Референдум: понятие, виды и практика применения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:59, реферат

Краткое описание

Цель данного исследования – изучить понятие «референдум», его виды и практику применения.
Для достижения цели данного исследования необходимо решение следующих задач:
- определить понятие референдума и изучить историю его становления в зарубежных странах;
- выявить и рассмотреть виды референдума;
- проанализировать практику применения и процедуру проведения референдума в зарубежных странах.

Содержание

Введение…………………………………………………………..…………….3
Глава 1. Понятие референдума и история его становления в зарубежных странах…………………………………………………………….…………….4
Глава 2. Виды референдума……………………………………..…………….8
Глава 3. Практика применения и проведения референдума в отдельных странах…………………………………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………...………..15
Список использованной литературы……………………………...…………16

Вложенные файлы: 1 файл

КПЗС Общая чпсть.docx

— 44.65 Кб (Скачать файл)

 

 

ФГБОУ ВПО Орловский государственный университет

                      Юридический факультет

 

 

 

 

 

                             Реферат по дисциплине:

                       «Конституционное право зарубежных  стран» 

                                                      на тему:

                 «Референдум: понятие, виды и практика применения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орёл, 2013

План.

Введение…………………………………………………………..…………….3

Глава 1. Понятие референдума и история его становления в зарубежных странах…………………………………………………………….…………….4

Глава 2. Виды референдума……………………………………..…………….8

Глава 3. Практика применения и проведения референдума в отдельных странах…………………………………………………………………………11

Заключение…………………………………………………………...………..15

Список использованной литературы……………………………...…………16

 

Введение.

 

Актуальность.  Развитие современного конституционного права невозможно представить без института референдума, прочно занявшего свое место среди других государственно-правовых институтов. Являясь одной из форм непосредственной демократии, он отражает

общие тенденции к демократизации различных аспектов жизни общества,

расширению участия граждан в управлении государственными делами, решении важных вопросов, затрагивающих интересы большинства населения. Референдум проворится по актуальным, жизненно важным вопросам, поэтому народ как единственный источник и носитель права, имеет право участвовать в управлении государством и решать его вопросы. Поэтому референдум – как форма непосредственной демократии должен существовать и проворится.

Цель данного исследования – изучить понятие «референдум», его виды и практику применения.

Для достижения цели данного исследования необходимо решение следующих задач:

- определить понятие референдума  и изучить историю его становления  в зарубежных странах;

- выявить и рассмотреть  виды референдума;

- проанализировать практику  применения и процедуру проведения  референдума в зарубежных странах.

 

 

 

 

 

           Глава 1. Понятие референдума и история его становления в зарубежных странах.

 

Для того чтобы исследовать сущность референдума как особого правового явления, необходимо в первую очередь обратиться к определению понятия референдума и истории его становления.

Термин «референдум» имеет латинское происхождение от слова «referendum»,что в переводе означает «то, что должно быть сообщено». Этот термин означает голосование, с помощью которого может приниматься как государственное, так и самоуправленческое решение.1  Это решение в зависимости от территории его принятия может иметь общегосударственный или же местный характер.

Для более точного и правильного изучения понятия референдума, необходимо обратиться к соотношению референдума и иных институтов непосредственной демократии.

Как отмечает М.Н. Марченко, «в некоторых зарубежных и отечественных актах референдум представляется не иначе как народным (ст. 75 Конституции Италии) или всенародным (ст. 921 Конституции Испании) актом и напрямую ассоциируется с выборами, голосованием или опросом».2 Но это мнение нельзя считать достаточно верным, так как различия все же имеют место.

Обращаясь к соотношению референдума и института выборов, можно заметить, что отличия между ними часто очень относительны и трудно уловимы. Так, в ходе проведения выборов и в ходе проведения референдума, на голосование приходит один и тот же корпус избирателей – электорат.

Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объекте волеизъявления избирателей. При выборах таким объектом является кандидат в депутаты или на другую выборную должность (президент, вице-президент, губернатор штата, мэр и т.д.). При референдуме объектом волеизъявления является не человек (кандидат), а определенный вопрос, по которому проводится референдум, - закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, какая-либо проблема, касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическая проблема.

Другое отличие заключается в том, что результаты выборов могут определяться как по мажоритарным, так и по пропорциональным системам, а результаты референдума могут быть определены только на основе принципов мажоритаризма.3

Сложное соотношение имеет референдум с плебисцитом. Если рассматривать эти понятия с юридической точки зрения, то между ними нет разницы. Но существуют стилистические различия: плебисцитом обычно называют референдум по вопросам, которые имею для страны судьбоносный характер, эти вопросы важны для всех членов общества. К плебисцитам относится решение таких вопросов как вопросы о форме правления в государстве, о доверии лидеру страны или о принадлежности спорной территории и другие.

В некоторых странах, например во Франции, плебисцит считается более широким понятием, чем референдум, который рассматривается как разновидность плебисцита. В других странах, например в США, не делают различия между плебисцитом и референдумом.

Что касается авторитарных режимов , то в практике они иногда могут именоваться как плебисцитарная демократия. Это значит, что лидер, которому принадлежит личная или диктаторская власть обходит решения представительных органов, вынося вопросы на общее голосование избирателей, которые зачастую не могут вообще разобраться в сути вопроса, доверяя своему лидеру. Такая практика проведения подобных референдумов была в Египте в 1976-1978 годах.

Иногда референдум может характеризоваться как всенародный опрос. Но если обратиться к термину «опрос», то можно сделать вывод, что решения принятые таким путем не обязательно носят нормативный и обязательный характер, чего нельзя сказать о решениях, которые принимаются на референдуме непосредственно.

Референдум как форма непосредственного участия населения в решении важнейших вопросов социально-экономической, политической жизни общества, а также в решении территориальных и международных споров – явление далеко не новое. Историю развития института референдума можно разбить на три периода.4

Первый период (середина XV – середина XIX в.) характеризуется появлением и становлением института референдума в зарубежных странах. В специальной юридической литературе датой проведения первого референдума принято считать 1439 г. (кантон Берн, Швейцария).

Второй период (конец XIX – начало XX в.) – закрепление и широкое

распространение института референдума в зарубежных странах. Следует отметить, что в конце XIX – начале XX вв. конституциях некоторых западных государств появились статьи, предусматривающие возможность обращения к референдуму при решении не только внутренних, но и внешнеполитических вопросов.

Третий период (середина XX в. – настоящее время) – утверждение референдума как формы народовластия. В последующий период, и особенно после Второй мировой войны, практика использования института референдума в политической жизни и правотворческой деятельности западных стран получила еще более широкое распространение. Референдум вышел на первое место среди других институтов непосредственной демократии.

Для уяснения сущности и понятия референдума следует сказать о том, какие вопросы могут выносится на общенародное голосование. Вопросы, которые выносятся на всенародное альтернативное голосование, или совокупность предлагаемых вариантов вопросов и ответов называются формулой референдума. Данные вопросы предполагают положительный или отрицательный ответ избирателя, а также выбор из нескольких возможных решений. Будет принято то решение, которое собрало наибольшее число голосов избирателей по сравнению с другими.

Общим правилом является то, что формула референдума не должна включать вопросы:

— чрезвычайного и безотлагательного характера (принятие экстраординарных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения);

— требующие специальных знаний (принятие и изменение бюджета, исполнение или изменение внутренних финансовых обязательств государства);

— ответ на которые известен заранее (повышение заработной платы, снижение налогов).

Не могут выносится на общенародное голосование вопросы о формировании состава органов государственной власти а также органов местного самоуправления или же об их персональном составе, также не могут задаваться вопросы об амнистии или помиловании.5

Вывод. Таким образом, референдум является одним из институтов непосредственной демократии, имеет сходства и различия в выборами, плебисцитом и другими формами непосредственной демократии. Само явление референдума не ново и прошло достаточно долгий исторический путь. Под референдумом следует понимать голосование избирателей по вопросу, который имеет всеобщее значение, по итогам этого голосования принимается или отклоняется вариант решения вопроса, который непосредственно выносился на референдум. Как правило на референдум выносятся животрепещущие, актуальные вопросы, которые касаются как государства в целом, так и всего народа этой страны.

 

Глава 2. Виды референдума.

 

Классификация референдумов достаточно условна, впрочем, как и многих других конституционно-правовых институтов. Можно выделить большое количество критериев для классификации референдумов. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся классификации.

В зависимости от предмета различают следующие виды референдумов:

Первый вид – конституционный, при котором на голосование выносятся:

а) проект конституции или

б) проект конституционной поправки.6

В частности, такого вида референдумы имеют место в таких западных странах, как Франция, Швейцария, Исландия. Так, например, когда во Франции в 1958 г. разразился правительственный кризис – правительство оказалось неспособным управлять страной, и страна оказалась перед угрозой гражданской войны, ― большая часть народа поддержала требование о передаче власти генералу Шарлю де Голю. Придя к власти конституционным путем, де Голь выдвинул условие: отмена послевоенной парламентской конституции 1946 г. и разработка новой конституции, способной учредить «сильное государство» с широкими полномочиями Президента республики. Конституционная комиссия по прямому указанию де Голя разработала такой проект конституции. Минуя парламент, конституция 28 сентября 1958 г. была утверждена на референдуме.

В Швейцарии поправки к конституции вначале принимаются парламентом, а затем передаются на утверждение на референдум. В Италии поправки к конституции могут быть приняты палатами парламента после двух последующих обсуждений с промежутками не менее 3 месяцев и одобрены на референдуме, который проводится по требованию 1/5 членов одной из палат парламента, или 500000 избирателей, или 5 областных советов.

Второй вид референдума – законодательный: на голосование выносится проект закона (в Италии референдум не проводится, если поправки приняты 2/3 голосов в каждой палате Парламента).

Также в этой классификации могут выделятся и международно-правовые, административные референдумы, референдумы по финансовым вопросам. Цели и содержание таких референдумов определяется их названиями.

Различаются референдумы и по способу проведения:

а) обязательный – когда проект соответствующего акта обязательно подлежит ратификации избирательными корпусами решение иным образом не может быть принято. Например, проект конституционной поправки к Конституции Испании в 1978 г. Например, согласно статьи 140 Конституции Швейцарской Конфедерации на голосование народа и кантонов выносятся:

а) изменения Союзной конституции;

b) вступление в организации коллективной безопасности или наднациональные сообщества;

с) объявленные срочными союзные законы, которые не имеют конституционного основания и срок действия которых превышает один год;

эти союзные законы в течение одного года после их принятия Союзным Собранием подлежат вынесению на голосование.7

б) факультативный – когда инициатива проведения конституционного или законодательного референдума может исходить от:

− избирательного корпуса (США);

− субъекта федерации (Швейцария);

− центральной власти (Франция).

В особую группу обычно выделяют консультационные референдумы, которые проводятся с целью выяснения воли избирательного корпуса при решении важных международных вопросов. Например, вступление в ООН Швейцарии, вступление в НАТО Испании, вступление в ЕЭС и дальнейшее пребывание в нем Великобритании.

По сфере применения референдум может быть:

а) общенациональным, если он проводится в масштабах государства;

б) местным, если он проводится в отдельных субъектах федерации или же административно-территориальных единицах (например, в 22 штатах США). Конституции 22 штатов США содержат положения, согласно которым по требованию 5% избирателей одобренный легислатурой штата законопроект должен быть утвержден на референдуме).8

Информация о работе Референдум: понятие, виды и практика применения