Ресурсы власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 22:08, доклад

Краткое описание

Как уже указывалось, вторая сторона взаимоотношения субъекта и объекта власти – это осуществление субъектом своей властной воли в отношении объекта. Посредством чего достигается осуществление властной воли? Посредством использования ее субъектом особых средств. В западной политологии они получили название ресурсов власти.

Вложенные файлы: 1 файл

ресурсы власти.docx

— 12.74 Кб (Скачать файл)

Ресурсы власти

Как уже указывалось, вторая сторона взаимоотношения субъекта и объекта власти – это осуществление  субъектом своей властной воли в  отношении объекта. Посредством  чего достигается осуществление  властной воли? Посредством использования  ее субъектом особых средств. В западной политологии они получили название ресурсов власти.

Ресурсы власти – это все  те средства, использование которых  обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта.

Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций  ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:

— утилитарные;

— принудительные;

— нормативные.

Утилитарные ресурсы –  это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и  целые слои населения.

Принудительные ресурсы  – это меры административного  наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических  санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных  в общности интересов граждан  и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

В отечественной политологии  наиболее распространенной является классификация  ресурсов власти в соответствии со сферами общественной жизни. Соответственно выделяются экономические, социальные, культурно-информационные и политико-силовые  ресурсы.

Экономические ресурсы –  это материальные ценности, необходимые  для общественного производства и потребления: средства производства, земля, полезные ископаемые, продукты питания, деньги как их всеобщий эквивалент.

Социальные ресурсы –  это понижать или повышать социальный статус человека, его место в социальной стратификации. Это возможность  воздействовать на такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, льготы и т.д.

Культурно-информационные ресурсы  – это знания и информация, а  также средства их производства и  распространения: институты науки  и образования, СМИ и др. Как  считает известный американский социолог О. Тоффлер, в 21 веке традиционные ресурсы власти, такие как сила и богатство, утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Они становятся важнейшим ресурсом власти.

Силовые ресурсы – это  оружие и средства физического принуждения, а также специально подготовленные для их применения люди. Их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд  и прокуратура с их вещественными  атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.п. Этот вид ресурсов традиционно  считается наиболее эффективным  источником власти, поскольку его  использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и  имущества.

Ресурсы власти могут использоваться для наказания, для поощрения, для  убеждения и для принуждения. Наказание, поощрение, убеждение, принуждение  – это методы осуществления власти.


Информация о работе Ресурсы власти