Роль М.М. Сперанского в развитии российского государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 12:54, реферат

Краткое описание

Начало его карьеры положило назначение секретарем к князю А.Б. Куракину. Вступление на престол Павла I и взлет карьеры Куракина, назначенного генерал-прокурором, круто изменили и положение Сперанского. Он возглавил канцелярию генерал-прокурора. Служба здесь сблизила его со многими вельможами, а его блестящие способности и необычайное трудолюбие обеспечили ему быстрое служебное продвижение. Таким образом, начало карьеры Сперанского пришлось на последнее десятилетие XVIII в. – конец государствования Екатерины II и время правления Павла I. В эти годы он сформировался и как всесторонний образованный, с обширными, поистине энциклопедическими познаниями ученый, и как опытный государственный служащий, резко выделявшийся на фоне косной чиновничьей среды. Своими знаниями он обязан не столько обучению во Владимирской и Петербургской семинариях, сколько самообразованию.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по истории отечественного государства и права.docx

— 26.01 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по истории отечественного государства и права

на тему: Роль М.М. Сперанского  в развитии российского государства и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Становление  карьеры М.М. Сперанского

Михаил Михайлович Сперанский родился в бедной семье сельского священника Владимирской губернии. В 1792 г. он окончил курс обучения в Александро-Невской семинарии и начал преподавательскую деятельность в Санкт-Петербургской семинарии.

Начало его карьеры положило назначение секретарем к князю А.Б. Куракину. Вступление на престол Павла I и взлет карьеры Куракина, назначенного генерал-прокурором, круто изменили и положение Сперанского. Он возглавил канцелярию генерал-прокурора. Служба здесь сблизила его со многими вельможами, а его блестящие способности и необычайное трудолюбие обеспечили ему быстрое служебное продвижение. Таким образом, начало карьеры Сперанского пришлось на последнее десятилетие XVIII в. – конец государствования Екатерины II и время правления Павла I. В эти годы он сформировался и как всесторонний образованный, с обширными, поистине энциклопедическими познаниями ученый, и как опытный государственный служащий, резко выделявшийся на фоне косной чиновничьей среды. Своими знаниями он обязан не столько обучению во Владимирской и Петербургской семинариях, сколько самообразованию.

Вступление на престол Александра I застало Сперанского на сравнительно скромных должностях начальника канцелярии генерал-прокурора и члена Комиссии по снабжению столицы продовольствием. Начавшиеся в новое царствование либеральные преобразования создали благоприятные условия для раскрытия его реформаторских талантов. И именно Сперанский стал деятельным участником почти всех либеральных преобразований в начале царствования Александра I.

8 сентября 1802 г. были учреждены  министерства, которые заменили  старые петровские коллегии. Текст  манифеста об учреждении министерств  был составлен Сперанским. Это  был первый этап министерской  реформы, когда структура и функции  каждого из министерств еще  не были детально определены. Они будут разработаны Сперанским  впоследствии – в подготовленном  им «Общем учреждении министерств» 1811 г., завершившем министерскую  реформу. Сперанский перешел на  службу в Министерство внутренних  дел и стал во главе наиболее  важного, второго департамента министерства, в ведении которого находились  полиция и благосостояние империи. Этот пост Сперанский занимал  до 1807 г. В 1803 г. Александр I дал Сперанскому поручение составить «план общего образования судебных и правительственных мест в империи». В сравнительно короткий срок Сперанский подготовил обширную «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». По существу, «Записка» являлась первоначальным вариантом плана государственного преобразования России. В ней проводилась идея конституционной монархии, разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную при независимости судебной власти и ответственности исполнительной перед законодательной; говорилось о проведении коренной реформы всей администрации, о введении гласности и предоставлении свободы печати. Сперанский предупреждал, что органы исполнительной власти «под видом исполнительных законов» путем издания подзаконных актов могут «обезобразить» их. В предупреждение этого он предлагал установить строгую ответственность исполнительных органов власти перед законодательными и ввести общественный контроль над исполнением законов. Особенно он настаивал на том, чтобы законодательная, исполнительная и судебная власти действовали «в полной гармонии» между собой. Да и структура их должна быть построена так, чтобы внутри каждой власти соблюдался порядок строгой подчиненности низших инстанций высшим. Именно таким образом и может быть достигнуто, по мнению Сперанского, принятие разумных законов и неукоснительное их исполнение

Сперанский был привлечен к разработке утвержденного в 1803 г. «Положения об устройстве учебных заведений», по которому в системе образования были заложены принципы бессословности, бесплатности обучения на низших его ступенях, преемственности учебных программ. Поворот в дальнейшей карьере Сперанского произошел после того, как он прочитал доклад перед Александром I. Доклад произвел на царя благоприятное впечатление. Александр был изумлен его четкостью и изяществом, сразу оценил ум и исполнительность Сперанского и увидел в нем человека, который ему нужен. 19 октября 1807 г. император освободил Сперанского от занятий в Министерстве внутренних дел, с тем, чтобы удержать его постоянно при себе.

1808 – 1811 гг. – время могущества  и славы Сперанского, который  в эти годы стал вторым после  императора лицом в государстве, вершителем внутренней политики. При его непосредственном участии  и даже по его инициативе  проводились дальнейшие либеральные  реформы Александра I. Именно в  это время Сперанским был разработан  план коренной реформы в управлении  страной. В начале 1808 г. он был введен в Комитет для усовершенствования духовных училищ. В июне 1808 г. комитет представил составленный Сперанским доклад о преобразовании духовных учебных заведений всех степеней. В докладе были глубоко проанализированы недостатки духовного образования и определены пути его реформы. Создавалась четкая структура духовных учебных заведений, система управления ими, вводились новые учебные программы. По аналогии с гражданскими школами устанавливались четыре ступени духовных учебных заведений: церковно-приходская школа, уездное училище, семинария, академия. Разработанные Сперанским основы реформы духовного образования были утверждены императором в 1808 г., а сама реформа была завершена к 1814 г.

.В декабре 1808 г. он становится  товарищем министра юстиции, а  также получает исключительное  право докладывать императору  по делам Комиссии составление  законов.

2. Реформаторская  деятельность.

В конце 1808 г. Александр I поручает Сперанскому составление «Плана государственного преобразования России». Для разработки «Плана» потребовалось около девяти месяцев. В октябре 1809 г. проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был готов и представлен Александру I.«Введение к уложению государственных законов» явилось первым самым значительным и всеобъемлющим планом реформы политического строя России. Этот план воплотил в себе не только мысли царя, но и идеи и опыт Сперанского, накопленные за предшествующее десятилетие. В вводной части проекта объясняется необходимость (и неотложность) государственных преобразований в России. Проект не предусматривал установления такого конституционного строя, при котором власть монарха была бы ограничена конституцией. Речь шла о модернизации всей российской государственной машины путем введения буржуазных по своему содержанию норм и форм, но при сохранении самодержавной власти монарха. В основу государственного устройства страны по «Плану» Сперанским положен принцип разделения властей – на законодательную, исполнительную и судебную, при верховенстве власти самодержавного монарха. Была разработана четкая структура всех трех видов власти на всех уровнях, начиная с волости, первичной административной единицы. В волостном центре раз в три года созывается волостная дума, в которую избираются представители от всех владельцев недвижимой собственности (независимо от сословий принадлежности), а также от не владеющих недвижимостью казенных крестьян. Волостная дума избирает своего представителя, секретаря, а также депутатов в окруженную думу, дает им наказ о нуждах волости, рассматривает волостной бюджет и прочие хозяйственно-административные вопросы в пределах волости. В центре округа – окружном городе созывается также раз в три года, окружная дума из депутатов от волостных дум. Окружная дума помимо председателя, главного секретаря, окружного совета и окружного суда избирает депутатов в губернскую думу и рассматривает те же вопросы о местных нуждах, что и волостная дума, но в пределах своего округа. Точно так же, раз в три года, в губернском городе созывается из депутатов от окружных дел губернская дума, избирающая председателя, секретаря, губернский совет, губернский суд и депутатов в высшей представительный орган империи – Государственную думу. Председатель (или канцлер) Думы назначался императором. В системе высших органов государственной власти Государственная дума, по проекту Сперанского, занимала положение, равное Сенату. Она собирается на свои заседания без созыва ежегодно и заседает столько времени, сколько требует повестка дня. За императором закреплялось право прервать сессию Думы или распустить ее, назначив новые выборы. Государственная дума, по проекту Сперанского, не обладала правом законодательной инициативы. Последняя принадлежала императору, который и вносил не ее обсуждение законопроекты. Однако не один закон не мог иметь силы без рассмотрения его в Государственной думе. В ее компетенцию входило также издание постановлений о налогах и повинностях, о продаже и залоге государственного имущества. Думе позволялось рассматривать государственные нужды, ставить вопрос об ответственности министров, нарушающих закон. В Думу направляются готовые отчеты министров об их деятельности, она контролирует положение финансов в стране. Хотя Государственная дума и именовалась Сперанским «законодательным учреждением», но ее законодательные функции были существенно ограничены.

По такому же принципу формировались и органы исполнительной власти. Три ее первые исполнительные инстанции (волостное, окружное и губернское управление) избирались на волостных, окружных и губернских собраниях. Высшая исполнительная власть («управление государственное», или министерства) формировалась из людей, назначаемых императором.

Принцип выборности был положен Сперанским и в основу образования судебной власти, но только в первых трех ее инстанциях – волостном, окружном и губернском судах, которые избирались на волостном, окружном и губернском собраниях. По существу, первой судебной инстанцией, которая рассматривала не только крупные гражданские, но и уголовные дела, был окружной суд, состоящий из двух отделений – гражданского и уголовного.

Высшим органом, призванным объединить деятельность законодательной, исполнительной и судебной властей, являлся Государственный совет. Члены Совета не избираются, а назначаются императором, который и председательствует в нем, и ни один закон не может вступить в силу без его утверждения.

Сперанский ставит два важных вопроса: «Стоит ли допускать в России разделение населения по сословиям?», если да, то в чем должно состоять это разделение? Рассматривая существующее разделение на привилегированные и непривилегированные сословия как «следствие феодального состояния», он все же считает правомерным «разделение состояний» с различным уровнем их политических и гражданских прав. Но в основе этого разделения должен быть имущественный ценз. Гражданские права предоставляются всему населению, но политические только тем, кто владеет движимой и недвижимой собственностью. В соответствии с этим, Сперанский устанавливал такое «разделение состояний»: 1. дворянство (владельцы недвижимой собственности – земли с поселенными на ней крестьянами); 2. «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и 3. «народ рабочий» (он включал в это состояние не только помещичьих крестьян, но и «домашних слуг, ремесленных и рабочих людей и поденщиков», если они даже имели движимую собственность). Он допускал переход из низшего состояния в более высокое путем приобретения недвижимой собственности и, кроме того, благодаря выслуге лет на военной и гражданской службе, а также утрату своего политического состояния.

По проекту все состояния должны обладать общегражданскими правами: 1) Никто без суда наказан быть не может. 2) Никто не обязан отправлять личную службу по произволу другого, но по закону, определяющему род службы по состояниям. 3) Всякий может приобретать собственность движимую и недвижимую и располагать ею по закону. 4) Никто не обязан отправлять вещественных повинностей по произволу другого, но по закону или добровольным условиям». Такова суть «Плана государственного преобразования России», представленного Сперанским. Его осуществление явилось бы крупным шагом в направлении превращения феодально-абсолютического политического строя в России в буржуазную монархию.

1 января 1810 г. был обнародован  манифест об учреждении Государственного  совета, а за этим последовало  завершение министерской реформы, связанной также с именем Сперанского. 25 июня 1811 г. было обнародовано подготовленное  им «Общее учреждение министерств», которое определяло четкое разграничение  функций каждого министерства, общий  порядок прохождения в них  дел, устанавливало строгое единоначалие  и подчиненность подразделений  внутри министерств, взаимоотношения  министерств с другими органами высшего государственного управления. Тем самым существенно совершенствовалась система министерского управления.

Сперанский очень гордился завершением министерской реформы. Он приступил к разработке особых положений для каждого министерства в отдельности.

К началу 1811 г. Сперанский подготовил проект преобразования Сената. В основе проекта лежали положения, изложенные в «Плане государственного преобразования России» 1809 г. Сперанский предлагал разделить Сенат на Правительствующий и Судебный. В первом должны быть сосредоточены дела по административным и хозяйственным вопросам, второй должен стать высшей инстанцией по управлению всеми судебными учреждениями страны. Однако проект преобразования Сената так и не был одобрен.

В итоге из обширного «Плана» были реализованы лишь те его части, которые касались введения Государственного совета и завершения министерской реформы.

3. Роль в развитии  российского государства и права

Роль и личный вклад Сперанского в развитие и усовершенствование российского государства и права огромен. С его именем связана вся реформаторская деятельность начала XIX века.

Сперанский принимал большое участие в преобразовательных реформах. Особенно следует отметить школьные уставы 1804 г., согласно которым в школах всех ступеней принимались дети всех сословий.        Учреждены были новые университеты: Казанский, Харьковский, Вильнюсский, Дерптский, а также лицеи: Демидовский, Нежинский и Царскосельский. Мысль об образовании Царского лицея принадлежала Сперанскому. Лицей в его понимании должен быть стать одним из звеньев разработанного им плана коренного преобразования страны, в основе которого лежало ограничение самодержавия выборными учреждениями.

Сперанским были внесены ряд приложений в судебную систему. Им предлагалась должность судьи сделать пожизненной, который вершил бы правосудие с присяжными заседателями. Он наметил систему судов (волостной, окружной, Верховный), уголовный суд и Сенат как высшая судебная инстанция, решения которого являются окончательными и не подлежащими обжалованию.

Сперанскому было поручено провести работу по систематизации законодательства. К 1833 г. после изнурительной работы на свет появились два грандиозных труда: Полное собрание законов и Свод законов Российской империи. Сперанский различал три стадии кодификационной работы:

составление Полного собрания законов, т.е. расположение всех актов законодательства в хронологическом порядке;

составление Свода законов, т.е. расположение всех действующих законов в систематическом порядке, но без всяких изменений по существу их;

составление Уложения, т.е. приведение в систему действующих законов с надлежащими дополнениями и исправлениями.

Подготовка Свода законов проводилась фактически одновременно с составлением полного собрания законов. Свод законов был готов к началу 1832 г. и составил 15 объемистых томов, заключавших в себе свыше 40 тыс. статей.

Это был грандиозный труд. Николай I назвал его «монументальным». И поныне это издание служит важнейшим источником по истории российского законодательства, внутренней и внешней политики России.

Занимаясь кодификацией законов, Сперанский столкнулся с необходимостью подготовки компетентных юристов. В 1835 г. по предложению Сперанского было основано Императорское училище правоведения. Он разработал и устав этого училища, из которого впоследствии вышли видные правоведы.

  Помимо своей основной работы по кодификации законов Сперанский еще был занят в многочисленных комитетах и комиссиях. 6 декабря 1826 г. был создан секретный комитет для разработки программы административно-сословных преобразований, а также путей решения крестьянского вопроса. Сперанский представил на обсуждение ряд проектов - управления губерниями, дворянских корпоративных органов, статуса различных сословий, а также план постепенного упразднения сверху крепостного права в России.

По поручению Николая I Сперанский составил уставы – рекрутский, вексельный и торговой деятельности, «Учреждения» о коммерческих судах, казенных подрядах, духовных завещаниях. По предложению Сперанского с 1838 г. в каждой губернии стали издаваться «Губернские ведомости».

11 января 1839 года последовал  указ императора о возведении  Сперанского в графское достоинство, однако 11 февраля 1839 года Сперанского  поразил удар, и он скончался.

Заключение

Идеи Сперанского были усвоены передовыми умами, его работы служат важнейшим источником по истории российского законодательства и государства.

Судьба самого Сперанского была переменчивой. Он знал нищету владимирской деревни, блеск императорского двора, ссылку в Пермь за дерзкие реформаторские планы и переменчивое счастье полудержавного властелина. 

Информация о работе Роль М.М. Сперанского в развитии российского государства и права