Введение
Каждое государство имеет
свою территорию, определяющую пространственные
пределы распространения его власти. Масштабы
и структура территории оказывает существенное
влияние на организацию государственной
власти. В целях наилучшего осуществления
этой власти ее организация обычно привязывается
к структурным частям территории данного
государства. В одних случаях это могут
быть только обычные административно-территориальные
единицы (области, округа, районы и др.);
в других - особые автономные территориальные
образования (автономные области, автономные
округа, автономные районы и др.); в-третьих
- более или менее самостоятельные государства
или подобные им образования (республики,
штаты, земли и другие субъекты федерации
и др.).
На выбор формы политико-территориальной
организации государства оказывает
существенное влияние целый ряд различных
факторов, и только комплексный учет их
в каждом отдельном случае позволяет правильно
понять, почему в данном государстве избрана
именно такая, а не иная государственная
форма. Обычно такими факторами являются:
масштабы территорий и численность населения;
этнодемографический состав и структура
населения, характер его расселения; исторические,
национальные, конфессиональные и иные
традиции; условия и особенности возникновения,
утверждения и развития страны; природно-географическая
обособленность составных частей территории;
бытовые и иные особенности регионов и
др.
Актуальность темы
Устойчивость государственных
институтов, всей политической жизни
общества во многом зависит от формы
государственного устройства. Форма государственного
устройства отражает территориальную
структуру государства, соотношение между
государством и его составными территориальными
единицами.
Важно уточнить, что территория
- один из основных признаков государства
и важнейший элемент познания сущности
государства как формы политической организации
общества – представляет собой фундамент
построения системы органов государственной
власти и местного самоуправления, направленный
на успешное решение проблем рациональной
организации государства.
Проблемы территориальной
организации государства традиционно
находились в центре внимания отечественных
и зарубежных исследователей. На сегодняшний
день в силу ряда субъективных и
объективных факторов, возникших
в отдельных странах мира (разрушение
СССР, раскол Югославии и др.), актуальность
учения о формах государственного устройства
приобрела новое звучание. Что, в свою
очередь, способствовало обострению интереса
современных исследователей к теоретическим
и практическим проблемам территориальной
организации государства и привело к появлению
самых разнообразных подходов к определению
понятия и классификации формы государственного
устройства.
Для России вопросы территориального
устройства и управления, особенно
на государственных уровнях (федеральном
и региональном), представляют особую
важность в связи с огромными
масштабами территории, населения, природных
и материально-технических ресурсов,
а также уникальным евро-азиатским
географическим и геополитическим положением.
В государственно-территориальной структуре
России, однако, имеется еще много проблем.
Главная из них - создание территориально-организационной
системы, адекватной новому политическому
типу государства и рыночным экономическим
отношениям.
Государство объединяет разнородные
(в этническом, религиозном, языковом,
культурном отношениях) социальные общности,
поэтому возникает потребность
обеспечить взаимодействие этих общностей
и целостность государства. Управление
большим государством, имеющим значительную
территорию и многочисленное население,
из центра достаточно трудно, что предполагает
создание довольно сложной системы
управления.
Объект и предмет
исследования
Объектом исследования является политико-территориальное
устройство страны, а предметом - ее формы,
различия между устройством РА и РФ.
Цель исследования
Целью исследования является выявление
важности выбора конкретного типа политико-территориального
устройства исходя из особенностей страны.
Методы исследования
Написание работы сопровождалось
анализом научной литературы, отечественной
и зарубежной, их сопоставлением. Множество
публикаций, статей в интернете помогли
создать целостное представление
о политико-территориальном устройстве
государств.
База исследования
В качестве информационного
материала были использованы учебные
и справочные материалы, публикации,
интернет ресурсы.
Для обоснования теоретической
базы исследования были использованы
материалы таких авторов, как Гранберг А.Г., В.В.
Кистанов, Масленникова Е.,
Чиркин В.Е. и других.
1
1. Политико-территориальное
устройство: основные понятия, формы
Для характеристики территориальной
организации государства в разрезе
осуществления государственной
власти, отношений с территориальной
группировкой населения долгое время
употреблялся, да и сейчас используется
термин "государственное устройство".
Однако понятию "государственное
устройство" придается излишне
широкое значение в обыденной
речи. В политической литературе нередко
имеется в виду государственный строй
в целом, в то время как с юридических позиций
под этим понятием подразумевается лишь
устройство территории государства. Поэтому
в последние годы в региональной науке
этот термин стремятся заменить формулировкой
"политико-территориальное устройство". 1
Даже выполняя задачу экономического
районирования, учитывая исторические,
этнические факторы, традиции, такое
устройство в конечном счете имеет
политические цели. Этим оно отличается
от определенных экономико-географических
понятий: экономических зон, регионов
и региональных объединений. Вместе
с тем следует отличать политико-территориальное
устройство от состава государственной
территории, так как территорией
государства являются также территориальные
моря, континентальный шельф, воздушное
пространство.
Политико-территориальное
устройство - это структура административного
и территориального построения государства,
характеризующаяся системой взаимоотношений
составных частей государства и его органов
между собой и населением.
Существуют два основных
организационно-правовых типа государства
- унитарное и федеративное. Кроме того,
выделяют еще один вид - конфедерацию.
Административно-территориальное
устройство - это разделение территории
государства на части в соответствии с
системой органов управления. Вопросы
организации власти в государстве неразрывно
связаны с его территориальным устройством,
ибо функционирование органов власти
осуществляется в границах определенных
территориальных единиц, на которые делится
любая страна. В соответствии с административно-территориальным
делением организуется государственная
власть на местах. Административно-территориальное
деление имеет несколько уровней, что
предопределяет иерархичность в построении
единой централизованной системы государственных
органов, соподчиненность государственных
органов, действующих на разных территориальных
уровнях управления.
Административно-территориальное
деление и закладываемое, как
правило, в его основу экономическое
районирование составляют пространственный
"базис" территориально-организационной
системы государства, или его территориального
устройства, а управленческую "надстройку"
образует привязанная к территориальному
делению система общегосударственных,
региональных и местных органов власти
и управления. 2
Таким образом, в зависимости
от наличия либо отсутствия суверенитета
у составных частей государства государственное
устройство делится на:
3
- Простая форма (унитарное государство);
- Сложная форма (федерация, конфедерация).
Унитарное государство (от лат. "unitas" - единство) - простое,
единое государство, которое характеризуется
отсутствием у административно-территориальных
единиц признаков суверенитета (Республика Армения).
Отличительные признаки
унитарного государства:
- Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;
- Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру;
- Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);
- Наличие единого гражданства.
Федерация (от лат. "foederatio" - объединение,
союз) - сложное, союзное государство, части
которого являются государственными образованиями
с ограниченным государственным суверенитетом. Строится на распределении
функций управления между центром и субъектами федерации(Российская Федерация).
Отличительные признаки
федеративного государства:
- Предметы ведения и полномочия разделены между государством в целом (федерацией) и его составными частями (субъектами федерации), существует также совместная компетенция по отдельным вопросам;
- Двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру - верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того субъекты также формируют свои местные парламенты);
- Двухуровневая система законодательства (конституция и законы существуют как на уровне федерации, так и на уровне каждого субъекта);
- Наряду с общефедеральным гражданством у субъектов федерации, как правило, есть возможность устанавливать собственное гражданство.
Конфедерация (от позднелат. "confoederatio") - временный
союз государств, создаваемый для достижения
политических, экономических, культурных
и прочих целей. Является переходной формой
государства, в дальнейшем или же преобразуется
в федерацию, или же снова распадается
на ряд унитарных государств (как это стало
с Объединённой Арабской Республикой).
Признаки конфедерации:
- Составные части являются суверенными государствами, обладающими всей полнотой государственной власти;
- Каждое союзное государство имеет собственную систему органов власти и вооружённые силы, на уровне конфедерации образуются лишь высшие координирующие органы;
- Каждое союзное государство имеет собственную конституцию и систему законодательства, на уровне конфедерации может приниматься своя конституция, но единого законодательства, как правило, не создаётся (любое решение единого конфедеративного органа требует утверждения каждым государством-членом);
- Нет единого гражданства конфедерации;
- Каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей.
2. Политико-территориальное
устройство РФ
Российская Федерация - федеративное
государство, национально-территориальная
федерация, в основе формирования которого
положен и территориальный, и национальный
принципы образования субъектов. В составе
Российской Федерации 83 равноправных субъекта
федерации, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города
федерального значения, 1 автономная
область, 4 автономных
округа. 4
В связи с этим при рассмотрении
политико-территориального устройства
республики нередко называют национально-государственными
образованиями; края, области, города федерального
значения – административно-территориальными
образованиями; автономную область и автономные
округа – национально-территориальными
образованиями.
Система органов государственной
власти субъектов федерации определяется
общими принципами, устанавливаемыми
федерацией. В каждом регионе имеется
законодательный (представительный) орган
(парламент, законодательное собрание)
и исполнительный орган (правительство).
Во многих существует также должность
высшего должностного лица (президент, губернатор), которые наделяются полномочиями
законодательными органами власти субъекта
федерации по представлению Президента
России и могут занимать свой пост неограниченное
число раз.5
Россия также подразделяется
на 8 федеральных
округов, в каждом из которых работает полномочный
представитель президента России. Субъекты федерации имеют
своё административно-территориальное
деление. Как правило, основными административно-территориальными
единицами в составе субъекта федерации
являются районы и города областного (республиканского,
краевого, окружного) значения.
Административно-территориальное
устройство России, оставаясь важным
инструментом регулируемого экономического
и социального развития управляемой
территории, представляет собой достаточно
сложное и многостороннее явление.
В Российской Федерации с ее огромной
и многоресурсной территорией и федеративной
государственностью административно-территориальное
устройство имеет важнейшее значение
для успешного функционирования всей
политической системы общества и решения
задач хозяйственного и социально-культурного
строительства.
Нельзя не отметить значения
административно-территориального устройства
для государственного регулирования рыночной
экономики, поскольку роль отраслевого
управления в значительной степени снизилась.
Система прямых (целевые программы, бюджетные
трансферты и инвестиции) и косвенных
(налоги, кредиты и т.д.) регуляторов построена
в территориальном разрезе, по субъектам
Федерации. Однако переход к территориальной
системе управления отнюдь не означает
игнорирования отраслевых связей. Речь
идет о таком управлении, которое достаточно
гибко способно сочетать интересы экономических
районов, административно-территориальных
единиц с интересами отраслевых комплексов
и рынков.