Изучение особенностей группы молодежи, представленной студентами младших курсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: определить основные аспекты поведения студентов младших курсов.
Задачи исследования:
Изучить особенности поведения студентов на младших курсах
Проанализировать деятельную активность студентов младших курсов
Выявить психолого-педагогические особенности студентов младших курсов
Изучить модели и образцы поведения студентов 1 и 2 курсов направления «Организация работы с молодежью»

Вложенные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_2.docx

— 107.64 Кб (Скачать файл)

Переход вчерашних школьников от классно-урочной системы обучения к преимущественно самостоятельным занятиям нередко происходит довольно больно, а зачастую и с большими осложнениями. Не все из них справляются с преодолением этих трудностей и быстро перестраивают привычные формы учебной работы. Вузовское обучение имеет ряд существенных отличий по сравнению со школьным. Более того, некоторые школьные стереотипы учебной деятельности не подходят для вузовского обучения и в, некоторых случаях, являются для него препятствием. В этом случае проявляется известное в психологии явление интерференции, когда ранее усвоенные умения и навыки препятствуют успешному осуществлению последующей деятельности и требуют определенной перестройки.

Существует много стереотипов познавательной деятельности студентов, которые были сформированы еще в школе и затрудняющие обучение в вузе. 
Эти трудности проявляются уже в процессе восприятия и осмысления студентами материала, который изучается. В школе основная работа по осмыслению новых знаний происходит на уроке под руководством учителя с использованием разнообразных методов, облегчающих процесс обучения. А домашняя работа учащихся сводилась главным образом к повторению и заучиванию материала.

Студенту, что выработал стереотип режима учебной деятельности как на уроке, приходится с первых дней преодолевать его в вузе. Это приводит к тому, что большинство первокурсников слабо владеют логическими операциями по осмыслению изучаемого материала, и учебный процесс в вузе вынужден в значительной мере опираться на  мышление первокурсников, что не дает возможности принимать оптимальные решения в нестандартных ситуациях и легко адаптироваться в условиях деятельности.13 Усвоение знаний у них сводится преимущественно к чтению материала по учебнику или конспекту лекции. При этом студенты стараются не столько понять материал, сколько запомнить его.

Влияние стереотипов школьного обучения в значительной мере проявляется в организации учебной работы с повторения и закрепления материала. Система школьного обучения построена таким образом, что объяснения нового материала и его закрепления объединяются в единое целое самой структурой урока. В вузе же синхронность между сообщением новых знаний и их закреплением в большей степени отсутствует. Кроме того, изложение материала во время лекции и его закрепления на практических или семинарских занятиях часто разделены длительным промежутком времени.14 Поэтому в вузе работа по осмыслению и усвоению теоретического материала должна сопровождаться с процессом самостоятельной работы и сопровождаться его глубоким осмыслением и самоконтролем. От того, насколько правильно организуется эта работа, зависит глубина и прочность знаний студентов.

Специфика вузовского обучения во многом обусловлена отсутствием систематического текущего контроля над качеством усвоения знаний. В средней школе, как известно, контроль над учебной работой и усвоением изучаемого материала осуществляется на каждом уроке. В вузе же, где нет ежедневной проверки знаний, выпускники школ получают в этом отношении большую свободу действий. Происходит резкое изменение, а точнее разрушения, тех стереотипов отношений с преподавателями, которые годами складывались в средней школе. Чувствуя себя достаточно свободными от педагогического контроля, многие из первокурсников подменяют регулярную работу по усвоению знаний эпизодическими, бессистемными занятиями, что ведет к отставанию. Появляется искушение ничего не делать или делать все в последний день, не успевая. Такая система учебной работы не обеспечивает должной подготовки студентов. 15

Чрезвычайно важное значение для успешного обучения в вузе имеет правильная организация самостоятельной работы студентов по расширению и углублению своих знаний. Учебные занятия в вузе, в том числе лекции, имеют по отношению к процессу усвоения знаний только учредительный, ориентирующий характер. Лекция играет роль фактора, который направляет самостоятельную творческую деятельность студентов, и ее нельзя рассматривать как главный источник знаний. Студентам необходимо самим активно приобретать знания различными путями: работать с учебником, дополнительной литературой, научными первоисточниками и т.п.16 Однако этих навыков будущие студенты в школе не получают. Дополнительная литература, которая изучается школьниками, состоит только из небольшого количества первоисточников. Именно этим можно объяснить неумение большинства выпускников самостоятельно работать над углублением и расширением своих знаний. Безусловно, было бы неправильно считать, будто первокурсник совсем не готов к вузовскому обучению. Однако того, что он знает и что умеет, как правило, очень мало для успешного обучения в вузе. Профессиональное формирования студента успешно осуществляется в том случае, если оно основывается на интересе, наклонностях и способностях молодого человека к определенной профессии.17

Ещё одно немаловажное отличие вузовского обучения заключается в том, что в конце каждого семестра наступает момент, которого так боятся подавляющее большинство студентов - экзаменационная сессия. Первая сессия для студента первокурсника это практически всегда шок.

В трудных ситуациях учебной или общественной работы могут наступить некоторые нежелательные изменения в деятельности: утрата внутренней организованности психических процессов; снижение памяти, ухудшение мышления (встречается на экзамене, во время первых публичных выступлений); колебание эффективности, понижение точности практических действий (при выполнении зачетных заданий); смещение или потеря цели (только лучшая оценка на экзамене, а не содержание ответа на вопрос); ослабление активности и снижение уровня работоспособности (вследствие перегрузок, отсутствия научной организации учебного труда); приостановка учения, отказ, срыв (подача заявления об уходе). Ведь любой экзамен - стресс для человека, а тем более, если это студент первого курса. Волнения и переживания учащихся вполне оправданы, ведь в случае неудачной сдачи сессии, студенты лишаются стипендии и могут быть отчислены. К тому же, если в успешной сдаче школьных экзаменов заинтересованы и сами преподаватели, которые всегда помогут сдать экзамен и в крайне редких случаях отправят учащегося на пересдачу, то в сдаче экзаменов во время сессии заинтересован только сам студент.

Психологическое изучение деятельности является в то же время изучением психологии личности студента в процессе его деятельности. Поэтому анализ деятельности студентов целесообразно начать с рассмотрения единства личности и деятельности. 
Деятельность в социальном смысле - это целенаправленный процесс преобразования действительности, создания материальных и духовных ценностей. В психологическом смысле деятельность - это мотивированный процесс использования тех или иных средств (внешних и внутренних) для достижения цели. Особенности деятельности определяются содержанием ее целей, предметом, на который она направлена, обстановкой, средствами и способами, с помощью которых она осуществляется, результатами. Деятельность и личность находятся в единстве: личность - это субъект деятельности. Все психические процессы, свойства, опыт человека проявляются и формируются в деятельности.18

Процесс деятельности состоит из связанных между собой действий и начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознания поставленной другими людьми задачи). Далее идет выработка плана, установок, моделей, схем предстоящих действий. Затем совершаются предметные действия, пускаются в ход средства деятельности, ее внешние и внутренние приемы, сравнивается ход и промежуточные результаты со стоящей целью, вносятся коррективы. На процесс деятельности личности и коллектива влияет руководство (управление деятельностью).

Условия деятельности могут быть благоприятными, повышать ее эффективность, и неблагоприятными - крайне трудными, экстремальными.

Необходимым в деятельности студента в вузе является его участие в профессиональном труде. Например, для студентов университетов и педвузов - это работа преподавателями, воспитателями, пионервожатыми в школах города и области, шефство над трудновоспитуемыми детьми и подростками, организация подготовительных курсов для поступающих в вузы. Для медицинских институтов - диспансеризация и профилактический осмотр рабочих на предприятиях, работа санитаром в больнице и т.д. Для студентов инстута культуры – пропаганда и обучение музыке в школах, кружках.19

Психические познавательные процессы (ощущения, восприятия, память, представления, воображение, мышление и речь) играют важную роль в деятельности, обучении и воспитании студентов. Усвоение знаний, выработка убеждений, практические действия основываются на работе психических процессов, особенно мышления.

Эффективность деятельности специалиста определяется не только свойствами его личности, но и уровнем функционирования познавательных процессов. Поэтому формирование личности специалиста предполагает активизацию и совершенствование психических познавательных процессов в соответствии с требованиями специальности и профессиональной деятельности в целом. Студенческий возраст - возраст достаточно высокого развития познавательных процессов. Даже студенты первого курса обладают, как правило, достаточно устойчивым вниманием, способностью слушать и наблюдать демонстрируемые предметы и явления, умением следить за логически развивающейся мыслью лектора.

Преподаватель вправе рассчитывать на достаточно развитое воображение студентов, способное дать им конкретное представление об описываемых в лекциях предметах и явлениях, машинах, приборах, сооружениях, новых по своему характеру технических процессах, а также методах и приемах работы. Основы воспроизводящего и творческого воображения закладываются еще в общеобразовательной школе.20

У молодежи студенческого возраста хорошо развита словесно-логическая память, на которую лектор часто ориентируется. Студент склонен к размышлению, рассуждению, к поискам решения научных проблем, как в процессе слушания лекций, так и в процессе выполнения самостоятельной работы.

В эмоциональных процессах студента своеобразно отражаются условия и задачи его деятельности, проявляется его отношение к ним, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг.

Эмоции, чувства студента обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, побуждают к активности, к преодолению трудностей. В науке хорошо изучены возникающие при эмоциях и чувствах физиологические сдвиги в организме (изменения в работе сердца, дыхания, пищеварения, желез внутренней секреции), влияние эмоций и чувств на познавательные психические процессы (на восприятие, внимание, память, мышление и др.). Изучены также поведенческие проявления эмоций и чувств (уход от их источника, агрессивность и т. п.), их внешнее выражение и роль в общении, в искусстве и литературе.21

Эмоции и чувства могут быть как приятными, так и неприятными для человека, отсюда их деление на положительные и отрицательные. Они могут быть стеническими (активизировать деятельность) и астеническими (вызывать пассивность). По сложности и содержанию эмоции и чувства подразделяют на простые (элементарные) и сложные (высшие). Первые возникают, например, при удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей (эмоции жажды, голода и т. п.), вторые - при различных переживаниях. К высшим эмоциям и чувствам относятся, прежде всего, морально-политические, интеллектуальные и эстетические.22

Эмоции и чувства ярко проявляются и играют важную роль в деятельности студента, особенно в напряженные ее периоды (поступление в вуз, государственные экзамены и т. п.), когда они могут способствовать усилению мотивов к достижению цели и мобилизации сил. Участвуя в общей активизации организма, личности, они могут ускорить расходование ресурсов и энергии человека. Переживание тех или иных эмоций и чувств влияет на формирование личности студента, на перестройку его взглядов, отношений к действительности.

Для эмоциональных процессов студентов в учении характерны: большая интенсивность (особенно интеллектуальных чувств), разнообразие, переходы от одних к другим, ускоренное формирование высших чувств. Неподверженность эмоциональных процессов отрицательным влияниям (внешним и внутренним) - эмоциональная устойчивость - выступает как условие сохранения надежности деятельности в сложных для студента ситуациях.23 В широком спектре эмоций и чувств студента особую значимость для эффективности его деятельности имеет чувство ответственности за свою успеваемость, чувство нового и др.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что каждый из видов деятельности тесно взаимосвязан. Процесс деятельности состоит из связи между собой действий и начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Поведение студентов младших курсов

 

    1. Анализ поведения студентов младших курсов

Данные исследований различных ученых показывают, что основными целями и мотивами студентов младших курсов являются: стать хорошим специалистом, хорошо учиться, участвовать в общественной жизни университета, достигнуть определенных результатов в спорте или в некоторых других видах деятельности. Мотивация студентов в ходе обучения повышается по своему уровню, они все настойчивее реализуют цель - успешно подготовиться к будущей трудовой деятельности, выработать в себе качества, необходимые специалисту. Однако встречаются случаи, когда мотивами деятельности студентов выступает не желание учиться,  а просто получить высшее образование. Некоторые студенты приходят в вуз без достаточно мотивированной цели.

Можно выделить три основных типа поведения студентов во время обучения в университете:

Первый тип личности отличается комплексным подходом к целям и задачам обучения в вузе. Интересы студентов сосредоточиваются на области знаний более широкой, чем предусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется во всем многообразии форм жизни вуза. Этот тип деятельности ориентирован на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.

Второй тип личности отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. И здесь познавательная деятельность студентов выходит за рамки учебной программы. Однако если первому типу поведения присуще преодоление рамок программы, так сказать, вширь, то в данном случае этот выход осуществляется вглубь.

Третий тип познавательной деятельности студентов предполагает усвоение знаний и приобретение навыков лишь в границах учебной программы. Этот тип деятельности - наименее творческий и наименее активный.24

По отношению к учебе ряд исследователей выделяют пять групп.

К первой группе относятся студенты, которые стремятся овладеть знаниями, методами самостоятельной работы, приобрести профессиональные умения и навыки, ищут способы рационализации учебной деятельности. Учебная деятельность для них - необходимый путь к хорошему овладению избранной профессией. Они отлично учатся по всем предметам учебного цикла. Интересы этих студентов затрагивают широкий круг знаний, более широкий, чем предусмотрено программой. Они активны во всех сферах учебной деятельности. Студенты этой группы сами активно ищут аргументы, дополнительные обоснования, сравнивают, сопоставляют, находят истину, активно обмениваются мнениями с товарищами, проверяют достоверность своих знаний.

Информация о работе Изучение особенностей группы молодежи, представленной студентами младших курсов