношений, их правового обеспечения, соответствия целям и задачам социальной политики государства.

Законодательство  является объектом постоянного внимания как со стороны законодателей, так и его потребителей. Всеобщий интерес к трудовому законодательству предопределен необходимостью регулирования взаимоотношений двух участников производственно-трудового процесса: работников и работодателей.

Важнейшим законодательным  актом в области трудового  права является Трудовой кодекс Российской Федерации.

Хотелось  бы обратить внимание, что именно в  ТК впервые было закреплено понятие "социальное партнерство". Это, несомненно, должно поднять значимость социально-трудовой сферы, так как процессы, происходящие в данной сфере, формируют экономическую  и политическую стабильность общества, позволяют оценить эффективность  проводимых в стране социально-экономических  преобразований.

Мировая практика хозяйствования и практика Международной  организации труда (МОТ) привела, наконец, к отказу от радикальных способов решения проблем, возникающих в  социально-трудовой сфере, к необходимости  ведения социального диалога, учету  интересов всех субъектов производственно-трудового  процесса.

Цель социального  партнерства - достижение социального  мира и дальнейшее продвижение по пути практической реализации важнейшего постулата Конституции Российской Федерации - создания социально ориентированной экономики.

           1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение

1.1 Понятие социального  партнерства

 

Тема социального  партнерства для нашей страны относительно новая, хотя некоторые  практические шаги по формированию соответствующих  институтов уже сделаны. Наиболее эффективным  способом разрешения споров и конфликтов интересов, вытекающих из объективных  противоречий между работниками  и работодателями, является социальное партнерство - путь конструктивного  сотрудничества на основе достигнутых  договоров и соглашений между  работодателями и профсоюзами. Этот принцип положен в основу деятельности Международной организации труда (МОТ), которая на равноправной основе объединяет представителей государства, работодателей и профсоюзы большинства  стран мира. Повышение эффективности системы социального партнерства в защите социально-экономических и трудовых прав и интересов работников во многом зависит от консолидации усилий, солидарности и единства действий всех профсоюзов, профсоюзных органов, членов профсоюзов, расширения поля действия коллективных договоров и соглашений различных форм и уровней, повышения ответственности всех участников соглашения за выполнение принятых обязательств, совершенствование законодательной базы социального партнерства1.

Наиболее  точным и полным является следующее  определение понятия «социальное  партнерство». Социальное партнерство - это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и  защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной  власти, местного самоуправления путем  заключения договоров, соглашений и  стремления к достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития.

Социальное  партнерство - это одна из форм взаимодействия институтов государства и гражданского общества, а именно: властных структур, профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей.

Социальное  партнерство - это система отношений  его основных субъектов и институтов по поводу положения, условий, содержания и форм деятельности различных социально-профессиональных групп, общностей, слоев.

Объекты социального  партнерства - это реальное социально-экономическое  положение различных социально-профессиональных групп, слоев, общностей; качество и  уровень их жизни с точки зрения социально возможных и социально  гарантированных способов получения  дохода, распределения общественного  богатства в соответствии с мерой  и качеством труда, как реально  осуществляемого в настоящий  момент, так и уже осуществленного  в прошлом. Социальное партнерство  связано с установлением и  воспроизводством социально-допустимой и социально-мотивированной системы  социальных неравенств, обусловленных  разделением труда, различием места  и роли отдельных социальных групп  в общественном производстве и воспроизводстве.

К числу субъектов  трудовых отношений могут быть отнесены:

1. Со стороны работников:

• профсоюзы, постепенно теряющие свое влияние и не обретшие нового места в системе трудовых отношений;

• общественные организации, возникающие из независимого рабочего движения и не связанные с прежними профсоюзными структурами происхождением и традициями;

• полугосударственные образования, фактически выполняющие роль социальных отделов администрации различных уровней;

• многофункциональные общественные движения наемныхработников рыночно-демократической ориентации (СТК,рабочие советы и т.п.), появившиеся в результате применения СКТ.

2. Со стороны работодателей:

• директора и руководители государственных предприятий, обретающие в процессе коммерционализации, приватизации, акционирования все большую самостоятельность и независимость;

• собственники и управляющие частных предприятий, изначально действовавшие независимо от государственных структур;

• общественно-политические организации хозяйственных руководителей, промышленников и предпринимателей.

3. Со стороны государства:

• общесоциальные и общеполитические органы государственного управления, не вовлеченные непосредственно в производство и прямо не связанные ни с работниками, ни с работодателями, и малоспособные воздействовать на трудовые отношения; хозяйственные министерства и ведомства, уже не несущие непосредственную ответственность за ход производства, но, тем не менее, располагающие данными о реальном положении дел на предприятиях;

• государственные органы, регулирующие рынок труда на макроуровне.

1.2 Правовое обеспечение  социального партнерства

 

Становление системы социального партнерства - достаточно длительный и сложный  процесс. Многие государства десятилетиями  методом проб и ошибок медленными темпами двигались к созданию цельной системы социального  партнерства как одного из важнейших  элементов трудового права.

Процесс формирования системы социального партнерства  в России осложнялся по двум причинам.

Во-первых, отсутствовал опыт использования этой категории  в социалистической экономике и, соответственно, в трудовом законодательстве ввиду полного отрицания коммунистической идеологией необходимости ее применения в управлении.

Во-вторых, высокие  темпы ломки старой экономической  парадигмы, ускоренные темпы либерализации социально-трудовых отношений привели к ослаблению роли государства в социально-трудовой сфере и, как результат, к снижению социальной защищенности российских граждан.

Мировая практика в системе социального партнерства  особое место отводит государству.

С одной стороны, именно государство принимает законы и иные нормативные правовые акты, формирующие правила и процедуры  форм социального партнерства, определяет правовое положение его участников, а с другой стороны, оно должно выступать в качестве посредника и гаранта при разрешении различных  конфликтов между социальными партнерами.

Государство, беря на себя самую начальную стадию разработки трудового законодательства, формирует и в ТК закрепляет основные принципы социального партнерства, определяет характер и общую направленность правового регулирования отношений  между субъектами, складывающихся при  осуществлении социального диалога.

В качестве принципов социального партнерства  закрепляются:

- равноправие  сторон;

- уважение  и учет интересов сторон;

- заинтересованность  сторон в участии в договорных  отношениях;

- содействие  государства в укреплении и  развитии социального партнерства  на демократической основе;

- соблюдение  сторонами и их представителями  законов и иных нормативных  правовых актов;

- полномочность  представителей сторон;

- свобода  выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;

- добровольность  принятия на себя сторонами  обязательств;

- реальность  обязательств, принимаемых на себя  сторонами;

- обязательность  исполнения коллективных договоров,  соглашений;

- контроль  над невыполнением принятых соглашений, коллективных договоров;

- ответственность  сторон, их представителей за  невыполнение по их вине коллективных 

Таким образом, недостатком существующего ТК, как  показывает практика, является ориентация законодателя на двухстороннюю модель сотрудничества, при которой работники  и работодатели, их представители  для поддержания баланса интересов, учитывая собственные возможности  и роли в производственно-трудовом процессе, взаимодействуют напрямую, без участия государственных  органов.

В связи с  этим представляет определенный интерес  изучение практики осуществления социального  партнерства, применения принципа добровольности, что будет способствовать уточнению  этой правовой нормы, которая может  затормозить или ускорить достижение социально-экономических целей государства.

Важное значение имеет ст. 27 ТК, закрепляющая конкретные формы социального партнерства в виде:

- коллективных  переговоров по подготовке и  заключению соглашений и коллективных  договоров;

- взаимных  консультаций (переговоров) по вопросам  регулирования трудовых и непосредственно  связанных с ними отношений,  обеспечению гарантий трудовых  прав работников и совершенствованию  законодательства о труде;

- участия  работников, их представителей в  управлении организацией;

- участия  представителей работников и  работодателей в досудебном разрешении  трудовых споров.

Необходимо  заметить, что в ТК закрепляются только известные и довольно часто  используемые формы социального  партнерства. Они являются не только традиционными и достаточными, но в большей степени обязательными, что не должно быть признано окончательным. По всей видимости, они будут видоизменяться, расширяться и дополняться.

Социологические исследования, анализ практики показывают, что формы социального партнерства гораздо более многообразны, что и закреплено в ст. 27 ТК, где социальным партнерам предоставляется возможность использовать и иные формы социального партнерства.

Так, ст. 16 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях" от 12 января 1996 г. закрепляет за профессиональными союзами право по уполномочию работников иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией. Однако Закон не уточняет, в каких именно органах управления могут участвовать профессиональные представители.

Представляется  целесообразным уточнить, что профсоюзы  вправе принимать участие в деятельности всех органов управления.

Как правило, в корпоративных организациях (акционерных  обществах, товариществах, кооперативах и др.) к органам управления относятся: общее собрание, совет директоров (наблюдательный совет), правление.

Практика  показывает, что реализация этой нормы  затрудняется, так как в Федеральном  законе "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 года относительно участия  наемных работников в работе руководящих  органов таких обществ ничего не говорится. Поэтому чаще всего  представители работников, не имеющих  акций общества, просто не допускаются  на заседания соответствующих органов  или к участию в общем собрании.

В дальнейшем построение системы социального  партнерства должно быть наполнено  практическими шагами, и здесь  главное на начальном пути правильно  выбрать первые из них.

Одним из первоочередных шагов должен стать тот, который  представляет особый интерес для  всех без исключения работников предприятия. А это не что иное, как вопрос материального стимулирования в  самой широкой и объемной его  трактовке.

Создание  достойных условий существования  граждан посредством перераспределения  социальных благ и сильной социальной политики должно стать главной целью  и государства, и всего цивилизованного  бизнеса.

Примером  могут послужить скандинавские  страны, правительствам которых удалось достичь высокого уровня социального обеспечения, социальной помощи, защиты населения и с помощью социальной службы вмешиваться в процесс перераспределения прибылей в целях выравнивания условий жизни и повышения благосостояния всех граждан своих стран.

Информация о работе Роль государства в механизме социального партнерства