Инновационная деятельность Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение инновационной деятельности РФ. Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Исследовать современное состояние инновационной деятельности РФ;

2. Исследовать характеристики и особенности инноваций и инновационный процесс;

3. Проанализировать состояние инновационной деятельности РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 5
1 Инновационная деятельность как фактор повышения рентабельности и улучшения конкурентоспособности РФ……………………………………..
7
1.1 Инновации и инновационный процесс, его основные характеристики и особенности………………………………………………………………….
7
1.2 Инновационная стратегия РФ…………………………………………..... 10
2 Анализ эффективности инновационной деятельности РФ……………… 17
2.1 Основные меры реализации государственной политики в области развития инновационной деятельности……………………………………... 17
2.2 Анализ и оценка организации инновационной деятельности РФ……... 20
2.2.1 Оценка текущего инновационного потенциала России……………… 20
2.2.2 Проблемы инновационного развития России………………………… 25
3 Совершенствование инновационной деятельности………………………. 28
3.1 Обзор инновационной деятельности Российской Федерации…………. 28
3.2 Регулирование инновационной деятельности РФ……………………… 30
Заключение……………………………………………………………………. 34
Список использованных источников………………………………………... 35
Приложение А(Целевые индикаторы реализации стратегии)……………... 36

Вложенные файлы: 1 файл

1Глава.docx

— 88.94 Кб (Скачать файл)

       Кроме того, стоит отметить, что в России отсутствуют эффективные механизмы  оценки и проработки коммерческой составляющей инноваций – одно из наследий командной  экономики. В условиях рыночной экономики  кроме наличия возможности создать  качественно новый продукт, необходимо уметь дать ему «коммерческую» оценку, т.к. именно она помогает участникам инновационного процесса ответить на главный вопрос: будет ли та или  иная инновация прибыльной и на что  она будет направлена: в массовое производство или на реализацию некоммерческих задач.

       Для многих предпринимателей и частных  компаний вопрос об использовании инноваций  встал только после резкого падения  спроса на производимую ими продукцию  и обострением конкуренции на рынке. По статистике более 50 % предпринимателей намерены преодолеть кризис с помощью  модернизации технологий производства своей продукции.

       Остальные решили наладить выпуск новых продуктов, из них свыше 1/3 намерены вложить  деньги именно в исследования и разработки, что, в свою очередь, подразумевает  создание принципиально новой продукции. В составе половины Российских предприятий  есть подразделения, осуществляющие инновационные  разработки и их внедрение, а 1/5 часть  организаций собираются создать  такие подразделения.

       Свыше половины топ-менеджеров обладают завышенным мнением по поводу «конкурентоспособности»  своей продукции. Данную тенденцию  ярко демонстрирует нефтяная промышленность - несмотря на высокие доходы до кризиса, отечественные компании по-прежнему производят из 1 тонны нефти 200 литров бензина, а в США - 600 литров.

       Решение представленных проблем способствует экономическому развитию РФ, что является положительной стороной кризиса. Действительно, если обратиться к истории, то очевидно, что именно во время мировых финансовых кризисов происходит развитие инновационных  технологий и преобразование экономик. Как отметил министр образования  и науки РФ: «Кризис — хорошее  время для переструктурирования и экономики, и системы потребления, вообще для любой перестройки».

       Президент НАИРИТ говорит о другом положительном влиянии кризиса - избавление рынка от неквалифицированных инвесторов-спекулянтов и искусственно раздутых инновационных компаний – очередных «мыльных пузырей».  
 

       2.2.2 Роль государства и частного сектора в реализации инновационного потенциала России 
 

       Налаживание эффективного диалога и взаимодействия частного сектора в лице бизнеса  и власти для целей совместной успешной реализации государственной  экономической, инновационно-ориентированной  стратегии развития, требует определенных «правил поведения» и со стороны  т.н. «предпринимательского сообщества», в том числе формализованных  и неформализованных. Безусловно, это  возможно только вкупе с подготовкой  нормативной (законодательной) и методологической базой, и в этом смысле необходимо отметить наличие определенных положительных  сдвигов в данном направлении.

       Согласно прогнозам, озвученным в докладе министра экономического развития Набиуллиной Э.С., завершение перевода российской экономики на новые, инновационные «рельсы» к концу 2020 года будет характеризоваться следующими характеристиками:

  1. доля предприятий, осуществляющих технологические инновации должна возрасти до 40-50%;
  2. удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции должен составлять до 25-35%;
  3. объем затрат на исследования и разработки должно составлять до 2,5-3% ВВП.

       В ходе реализации данной программы планируется:

  1. Стимулирование инвестиций в технологии, в НИОКР, их коммерциализацию, капитализацию интеллектуальной собственности, передача малому и среднему инновационному бизнесу части госзаказа на НИОКР, инновационная направленность гос.закупок, Реализация системы технологических и научно-исследовательских инициатив (проектов), обеспечивающих прорывные позиции России в научно-технологической конкуренции на мировых рынках;
  2. введение института независимой оценки деятельности государственных научных организаций, увеличение доли конкурсного финансирования, создание 5-7 национальных Исследовательских центров, 20-30 исследовательских Университетов;
  3. радикальное повышение эффективности инновационной инфраструктуры (ОЭЗ, центров трансферта технологий, бизнесинкубаторов и технопарков и т.д.), развитие финансовой инновационной инфраструктуры;
  4. поддержка вхождения российских предприятий как в секторах высоких технологий, так и в иных секторах в бизнес-альянсы, участия России в глобальных технологических проектах, международных программах и исследовательских сетях [14].

       В целом для качественного изменения  существующего положения дел в сфере инвестиционно - инновационного потенциала России в рамках обозначенной правительством новой экономической, инновационно-ориентированной стратегии развития, в лучшую сторону, необходимо постоянное взаимодействие всех участников экономических процессов. Рассмотрим основные условия и организационные мероприятия, которые позволят реализовать рассматриваемую экономическую стратегию со стороны основных участников данного процесса. В частности, со стороны государства в лице органов власти (в т.ч. его политических и экономических регуляторов) необходимо осуществлять следующее:  
 
 

       

       

 

       

       

         

         

       

       

       

         

       

       

       

       

         

       

       

         

         

Рисунок 2 - Условия и организационные мероприятия 

       Роль  частного сектора в успешной реализации государственной экономической, инновационно-ориентированной  стратегии развития, на наш взгляд, заключается в обеспечении содействия реализации отдельных программ, участии  в «общественных» обсуждениях находящихся  в разработке и утвержденных нормативных (законодательных) документов, а также  поддержание диалога с властью, путем организации и принятия участия в конференциях, форумах  и выставках, посвященных различным  проблемам экономического развития.

       Подведём итоги сохранение руководством страны инновационных планов развития России в относительно тяжелых экономических условиях, разработка и принятие актуальных нормативных (законодательных) документов и методологических концепций – это один из ключевых шагов в создании благоприятных политических и экономических условий для всех участников экономических процессов.

       Надеемся, что это станет серьезным стимулом для постепенного реального повышения  инвестиционной привлекательности  России (на внутреннем и внешнем  рынках) и соответственно для реального  продвижения и поддержки российской науки и промышленности как на общероссийском, так и на международном  уровне.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
  1. Совершенствование инновационной деятельности
 

    3.1 Обзор инновационной  деятельности Российской  Федерации 
     

       Уже более десяти лет проблема диверсификации структуры российской экономики  и снижения ее зависимости от природных  ресурсов стоит на повестке дня российской экономической политики. Даже в относительно благополучные предкризисные годы существовало широко распространенное понимание того, что экономический  рост был обеспечен кратковременными факторами, и глобальный экономический  кризис 2008-2009 года продемонстрировал  уязвимость такой модели. России необходимо осуществить переход к устойчивому, основанному на инновациях росту. Признавая  этот факт, правительство страны все  больше внимания уделяет модернизации, и, в частности, инновациям, как залогу успешного развития страны в долгосрочной перспективе.

       Новая публикация, «Обзор инновационной политики ОЭСР Российская Федерация», использует в качестве основы российскую программу модернизации. В обзоре анализируются российская инновационная система и ее определяющие факторы, в том числе имеющиеся в наличии ресурсы (в частности финансовые и кадровые), инновационные возможности предприятий, а также учреждения и стимулы, которые влияют на инновационную деятельность и поддерживают ее. Таким образом, в документе представлены сильные и слабые стороны инновационной системы России. Особое внимание уделяется государственным инициативам, направленным на развитие сильных сторон и нивелирование или преодоление слабых.

       Сильные и слабые стороны российской инновационной  системы.

       С одной стороны, инновационная система  России обладает такими важными преимуществами, как высокий общий уровень  образования населения и устойчиво  высокий уровень развития в нескольких областях науки и технологий. Последние  политические инициативы по дальнейшему  развитию этих ресурсов сами по себе являются признаком силы, поскольку свидетельствуют  о серьезности намерений правительства  сделать инновации ключевым национальным приоритетом.

       С другой стороны, эффективность инновационной  системы России подрывается несколькими  факторами. Среди них — очень  низкий уровень исследовательской  и инновационной активности на предприятиях, плохие рамочные условия для инноваций (особенно недостаток конкуренции, слабые регламенты, коррупция и низкий уровень  доверия) и неэффективная инфраструктура.

       Переход к ориентированной на предприятия  инновационной системе.

       В выводах обзора говорится, что первостепенной целью российской инновационной  политики должно стать смещение «центра  тяжести» национальной инновационной  системы от государственного сектора  науки к ориентированным на производство предприятиям, как государственным, так и частным.

       Появлению ориентированной на предприятия  инновационной системы препятствуют различные факторы, в том числе  организационное отделение исследований и разработок от производства в промышленном секторе — наследие советской  системы. Основное препятствие кроется  в самих предприятиях — им не хватает потенциала для инновационной  деятельности и освоения инноваций, их связи с государственными научными организациями и университетами недостаточно сильны, и, самое главное, легкий доступ к ресурсным рентам снижает стимул к инновационной  деятельности.

       Всеобъемлющая и сбалансированная инновационная  политика.

       Эти препятствия свидетельствуют о  необходимости осуществлять всеобъемлющую  инновационную политику, которая  бы не ограничивалась государственной  поддержкой научных исследований. Необходим  общегосударственный подход к инновационной  политике, который обеспечит более  высокий уровень координации  между различными министерствами и  учреждениями. Государственная политика также должна быть сбалансированной в нескольких аспектах:

  1. Прежде всего, политика должна поддерживать инновации, как на крупных, так и на малых и средних предприятиях, поскольку и те и другие играют решающую роль в инновационных системах и часто дополняют друг друга.
  2. Во-вторых, необходимо более глубокое признание масштаба и преимуществ инноваций на низкотехнологических производствах и в секторах услуг. Текущая инновационная политика чрезмерно сконцентрирована на высоких технологиях, а значит оставляет без внимания большую часть российской экономики.
  3. В-третьих, инновационная система должна стать более открытой для иностранных источников знаний, которые будут не заменять российские источники, а дополнять их. Российская научная политика все больше ориентируется на более широкое международное сотрудничество, такая же открытость необходима, чтобы обеспечить более высокий уровень знаний и накопление инновационного потенциала на предприятиях.
  4. В-четвертых, политика должна уделять больше внимания спросу на создание знаний. До настоящего времени философия активного продвижения технологий сильно влияет на инновационную политику, смещая акцент в сторону предложения. Такая ориентация имеет серьезные ограничения в условиях рыночной экономики, где знания потребителей играют решающую роль в формировании инноваций.
  5. Необходимо найти оптимальный баланс в политике между конкуренцией и консолидацией промышленности. Оба этих фактора могут содействовать инновациям, но перевес в сторону какого-либо из них будет тормозить инновационную деятельность.

Информация о работе Инновационная деятельность Российской Федерации