Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 17:49, реферат
История российского внешнего долга началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-1818 гг. В сумме они составляли 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб.
1. История развития государственного внешнего долга России
История российского внешнего долга началась в 1769 г., когда Екатерина II сделала первый заем в Голландии. За последующие два с половиной столетия Российская империя заняла на рынке примерно 15 млрд. руб. Большая часть этих средств накануне революции была погашена. К этому моменту старейшими займами в составе русского государственного долга оставались 6%-ные займы 1817-1818 гг. В сумме они составляли 93 млн. руб., а непогашенная часть к 1 января 1913г. равнялась 38 млн. руб.
На протяжении всего XIX в. и в начале XX в. расходы государства превышали его доходы. Во второй половине XIX в. правительство активно финансировало строительство железных дорог, а также выкупало в казну частные линии. Стремясь сгладить влияние экстраординарных расходов на структуру бюджета, оно разделяло бюджет на обыкновенный и чрезвычайный. Первый пополнялся из традиционных источников доходов (налоги, акцизы и пр.), доходную часть второго на 90% составляли средства, полученные от внутренних и внешних займов. Именно заемные средства шли на финансирование строительства железных дорог, ведение войн и борьбу со стихийными бедствиями. При благоприятной ситуации часть чрезвычайного бюджета шла на покрытие расходов по оплате государственных займов. В основном же, платежи по займам (проценты и погашение) осуществлялись за счет обыкновенного бюджета.
Основу государственного долга составляли долгосрочные займы, которые могли заключаться на достаточно длительные сроки — 50-80 лет.
Также существовало формальное определение внутренних и внешних займов. Первые ориентировались на иностранного покупателя и обращение за границей. Вторые были рассчитаны на российский рынок. Данное деление не имело никакого экономического значения, так как никаких ограничений на покупку иностранных выпусков для российских подданных и внутренних иностранцев не существовало.
В 1906 г. в Основном законе
имелась статья 114: “При обсуждении
государственной росписи не подлежат
исключению или сокращению назначения
на платежи по государственным долгам
и по другим принятым на себя Российским
Государством обязательствам”. Законодатели
заранее пресекали соблазн
Российское правительство в результате длительных усилий сумело создать репутацию надежного заемщика, который действует на рынке аккуратно, не злоупотребляя своим государственным статусом.
Заимствование финансовых ресурсов использовалось с разными целями, и далеко не всегда для реализации какого-либо конкретного проекта. Интересы финансовой стабильности, пусть даже в краткосрочном периоде, имели первостепенное значение. Это позволяло следовать выработанной экономической политике, не меняя ее курса.
В соответствии с мировой практикой закупку машин и оборудования на Западе Советский Союз осуществлял, как правило, на условиях фирменного и банковского кредита; с начала 80-х гг. в кредит стали закупаться товары широкого потребления и продовольствие (для насыщения дефицитного внутреннего рынка необходимыми продуктами питания и потребительскими товарами).
Основная особенность фирменных и банковских кредитов промышленно развитых стран состояла в том, что привлекались и погашались они на обычных рыночных условиях, обычно на кратко- и среднесрочной основе, причем исключительно в денежной форме, т.е. в свободно конвертируемой валюте, которую Советский Союз зарабатывал за счет экспорта за рубеж сырья, главным образом нефти и газа, или за счет новых кредитов. И даже столь популярные с конца 70-х гг. так называемые компенсационные кредиты, погашение которых предусматривалось продукцией предприятий, закупленной в кредит, в своем большинстве также выплачивалось экспортной выручкой от нефти и газа. Это лишь укрепляло зависимость страны от уровня мировых цен на эти товары и курса доллара США
Первые внешние заимствования Советский Союз осуществил во времена хрущевской «оттепели», но они были несущественны. Перелом в политике внешних заимствований в СССР наступил в 1985 г., после прихода к власти М. С. Горбачева
Одновременно Советский Союз сам являлся кредитором, развивая внешнеэкономические связи и сотрудничество по линии экономического и технического содействия, а также в рамках военно-технического сотрудничества. Среди более чем 50 стран, получавших советские кредиты, преобладали государства, помощь которым оказывалась по политическим и военно-стратегическим соображениям. Важнейшая особенность советских кредитов состояла в том, что они не только предоставлялись в товарной форме, но и погашались в основном в товарной форме, как правило, продукцией местного производства, в лучшем случае – продукцией построенных при помощи СССР предприятий. Другая особенность кредитной помощи СССР заключалась в том, что предоставлялись кредиты на исключительно льготных для страны-заемщика условиях: на 10-15 лет и 2,5-4% годовых.
Таким образом, из-за существенных различий позиций СССР как международного должника и как международного кредитора результаты предоставления советских кредитов (проценты и погашение) практически не могли использоваться для выполнения обязательств по полученным западным кредитам.
Согласно опубликованной в понедельник статистике Центробанка, скорость роста внешнего долга российских компаний и банков за последний год заметно выросла. На сегодняшний день общий объём задолженности достиг 700 млрд долларов. За год совокупный внешний долг российских компаний вырос на 23,8%, в то время как, по данным Центробанка, российские активы за рубежом увеличились за тот же период на 5,3% и к концу первого квартала 2013 года вплотную приблизились к 1 трлн долларов. Таким образом, сальдо сократилось почти на четверть, хотя и остается положительным.
Внешний долг российской банковской системы, по данным на конец I квартала, достиг 205,8 млрд долларов, предприятия, не относящиеся к банковскому сектору, увеличили свои обязательства до 408,3 млрд долларов.
Внешний долг органов власти за год вырос на 60% и составляет 66,3 млрд долларов. За период с 1 января 2006-го по 1 апреля 2013 года внешний долг России вырос более чем на 400 млрд долларов.
С одной стороны, оснований для опасений как будто бы нет: обязательства российских юрлиц перед нерезидентами всё ещё значительно ниже, чем общая стоимость принадлежащих им зарубежных активов. Внешний долг России составляет не более 35% ВВП страны, в то время как для большинства развитых экономик этот показатель превышает 100%. С другой стороны, совокупный внешний долг РФ уже на 40% превосходит золотовалютные резервы ЦБ.
Во время острой фазы мирового
финансового кризиса 2008-го именно обязательства
российских компаний и банков перед
нерезидентами стали той «
В целом в условиях нормально
функционирующей экономики
Поэтому наращивать внешний
долг следует крайне осмотрительно.
Всегда имея в виду возможные резкие
изменения мировой
Информация о работе История развития государственного внешнего долга России