Классификация и виды функций государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрытие понятия и признаков функций современного государства, классификация видов функций государства.
Работа выполнена с использованием нормативно-правовых актов, применяемых при реализации государственных функций, в т.ч. Конституции Российской Федерации, учебной литературы для юридических вузов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие, признаки и сущность государства……………………...4
1.1 Понятие государства…………………………………………….12
1.2 Признаки государства…………………………………………..18
1.3.Сущность государства…………………………………………..20
2. Классификация и виды функций государства…………………....21
2.1 Внутренние функции государства……………………………..28
2.2 Внешние функции государства…………………………………34
Заключение…………………………………………………………………35
Список использованной литературы……………………………………..36

Вложенные файлы: 1 файл

тпг курсовая.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

    Оглавление

     

    Введение…………………………………………………………………….3

        1. Понятие, признаки и сущность  государства……………………...4

        1.1 Понятие государства…………………………………………….12

        1.2 Признаки государства…………………………………………..18

        1.3.Сущность  государства…………………………………………..20

               2. Классификация и виды функций государства…………………....21

         2.1 Внутренние функции государства……………………………..28

         2.2 Внешние функции государства…………………………………34

    Заключение…………………………………………………………………35

    Список  использованной литературы……………………………………..36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Развитие общества и всех его институтов, включая  государство, представляет собой естественный исторический процесс, протекающий  по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов системы общества.

          Вопросы о государстве  и его функциях всегда относились к числу основополагающих и дискуссионных и в обществе и в теории государства и права, поскольку сущность государства прямо и непосредственно затрагивает интересы различных слоев, классов общества, политических партий. Это и обуславливает актуальность рассматриваемой темы в рамках исследования по теории государства и права. Особенно актуален этот вопрос для Российской Федерации в период становления правового государства, смены приоритетов в социально-экономическом и культурном развитии общества, постановке новых стратегических целей и задач.

    Цель курсовой работы – раскрытие понятия и признаков функций современного государства, классификация видов функций государства.

    Работа  выполнена с использованием нормативно-правовых актов, применяемых при реализации государственных функций, в т.ч. Конституции Российской Федерации, учебной литературы для юридических вузов.

    Также при изучении выбранной темы использовалась справочная правовая система «Консультант Плюс» в основном для получения  информации о действующем законодательстве и изучения новейших журнальных статей юристов-практиков в области научных исследований о функциях государства.

          Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. 

    1. Понятие, признаки и сущность государства

    1.1 Понятие государства

    Вопрос  о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь  и само государство. К нему постоянно  обращались философы и юристы всех стран и народов на всех этапах возникновения и развития государства - с Древнего Рима и Древне Греции вплоть до наших дней.

    «Что  такое государство? - восклицал один из российских государствоведов в начале ХХ в. А. Паршин, - вот вопрос, который до сих пор стоит открытым перед человеческим умом».1 И далее: «Правильный ответ на этот вопрос должен иметь большое значение для жизни народов. Правда, многие практические деятели общества и государства полагают, что они всегда имеют достаточно данных для разрешения проблем наличной общественно-государственной жизни независимо от того, имеется ли правильное определение государства или не имеется. В этом случае практические деятели говорят, что теоретическим определением природы государства могут заниматься только любители философы, а не люди, которые находятся в горниле общественной и государственной жизни и своими деяниями фактически обязаны творить общественную и государственную жизнь. Действительная жизнь государства не может остановиться и ждать точных определений ее философией».2

    «Практические деятели» правы, говоря, что общественная государственная жизнь не может остановиться и ждать точных определений государства. Без них, а вместе с тем и без четкого представления о том, что такое государство, как оно функционирует и каков его механизм, можно обойтись достаточно длительное время. Однако при одном условии – если не обращать внимания на неизбежное со временем падение уровня его слаженности и эффективности.3

    В ранней и более поздней, вплоть до современной, истории развития человечества имело место множество случаев, когда государством управляли без  достаточных о нем знаний, лишь на основе проб и ошибок, эмпирического опыта. Результаты такого правления для самого государства и для общества, как правило, были далеко не однозначными, а нередко, как показывает, например, опыт бывшего СССР, весьма плачевными.

    Совершенно  прав был российский автор А. Паршин, когда писал, что без глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства практически не возможно грамотное, квалифицированное им управление. Объективная необходимость и практическая потребность в знаниях о государстве по мере развития общества неизбежно возьмут верх над эмпирическим подходом к нему и знанием о нем.

    Государство — это особая форма организации  общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными  средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях. Основным средством сохранения установленного порядка является применение органов принуждения. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.4

    В современных развитых государствах, его основными целями являются: сохранение нормальных взаимоотношений между членами общества, заключающихся в обеспечении определённого уровня безопасности жизни и собственности людей, то есть безопасности их личной, научной, творческой и коммерческой деятельности; реализация и сохранение общих для членов общества материальных и духовных целей и ценностей, таких как свобода, мораль, справедливость, медицина, образование, дороги, экология. Одним из фундаментальных принципов, который может способствовать реализации заявленных целей, является демократия, то есть общественный выбор лиц, обладающих властью и управляющих государственными органами власти. Однако в некоторых странах демократия носит имитационный характер, и существует лишь видимость того, что органы государственной власти служат обществу. На практике, в этих странах правящая группа обеспечивает нужный исход выборов с помощью средств воздействия на массы и манипуляций общественным мнением. Такой политический режим особенно характерен для государства с недостаточно образованным или политически неактивным населением.

    При определении понятия государства  важно учитывать не только неодинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми, но и сложность  и многогранность самого государства  как явления.

    Кроме того, как верно подметил известный  австрийский юрист Г. Кельзен, «трудности в определении понятия «государства» усугубляются еще и тем, что данным термином обычно обозначаются самые разнообразные предметы и явления».5

    Во-первых, понятие государства может быть применено в юридическом смысле. Государство может рассматриваться исключительно с «чисто юридических позиций». Оно может представляться как юридическое лицо, «правовой феномен», как своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком».

    Во-вторых, понятие государство может употребляться  в социологическом смысле. В данном аспекте оно должно пониматься как  некая «социологическая общность», «социальная реальность, существующая независимо от ее правого порядка и правовой реальности ».

    Фактически, замечает автор, «не существует таких  государств, где все акты и действия (команды, подаваемые от имени государства) исходили бы первоначально от одного правителя. В обществе всегда существовало и существует несколько командных структур. В результате их деятельности всегда возникало значительное число доминирующих в обществе отношений, а также бесчисленное количество всякого рода актов управления и подчинения, совокупность которых отражало то, что называется социологическим государством ».6

    В-третьих, понятие государства может определяться как живой, «естественный организм». В соответствии с таким подходом, оно рассматривается не иначе, как  «форма социальной биологии».

    Подобный взгляд на понятие государства до Кельзена разделялся многими авторами, в основном сторонниками так называемой органической теории государства.

    И, в-четвертых, понятие государства определяется Кельзеном и его сторонниками-нормативистами как «система права», как «нормативный порядок» или же как «политически организованное общество», как «государство-власть».

    Государство, подчеркивал автор, имеет политический характер, проявляется, прежде всего, как политическая организация потому, что оно устанавливает «порядок использования силы, потому, что оно обладает монополией на применение силы».

    Итак, сложность и многогранность государства  как явления и понятия, с одной  стороны, и субъективность его восприятия различными авторами- с другой, объективно обуславливают возможность и неизбежность его многовариантного понимания и не менее разнообразного его толкования.

    Государство - это политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть и регулирование в обществе.

    Будучи  на протяжении всей истории человечества ключевым явлением и понятием политической жизни, политической теории и практики различных стран, государство как  институт или организация всегда отличалось от других, догосударственных и негосударственных институтов и организаций своими специфическими признаками. Их выявление и изучение открывает путь к более глубокому и разностороннему пониманию не только прошлого, но настоящего нашей страны и других стран.

    Прежде  всего, это наличие у государства публичной (политической) власти.

    Власть  как система отношений подчинения одних людей другим существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, она исходила из соответствующего общества ( рода, племени и т.д.), использовалась и обеспечивалась самим обществом. Властные функции по управлению делами рода, племени или союза племен, осуществлялись в рамках первобытно-общинного строя, выполнялись не выделяющимися из общества и не ставящими себя над ним людьми, а самими занятыми производительным трудом взрослыми членами этого общества.

    В русском языке часто происходит смешение понятия «государство»  с политической властью, которая  управляет общими делами организованного  общества (например: «в этом государстве…» и «государство настаивает на более интенсивном вмешательстве в экономику…»)

    Ни  в науке, ни в международном праве  не существует единого и общепризнанного  определения понятия «государство».

    На 2010 год не существует юридического определения государства, признанного всеми странами мира. Крупнейшая международная организация — ООН — не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством. «Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций — это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство.»7

    Один  из немногих документов, дающих определение  «государства» в международном  праве, — Конвенция Монтевидео, подписанная  в 1933 только несколькими американскими  государствами.

Информация о работе Классификация и виды функций государства