Римская республика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 13:34, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность тематики – очевидна. История древнего Рима есть последний этап в развитии древнего мира. Это очень важный рубеж мировой оси истории, ознаменовавший собой кризис языческого периода развития и наступления христианской эры. Актуальность исследования состоит во все более возрастающем интересе как к изучению истории Древнего Рима, и главным образом государственно-политических аспектов его развития. Изучение истории римского общества - прослеживание основных закономерностей его экономического, социального, политического и культурного развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт - имеет особый интерес.

Содержание

Введение 3
Формирование древнеримской государственности 4
Государственный строй Римской республики 17
Заключение 30
Список использованных источников 31

Вложенные файлы: 1 файл

Римская Республика.docx

— 70.85 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

“Тихоокеанский государственный  университет”

 

 

Юридический факультет

 

Кафедра государственно - правовых дисциплин

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»

на тему «Римская республика»

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. УгП(б)зу-32

                                                                  Кушнарёв С.А.

                                                                          Проверил: канд. юрид. наук,

                                                                           доцент Н.Т. Кудинова

 

 

 

 

Хабаровск

2014г.

 

Содержание

Введение                                                                                                                    3

  1. Формирование древнеримской государственности                                      4
  2. Государственный строй Римской республики                                            17

Заключение                                                                                                             30

Список использованных источников                                                                    31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема исследовательской  работы называется «Государственный строй  Римской республики»

Актуальность тематики –  очевидна. История древнего Рима есть последний этап в развитии древнего мира. Это очень важный рубеж мировой  оси истории, ознаменовавший собой  кризис языческого периода развития и наступления христианской эры.

Актуальность исследования состоит во все более возрастающем интересе как к изучению истории  Древнего Рима, и главным образом  государственно-политических аспектов его развития. Изучение истории римского общества - прослеживание основных закономерностей его экономического, социального, политического и культурного  развития и выявление специфических, присущих только древнему Риму черт - имеет  особый интерес.

Научно-практическое новаторство  и оригинальность исследования состоят  в том, что, на взгляд авторов, ведущие  проблемы курса древней истории  получили наиболее четкое оформление и завершенность в римское  время. Из этого следует, что если ранней республике были свойственны первоначальные формы рабства, то для периода поздней республики, историческим содержанием которых был переход от системы античного демократического полиса к тоталитарному инвелирующему режиму, характерно значительное увеличении численности рабов, проникновение рабского труда в различные сферы экономической жизни государства.

В ходе работы были поставлены перед собой следующие цели и  задачи исследования:

  1. Формирование древнеримской государственности
  2. Государственный строй Римской республики

 

 

 

 

1. Формирование древнеримской государственности

Становление римского полиса.

Древняя Италия, история  которой на протяжении более тысячи лет, начиная с сер. I тыс. до н. э., будет связана с Римским государством, в предыдущий период представляла калейдоскоп  этнически разных народов. Активное заселение Италии началось во II тыс. до н. э., когда с севера вторглись  италийские племена. Кроме них, здесь  были поселения неиндоевропейских  племен – лигуров, пеласгов, осков, иллирийцев. С началом I тыс. до н. э. доминирующей силой в Северной Италии стали этруски – полузагадочный народ, оставивший многочисленные памятники искусства, предметы религиозного культа и надписи на не расшифрованном пока языке, однако происхождение которого неизвестно. На рубеже Х – VIII вв. до н. э. у большинства этих народов шли только самые первые шаги в направлении формирования политико-правовой общности: начиналось образование стабильной общинной и родовой администрации. В конце II тыс. до н. э. Италия, в том числе Северная, стала объектом колонизации ахейских греков; на юге эти колонии образовали мощную, но недолговечную Сицилийскую державу (VI-III вв. до н. э.). Возможно, что на месте будущего Рима уже с XIII в. до н. э. была небольшая колония микенских греков. Политическое и культурное влияние эллинов было важным фактором ускорения государственно-политического развития италийских и этрусских народов, с которыми в VIII – VI вв. до н. э. они вели интенсивную торговлю. 
Территориальная организация поселений следовала родоплеменным традициям. Первичной формой была деревня (vicus); несколько таких деревень сливались в окружную общину – pagus, который как бы объединял земли нескольких родов (или частей одного большого рода). Во главе каждого такого пага стоял выборный старейшина. С начала I тыс. до н. э. известны ранние города, которые были как бы племенным центром, где в укрепленном месте-замке (castellum) население тяготевших к нему пагов укрывалось во время опасности. Наибольшим развитием городов характеризовалось племенное объединение этрусков: у них города были уже центрами надобщинной администрации. 
Несколько таких поселков, принадлежавших разным этническим племенам, в середине VIII в. до н. э. слились в единое поселение, ставшее впоследствии городом Римом. Официально-мифологическая дата основания Рима, упомянутая римским историком Варроном – 21 апреля 753 г. до н. э., – никаких реальных исторических событий, вероятно, не отражает. Основание города и территориально, и политически было не единовременным. В первой четверти VI в. до н. э. возник будущий общественно-политический центр –форум (вероятно, место общего празднества, объединившего разноплеменное население поселков по отдельным римском холмам). Примерно в это же время один из холмов – Капитолий – становится крепостью нового города; с 509 г. до н. э. известен храм богини Юноны Капитолийской. Религиозная общность, несомненно, ускорила раннегосударственное объединение.

Военно-родовой  строй.

Единый римской народ (Populus Romanus) составился вначале из двух племен – рамнов (латинян) и тициев (сабинян); оба называли себя также квиритами (Quirites), что имело уже и политическое значение. Позднее в их союз вошло этрусское племя луцеров. Племенная организация осталась определяющей для Рима на весь ранний период протогосударства. Каждое племя (триба) разделялось на 10 общин – курий под руководством курионов; в свою очередь каждая курия – на 10 родов (gentes) под руководством декурионов. Избыточная «математичность» древнего подразделения заставляет видеть в нем некоторую искусственность, и, возможно, она была позднейшего происхождения. Реально, такая десятичная структура характеризовала, вероятно, древнюю военную организацию племен, а уже как производное – социальную. 
Основной единицей раннеримского общества и государственного уклада был род. По позднейшему, но исчерпывающему определению римского юриста Сцеволы, в род входили лица, обладающие общим именем (от одного предка), происходящие от свободных родителей, не имевшие своими предками рабов и не лишенные прав гражданина; кроме этого, род имел общую культовую традицию. Принадлежность к роду для эпохи раннего государства была тем самым вариантом статуса полноправного гражданина. Род был также субъектом землепользования, наследником имущества своих сородичей. Внутренне род подразделялся на семьи (familia), каждая во главе с отцом семейства, который обязательно был членом рода. Семья получала от рода свой участок земли в пользование. Отличия одного рода от другого были только культурными или обрядовыми: например, женщинам одного запрещалось носить золотые украшения, мужчины другого носили отличительные прически, в каком-то роде веками обходили когда-то опозоренное имя (у Клавдиев мальчиков не называли Луциями) и т. п. Мужчины рода воевали под командованием своего вождя – princeps gentis. 
Роды сливались в курию (от co-viria – сходка мужей); это было подобие греческих фратрий – религиозно-культовых объединений с общими обрядами и совместными трапезами. Курия была и вариантом народного собрания членов близких родов, где решались некоторые общие дела, а главным образом военные. Высшая единица социальной организации – триба (аналогия греческой филы) – была уже и раннеполитическим объединением. Ее возглавлял совет старейшин родов. 
Слияние племенных организаций в территориальную общность единого города сопровождалось (и одновременно закреплялось) формированием протогосударственной структуры. Такая государственно-политическая структура формировалась вокруг власти вождя – rex'a. Первым полуисторическим, полумифологическим вождем римской объединенной общины был Ромул (VIII в. до н. э.). С его именем связано как само образование города, так и создание первых раннеполитических институтов власти: «Заложив основания города, Ромул разделил всех, кто мог служить в войске, на отряды. Каждый отряд состоял из трех тысяч пехотинцев и трехсот всадников и назывался «легионом», ибо среди всех граждан выбирали только способных носить оружие. Все остальные считались простым народом... Сто лучших граждан Ромул назначил советниками и назвал их «патрициями», а их собрание – «сенатом», что означает «совет старейшин». Советников звали патрициями либо потому, что они были отцами законнорожденных детей, либо вернее, потому, что сами могли указать своих отцов: среди тех, кто стекались в город в первое время, сделать это удавалось лишь немногим».

С середины VIII в. до н. э. в  Риме установилась традиция власти вождя (царской власти), характерная для  протогосударства. Вскоре (если не с самого основания) город перешел под власть более развитого этрусского союза племен, в котором процесс государствообразования был более продвинут. Путем нововведений, проведенных первыми царями (Ромулом и Нумой Помпилием), отправление культа и священные жертвоприношения приняли единую форму и общеплеменной смысл; это, в свою очередь, способствовало политическому единству города. Этрусское господство закрепило государственно-политическое содержание царской власти (на что в условиях саморазвития потребовалось бы несравненно больше времени); от этрусков были позаимствованы регалии царской власти, переняты многие полномочия. Во взаимодействии с этрусским союзом Рим собственно и стал государственно-политическим организмом, полисом, опирающимся на особый родовой уклад. В рамках полиса оформилась и ранняя государственная организация.

Ранняя государственная  организация.

Организацию власти в ранний, так называемый царский период (VIII-VI вв. до н. э.) истории Рима еще нельзя назвать вполне государственной. В ней совмещались особый военно-родовой уклад, принявший систематическую форму благодаря особым обстоятельствам, и протогосударственные общественно-политические институты, которые затем стали подлинной основой римской государственности. 
Центральной фигурой власти в формирующемся полисе был rex (царь). Цари древнего периода не были монархами в позднейшем смысле этого слова; в большей степени они обладали властью вождя-правителя и так же были взаимосвязаны с родоплеменными общинными институтами (сродни раннегреческим басилевсам). Власть царя не была ни наследственной, ни полностью выборной. Только чисто формально на принятие власти новым правителем испрашивалось согласие по-особому организованного военно-народного собрания и совета старейшин. Согласно римской традиции, правитель сам определял своего преемника. Однако, поскольку подавляющее большинство из семи известных легендарных римских царей кончили жизнь не своей смертью, выверенной традиции престолонаследия политического характера, по сути, не существовало, и инициатива в выборе правителя была за советом старейшин. 
Царь был политическим, военным и религиозным вождем Рима. Его полномочия поэтому с самого начала имели как обычный, человеческий, так и священный смысл; действия царей получали мифологическое истолкование как воплощение воли богов. Цари обладали особыми знаками своей власти: скипетром, короной, особой одеждой-тогой; они появлялись в сопровождении отряда священных телохранителей-ликторов (от 12 до 24) с особыми топорами в связке прутьев – все это (и регалии, и ликторы) было перенято у этрусских вождей. Цари не могли вмешиваться во внутреннюю организацию и жизнь рода, тем более в отношения внутри римской семьи. Цари были организаторами войска и военачальниками в походах, им принадлежало право устанавливать законы общины – главным образом религиозные и культовые (а в силу этого влиявшие и на семейные права). Основные же полномочия вождей заключались в религиозном отправлении культа от имени города, принесении жертв, организации празднеств. Царь был и верховным судьей в наиболее важных делах. 
Другим властным и одновременно управительным органом был Сенат, или совет старейших (откуда и название). Его составляли главы родов: вначале, в правление Ромула, 100 (т. е. из одного племени), затем, после синойкизма с сабинянами, – 200, а со времени царя Тарквиния Приска – 300 сенаторов. Первые сенаторы были назначены вождем, а затем сенаторское звание стало наследственным. 
Важнейшим полномочием Сената в ранний период была организация избрания нового царя, а в случае затруднений при этом – отправление надобщинной власти в порядке междуцарствия. После кончины царя Сенат избирал из своего числа десятерых временных правителей, которые, сменяя друг друга, управляли полисом по 5 дней до тех пор, пока не определялись с выбором нового правителя. Сенат предлагал согласованную кандидатуру нового царя собранию народа и истолковывал так или иначе выраженную волю народа и богов (после свершения соответствующих обрядов). Сенату принадлежала и судебная власть по делам не первостепенной важности. Вопросы, ставившиеся в нем на обсуждение, решались голосованием. 
Основным институтом военно-родового уклада сохранялись народные сходки, или куриатные комиции. Собрания по куриям созывались в случаях особой важности: утверждение нового царя, решение военных вопросов. Регулярно собрания созывали цари: два раза в год, весной, перед выступлениям в военные походы; также ежемесячно их проводили жрецы для оглашения праздничных и непраздничных, судебных и рыночных дней. По легенде, собрания по куриям обладали законодательными и избирательными правами, но реально способов выражения этих прав не было. Дела решались или криком, или голосованием по куриям (каждой курии принадлежал один голос в полисной сходке, который подавал курион; внутри самой курии голосование было персональным). Курии выслушивали акты, предлагаемые царями в отношении союзов с другими племенами. Помимо это, они решали дела, касавшиеся межродовых или межкуриальных отношений внутри самого римского полиса: принятие рода в общину, переход семьи в другой род, изгнание из общины, а также утверждение завещаний глав семейств. Наконец, своими постановлениями (предложенными и истолковываемыми Сенатом и царями) они сообщали общеполисные полномочия выборным специальным управителям, помощникам царей; собственно, только в положительном случае голосования куриальное решение имело всю силу. 
Система должностных выборных лиц в ранний период была проста: ее образовывали несколько помощников царя. Главным из них был префект города, замещавший царя во время военных походов во всех вопросах, кроме религиозных. Для командования конными отрядами, игравшими со времени Ромула еще и роль гвардии, определялся всаднический трибун – предводитель; ему поручалась охрана городских стен и вообще забота об укреплении города. Наконец, каждая триба выделяла своего военного трибуна, которые были командирами легионов, а равно осуществляли и военно-судебную власть в рамках своей трибы                                                      . 
Важную роль во властной организации играли жрецы. Древнейшей жреческой коллегией были фламины – трое верховных жрецов главных богов Рима (Юпитера, Марса, Квирина – вероятно, от трех племен). Они находились под руководством царя и были его помощниками во время общегородских обрядов и празднеств; личность фламинов была неприкосновенной. Второй жреческий ранг составляли авгуры – они были истолкователями религиозных знамений и жертвоприношений. В этом отношении они имели значительное влияние на действия властей: могли признать дни народных собраний или выборов «неблагоприятными», могли посчитать избрание магистрата или организацию похода «несоответствующими воле богов». Наконец, условно третье по значимости место занимали понтифики – их было трое (по-видимому, также от племен). Эти жрецы были не столько священнослужителями, сколько помощниками у верховных по религиозно-правовым вопросам. Понтифики свидетельствовали судебные обряды, вообще дела, имевшие отношение и к праву и к религии (торжественные родовые акты, заключение брака и т. п.); они же определяли пригодные для судебных слушаний дни. Кроме этих, особая коллегия фециалов руководила отношениями между Римом и другими народами, если закрепление союзов или контактов выходило на уровень обрядов; они же вели переговоры в преддверии возможных войн. 
Влияние жрецов, религиозных традиций вообще было весьма значительным в организации власти в Риме «царского периода». Военные по происхождению властные институты получали свои полномочия через религиозно-сакральную санкцию. Такое сочетание не только было характерным для любого протогосударства, но и составляло историческую особенность этого первого этапа (VIII-VI вв. до н. э.) становления римской государственности.

 

Переход к военно-республиканскому строю.

Второй этап (VI – нач. IV в. до н. э.) становления государственности Рима вобрал в себя процессы распада прежнего военно-родового уклада и формирования на месте царской власти новых государственно-политических институтов. 
В конце VI в. до н. э. этрусское господство над большей частью Италии ослабело, города латинов, умбров, самих этрусков обособились. Древний «союз 12 племен», по-видимому, утратил власть и над Римом. В 510/509 гг. до н. э. римский народ, по легенде, изгнал последнего из царей этрусской династии – Тарквиния Гордого, а вместе с этим полис обрел полную политическую самостоятельность. С изгнанием Тарквиния прекратилась вообще власть вождя-царя. Вместо него народное собрание, по предложению префекта города, избрало двух консулов, которые совместно должны были выполнять функции прежнего rex'a. Установление консулата не было простым переиначиванием прежнего порядка власти (и ранее у царя был помощник по городским делам – префект): консулы получали полномочия только на 1 год, обязаны были считаться друг с другом, а главное – выборы отныне становились регулярными. Два консула не имели более тех священных прав, что были у царя, – с этого времени светская власть начинает разделяться с религиозно-жреческой.

 
Переход к ранней государственности  с новыми институтами власти не был  простым. Единовластное правление  продолжало вызывать симпатии, особенно в условиях нараставшей межсословной борьбы внутри римской общины (см. ниже). Однако знать, представленная в Сенате, ощутила для себя все преимущества нового порядка: в 485 г. до н. э. консул Спурий Кассий был даже сброшен со скалы за «стремление к царской власти», а реально – за нежелание считаться в управлении и законодательстве с мнением представительных учреждений. 
Изменения в организации верховной власти сопровождались крупными переменами в общей полисной структуре, которые сыграли роль почти социальной революции.

 
Римская община перестроила свою внутреннюю организацию с родовой на территориальную. С начала V в. до н. э, городское население было разделено на 30 условных триб (которые не имели ничего общего с прежними племенами), в том числе 4 городские и 26 сельских. Новые трибы обрели права самоуправления (подобно афинским демам), запись в трибу означала обязательность военной службы и податей. Первоначально причисление к трибе было взаимосвязано с владением землей, поэтому в сельские были расписаны более зажиточные, а в городские - беднейшие слои населения. Позднее это перестало играть такую роль. Организация новых триб должна была оформить новое социальное единство полиса. 
Была проведена реорганизация войска на основе общей воинской службы. Ранее римское ополчение было племенным: 3 тыс. пехотинцев и 300 всадников по 1/3 от старой трибы-племени. В новых условиях начинавшейся борьбы за лидерство в латинских областях и численно возросшего населения города такой порядок устарелым. Согласно новому устройству, записавшиеся в трибу разделялись на 5 классов соответственно размерам земельного участка, которым римляне владели: свыше 20 югеров, в 15 югеров, в 10 югеров, в 5 югеров и менее 2 югеров*. По объявленному имуществу - цензу – римляне записывались в воинские подразделения - центурии (сотни), причем более зажиточные (о богатстве при таких размерах участков речи не идет) должны были служить тяжеловооруженными воинами или всадниками, но имели и некоторые привилегии. Введение исчисления имущественного ценза и соответственное этому строение армии было почти окончательным ударом по военно-родовому укладу протогосударства. Войско теперь формировалось из 18 конных и 193 пехотных центурий, причем за первым классом были записаны все конные и 80 пехотных центурий. На протяжении 475-430 гг. до н. э. военные центурии закономерно трансформировались в институты политического волеизъявления народа – в центуриатные комиции, которые стали давать согласие консулам на важнейшие государственные решения (как видно, гражданам 1-го класса в этих комициях принадлежало большинство, поскольку каждая центурия имела 1 голос; остальные только присутствовали). Распад военно-родового уклада тем самым положил начало формированию новых институтов народовластия, хотя и ограниченного. 

Информация о работе Римская республика