Особенности происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 06:59, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в ходе экономических и социальных реформ Россия движется от тоталитарного к правовому государству. Понимание проблемы соотношения государства и права необходимо каждому гражданину и тем более студенту-юристу.
Цель представленной работы - изучить закономерности развития государства и права.
Исходя из цели были сформулированы следующие задачи:
- изучить общие закономерности возникновения государства и права.
- рассмотреть закономерности развития государства.

Содержание

Введение …………………………………………………………..…............
3
1 Особенности возникновения государства и права …………… …..........
5
1.1
Причины и пути возникновения права ……………………………..
5
1.2
Пути возникновения государства ………………………………......
10
2 Теоретические основы закономерности развития государства и права …
14
2.1
Закономерности развития государства и права ….………………….
14
2.2
Общие закономерности возникновения государства и права ……..
18
Заключение…………………………………………………………….............
21
Список использованной литературы…………………………………...........
23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 71.97 Кб (Скачать файл)

В целом же и в этом регионе земного шара процесс монополизации функции общественного управления общинной верхушкой, т.е. зарождение государства, при отсутствии частной собственности на основное средство производства и разделения общества на классы являлся типичным, определяющим в становлении государственности, естественный ход которого был нарушен в результате колонизации материка.

 

 

Глава 2. Теоретические основы закономерностей развития государства и права

 

2.1 Закономерности  развития государства и права

 

Выявление и анализ повторяющихся, т.е. закономерных, связей, определяющих ход развития государства, позволяют и увидеть настоящее, и заглянуть в будущее данного феномена.

Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Однако главные импульсы к движению вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом.

Современная отечественная теория государства и права, хотя и использует формационный подход в типологии государства и права, выделяя вслед за советской теорией рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства и права, тем не менее, не усматривает в смене одного типа государства и права другим тех закономерностей, о которых говорила советская наука. Так, по мнению А. П. Бутенко, согласно исторической концепции К. Маркса переход от первичной (доклассовой) формации к вторичной (классовой) формации имеет свои варианты: от первобытнообщинного строя возможно развитие и к рабству, и к феодализму, и к азиатскому способу производства [8]. А это значит, что у разных народов исторически первым был не только рабовладельческий тип государства и права, но также феодальный и восточный (азиатский) типы [8].

Одна из основных закономерностей, следуя точке зрения Алексеева С. С., эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации (как совокупности материальных и духовных достижений общества) и развития демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей.

Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства. Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государства — возрастание его роли в жизни общества.

Названная закономерность проявилась в полной мере во второй половине XX в. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы — министерства экономики, труда, культуры, образования и др. [3].

В этой связи небесспорно мнение С.С. Алексеева о том, что в «развитии государства может быть отмечен и ряд других тенденций: "уход" государства от экономики, все большее его отдаление от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника». Практика показала, что именно сегодня в силу многих причин государство «пришло» в экономику и тем самым стабилизировало экономическую жизнь, оградило ее от экономических потрясений во многих странах мира. Поэтому высказывание С.С. Алексеева может быть применимо только к нашей стране, где разгосударствление общества, его экономики привело, к сожалению, к умалению, минимизации роли государства во всех сферах жизни, в том числе экономической.

Примерно такую же позицию в этом вопросе занимает и В.Д. Перевалов, с той лишь разницей, что в качестве тенденций, определяемых основной закономерностью (превращение государства из примитивного, "варварского" образования принудительно-репрессивного характера в политическую организацию всего общества), он называет возрастание социальной роли государства в жизни общества, гуманизацию государства, развитие институтов либеральной демократии, тесное сотрудничество государств в решении глобальных проблем [9].

По мнению В.Е. Чиркина, развитие государства подчинено следующим закономерностям. Во-первых, развитие государств свидетельствует о волнообразном движении: усиление роли государства приводит к критической точке, за которой следует либерализация. Если она становится чрезмерной, утрачивается необходимая степень управляемости обществом, что может привлечь падение жизненного уровня населения и создать условия для возникновения государства-диктатуры. Во-вторых, долговременные тенденции развития государства свидетельствуют о процессах демократизации и социализации государства. В-третьих, наряду с процессами демократизации в современных условиях, в условиях постиндустриального, информационного общества развитие все более идет по пути создания технологического и технократического государства. В-четвертых, по мере развития уменьшается роль принуждения. Государство, его органы стремятся разрешать конфликты на базе компромиссов и консенсуса. В-пятых, возрастает обилие и разнообразие переходных, гибридных, промежуточных форм государственности. В-шестых, в наше время становятся более резким "взлеты" и "падения" в развитии государственности [10].

Встречаются попытки и более конкретного анализа закономерностей развития государства. Так, например, А.Л. Гуторова, учитывая взаимоотношения государства, общества и личности, считает возможным, хотя в определенной степени и условно, выделить пять основных этапов эволюции государства: традиционное государство, конституционное демократическое государство, правовое государство, социальное государство, маркетинговое государство [11].

Иную трактовку эволюции государства дает В.Я. Любашиц. Опираясь на категорию "исторический тип государства", которая, по его мнению, предполагает необходимость генетического подхода к государству, его познания в динамическом состоянии зарождения, перехода к развитым формам, гибели данного конкретно-исторического типа государства и замены его государством иного исторического типа, ученый выделяет три исторических типа государства: традиционное государство, феодальное государство и современное государство [12].

Вопрос о закономерностях развития государства не имеет в современное научной литературе единообразного решения и, как представляется, нуждается в дальнейшем исследовании. Так же как и вопрос о закономерностях развития права, на который в наше время существует две точки зрения.

Так, О.Э. Лейст, прослеживая закономерности развития права и исходя из качественных особенностей права той или иной общественно-экономической формации, выделяет три сменяющих друг друга исторических типа права: сословное право, формальное право и социальное право [13].

Иной позиции придерживается Т.В. Кашанина, выделяя три стадии. В качестве первой стадии (стадии детства) ею выделяется архаичное право. Особенности которого она видит в том, что нормы этого права вырабатываются "снизу", самим народом, носят локальный, местный характер, чаще всего принимают характер обычаев. В качестве второй стадии (стадии юности) выделяется сословное или корпоративное право (можно называть протоправом, так как оно не являлось еще настоящим правом, в подлинном понимании этого слова). Возникновение его являлось, по мнению автора данной точки зрения, результатом постепенного развития экономики и сопутствующей экономическому процессу специализации общественного труда, а отсюда - неумолимой дифференциации обществ. Третьей стадией (стадия зрелости) является, по мнению Т.В. Кашаниной, развитое или общегосударственное право. Главные особенности: во-первых, в целенаправленном формулировании норм преимущественно органами государства, причем особой их разновидностью - законодательными органами, и, во-вторых, в защите правовых норм органами государства и, прежде всего, правоохранительными органами.

Прогнозируя развитие права на будущее, Т.В. Кашанина полагает, что вначале, вероятно, будут созданы континентальные системы права, которые в дальнейшем сольются в одну мировую систему права [14].

Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитии государства появилась новая закономерность — сближение различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в свое время западные государства в той или иной мере восприняли от социалистических государств социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Россия учится у западных государств разделению властей, парламентской культуре, строительству правового государства. Под влиянием данной закономерности уходят в прошлое острая конфронтация, идеологическая война, недоверие и подозрительность [7].

Правда, названные закономерности представляют собой общие тенденции, главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретного государства нередко бывает весьма противоречивым. Зигзаги, повороты назад, непредсказуемые шарахания из крайности в крайность, особенно когда государственная власть используется в личных, групповых, клановых интересах, подчиняется узкопартийным целям и задачам, иной раз делают это развитие весьма противоречивым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Общие закономерности возникновения государства и права

 

Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.

Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций.

Например, в германских племенах во времена Цезаря и Тацита все их члены обрабатывали землю, пасли скот, участвовали в военных походах, ходили на народные собрания. Позднее, к V—VI вв. н.э., когда завоеватели-германцы расселились на обширных территориях, положение изменилось. Войны велись теперь где-то далеко, многие общинники не желали участвовать в дальних походах. Это вызвало численный рост дружины, занятой прежде всего войной. Увеличивалось число приближенных короля, среди них выделились служители культа — духовенство. Таким образом, общинники, которые раньше занимались всеми делами социума, силой обстоятельств понуждаются заниматься чем-то одним. Совмещение военных и хозяйственных функций становилось все менее возможным. В результате подобной специализации появилась значительная группа людей, которая не участвовала в создании материальных ценностей. Они воевали, выполняли судебные и полицейские функции, т.е. все то, что присуще государству как воплощению уже не общественной, а государственной власти.

Все большее удаление родоплеменных структур от первоначального равенства стимулировалось также развивающимся процессом концентрации богатства, его накоплением в узком привилегированном слое, что в конце концов привело к появлению частной собственности (на Западе) или «власти-собственности» (на Востоке), а на их основе — к эксплуатации человека человеком.

Переход от первобытно-общинного строя к государственно организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни — укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С .этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.

Чем отличается государство от органов управления первобытного общества? Можно указать следующие признаки государства.

1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего общества и не была отделена от него.

В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя [3].

2. Взимание налогов и сборов, поскольку для содержания государственного аппарата необходимы средства.

3. Разделение населения на территории. В отличие от первобытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытно-общинного строя приводит к постоянным перемещениям людей [15].

Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения общественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.

Информация о работе Особенности происхождения государства и права