Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 10:31, курсовая работа
В дальнейшем мы будем рассматривать правовую систему именно в широком ее понимании. Итак, уровень современной классификации правовых систем достаточно высок, однако, по мнению некоторых исследователей (Дж.Мэрримэн, Д. Кларк,)1 существуют правовые системы, которые в силу своего исторического развития не могут принадлежать ни к одной из существующих ныне правовых семей. В этот список входят мусульманская, индусская и иудейская (еврейская) правовые системы. В данном труде мы проанализируем особенности именно еврейской правовой системы, ее отличия от существующих правовых семей и причины, по которым она к ним не относится.
Своеобразие каждого государства, выраженное в особенностях обычаев, традиций, регулирующих жизнь общества, законодательстве, структуре юрисдикционных органов, правовом менталитете, сложилось исторически под влиянием многих факторов. Это привело к формированию в каждой стране самобытной правовой системы. Под правовой системой понимают целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.
Необходимо отметить, что в теории государства и права существуют два понятия правовой системы - узкое и широкое.
Под узким понятием правовой системы понимается национальное право, а под широким – широкая совокупность национальных правовых систем, источников права, которые объединяет общность происхождения понятий, методов и способов развития.
В дальнейшем мы будем рассматривать правовую систему именно в широком ее понимании. Итак, уровень современной классификации правовых систем достаточно высок, однако, по мнению некоторых исследователей (Дж.Мэрримэн, Д. Кларк,)1 существуют правовые системы, которые в силу своего исторического развития не могут принадлежать ни к одной из существующих ныне правовых семей. В этот список входят мусульманская, индусская и иудейская (еврейская) правовые системы. В данном труде мы проанализируем особенности именно еврейской правовой системы, ее отличия от существующих правовых семей и причины, по которым она к ним не относится.
Итак, евреи – один из самых древних и загадочных народов, обладающий богатейшим культурным и историческим наследием, не обделен также и в правовой сфере, поскольку правовая система еврейского народа, истоком своим имеющая дарованные Богом Моисею священные Законы на горе Синай, развивалась в условиях непрерывного гонения на обладающий ею народ, в условиях отсутствия государства, в основе которого она могла бы лежать. В результате – иудейская правовая система вобрала в себя особенности правовых систем тех государств, под влиянием которых она находилась в то или иное время, и, следовательно, иудейское правовая система является уникальным явлением правовой культуры, которое, включив в себя особенности общего права Англии, рецепции римского права, сохранило особенности национального обычного и религиозного права. Особенно велик был приток разнообразных правовых рецепций в еврейское право в период появления и функционирования еврейских диаспор по всему миру. Жизнь еврейского общества, законы государства местонахождения диаспоры, особенности торгово-экономических отношений, порядок формирования органов управления общин, характер отношений с местным населением и с органами власти - все это не могло не отражаться на содержании еврейского законодательства, внося в него новые черты и придавая ему более универсальный характер. Вук Герман, исследуя проблему еврейского права, отмечает особую значимость в его развитии именно общего права, свойственного англо-саксонской правовой семье, однако, он не отрицает и влияния иудаизма на развитие данной системы.2 В классификации, предпринятой Рене Давидом, еврейское право входит в так называемую религиозную правовую семью и образует наряду с мусульманским и индусским правом отдельное научное направление и область применения. Израильская правовая система напоминает смешанные правовые системы Луизианы, Квебека и Шотландии, сочетающие элементы общего и континентального права.
Появление иудейского права, как правило,
связывают с личностью Моисея
– еврея, выросшего в доме египетского
фараона, и спасшего по Божьей милости
впоследствии весь еврейский народ
от египетского пленения, инициировав
Великий Исход. Следующим не менее
важным моментом в процессе зарождения
еврейского права является акт вручения
Господом Моисею заветных скрижалей,
содержащих десять заповедей или, можно
сказать, законов, которые легли
в дальнейшем в основу не только
иудейского права, но и общечеловеческого
представления о
В X веке до н. э. царём последним царем древнейшей эпохи Соломоном был построен Храм (Бейт а-микдаш, «Дом Святости») в Иерусалиме. После смерти Соломона, при его преемнике, Ровоаме, народ израильский разделился на два царства: Иудейское и Израильске, и между ними началось ожесточённое соперничество, которое истощало их внутренние и внешние силы, чем не замедлили воспользоваться соседи, и уже при Ровоаме египетский фараон Шешонк I сделал быстрый набег на Иудею, взял и ограбил Иерусалим и многие другие города страны. С разрывом политического единства начался разрыв и религиозного единства, и в царстве Израильском в политических видах учрежден был новый культ, представлявший собой поклонение Богу Израиля под видом золотого тельца, новый культ укоренился и повлек за собой неизбежное уклонение в самое грубое суеверие и идолопоклонство, за которым в свою очередь следовал полный упадок нравственности, ослабление общественно-политического организма и переосмысление роли прежних регулятивных норм. Вся история царства Израильского представляет собой непрестанные внутренние смуты и политические перевороты.
В 722 году столица Северного Израильского царства — Самария — была разгромлена грозными воителями Ассирии, а его население, потомки десяти из 12 колен Израиля, было переселено ассирийцами в Мидию. Уведённый в плен народ Израильского царства бесследно затерялся там, среди окружающих народностей Востока. Таким образом, отделившееся царство, отошедшее от первоначального устройства общественной и государственной жизни, было разгромлено и перестало существовать.
Иудейское царство, остававшееся более верным истинной религии и закону Моисея и имевшее в Иерусалимском храме могучий оплот против внешних разлагающих влияний, продержалось дольше Израильского; но оно тоже не избегло роковой участи. В 586 вавилоняне завоевали Иудейское царство, разрушили Иерусалимский храм и увели цвет его населения в Вавилон. С разрушения Первого Храма фактически начинается череда гонений на иудеев и ограничения евреев в правах, а также активизируется процесс примешивания в уникальное еврейское право элементов сначала вавилонской правовой системы, а потом и персидской.
Кроме всего прочего в II век н.э. появляется первый обзор раввинистического закона. К 200 году отношения между пленившим Иудею Римом и евреями стали менее напряженными, как раз в этот период появляется на свет Иегуда га-Наси, - в будующем выдающийся религиозный и политический деятель, партиарх Иудеи. Иегуде была близка римская культура, и он делал все для укрепления связей с римской властью, а именно императором Марком Аврелием из династии Антонинов. В Талмуде можно найти много рассказов о теплых отношениях между га-Наси и Антонином. Их встречи вполне могли происходить во время приезда в Палестину Импервторов Марка Аврелия в 175г. И Септимия Севера в 200г. Взаимоотношения такого рода оказали значительное влияние на составление в дальнейшем Иегудой кодекса законов, получившего название Мишна. Итак, стоическая философия, приверженцем которой был Марк Аврелий, оказала большое влияние на иудейскую, а также и христианскуюэтику. «Более того, вряд ли можно считать совпаденим тот факт, что великое предприятие Иегуды, создание им Иудейского кодекса законов, было осуществлено в то де самое время, когда знаменитые юристы Гай и Ульпиниан закладывали основы для систематизации римского права.»3 Мишнапослужила дополнением с Священному Писанию, став основополагающим документом раввинистического иудаизма. Шесть томов Мишны, самое раннее систематизированное изложение иудаизма, быстро приобрело огромное значение и авторитет и послужили основой для написания Талмуда.
С падением Нoвовавилoнского царства (539) и вoзникновением Персидскoй империи, включившей в свoи пределы все важнейшие центры древнегo мира — в Месoпoтамии, Малoй Азии и Египте, — часть евреев вoзвратилась в Иудею, где ими был вoсстанoвлен Храм и вoзрoждён религиoзный центр в Иерусалиме, вокруг кoтoрoгo вoзoбнoвилась гoсударственная и этническая консолидация евреев. Персидские цари официально признали право евреев жить по законам праотцев, запечатлённым в Торе.
С этого времени начинает складываться доминирующая модель этнического развития евреев, включающая символический и культурный центр в Израиле и обширную диаспору. Возникнув первоначально в Месопотамии и Египте, с конца 1 тыс. до н. э. диаспора охватывает Северную Африку, Малую Азию, Сирию, Иран, Кавказ, Крым, Западное Средиземноморье.
В 1517 году территория Израиля была завоевана турками-османами под предводительством султана Селима I. В течение 400 лет она оставалась частью огромной Османской империи (Блистательной Порты), охватывавшей значительную часть Юго-Восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку, что в значительной мере оказало влияние на дальнейшее формирование особенностей еврейской правовой системы, поскольку с этого момента наряду с религиозными нормами иудаизма начинают функционировать нормы, характерные для мусульманской правовой системы, обусловленные особенностями ислама.
В Османской империи иудеи имели
статус «зимми», то есть пользовались относительной
гражданской и религиозной свободой, не
имели права носить оружие, служить в армии и ездить на лошадях, а также были
обязаны платить особые налоги. В этот
период евреи Эрец-Исраэль жили главным
образом за счёт благотворительных поступлений
из-за границы (Халукка). В течение XVI века большие еврейские общины росли и развивались
в четырёх святых городах: Иерусалиме, Хевроне,
В начале 1799 года в Палестину вторгся Наполеон. Французам
удалось овладеть Газой, Рамлой, Лодом
В 1832 году территория Палестины была завоёвана Ибрахим-пашой, сыном и военачальником вице-короля Египта Мухаммада-Али. Палестина, северная граница которой достигала Сидона, стала единой провинцией с центром в Дамаске. Египтяне, правившие страной восемь лет (1832-40), провели некоторые реформы по европейскому образцу, привнеся тем самым ряд новых особенностей в иудейское право. По сегодняшний день в израильском праве придерживаются некоторых норм, берущих свое начало в оттоманских законах, и примером тому может служить вопрос классификации земель. Статьи 80 и 81 Указа об оттоманской гражданской процедуре сумели пережить все изменения законодательства и всё ещё применяются в израильском праве. Эти статьи связаны с вопросами доказательства в гражданском праве: весом устных свидетельств по сравнению с документами и указанием тех сделок, доказательство которых требует письменных документов.
В 1841 году Палестина и Сирия вернулись под непосредственный контроль Турции.
В ходе Синайско-Палестинской кампании в 1917 году в Палестину вступили британские войска. Все судьи покинули страну вместе с турецкими войсками, и командующий британскими войсками генерал Алленби поручил офицеру Орме Бигленду Кларку заняться созданием новой судебной системы. Кларку понадобилось всего нескольких месяцев на подготовку, и 24 июня 1918 года были открыты суды в нескольких городах. Очень скоро местные жители обратили внимание на то, что в новых судах, в отличие от старых, взяток не брали. Созданная Кларком система была в значительной мере основана на британском праве, а сам Орме Бигленд Кларк считается отцом-основателем британского права в Палестине.
С вступлением в силу британского мандата на Эрец Исраэль был издан «Указ короля в Совете (Палестина) от 1922», в котором в 46 статье установлено, что оттоманские законы, бывшие в силе до 1 ноября 1914 года (день, когда Турция вступила в Первую мировую войну), продолжают действовать постольку, поскольку они применимы в местных условиях и не противоречат британскому мандатному законодательству.
Вместе с тем в статье 46 сказано,
что в вопросах, не регулируемых
турецким законодательством, суды должны
руководствоваться английскими
В этот период сформировались многие
характерные черты будущей
Информация о работе История развития еврейского права. Древнейшая (библейская) эпоха