Избирательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 03:51, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы обусловлена тем, что Конституционно-правовая ответственность рассматривается в науке как особый вид юридической ответственности, обладающий как общими признаками последней, так и отличительными особенностями, обусловленными ее тесной связью с политической ответственностью и ярко выраженным публично-правовым характером1. Хотя в настоящее время в законодательстве конституционно-правовая ответственность, в отличие от уголовной, административной, гражданско-правовой и дисциплинарной, прямо не признается в качестве отдельного института, тем не менее ее существование за последние годы было обосновано как на теоретическом уровне2, так и в судебной практике в решениях Конституционного Суда РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….….....3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ………………………………………….…..5
1.1.Содержание конституционно-правовой ответственности в избирательном процессе……………………………………………..……..…5
1.2.Особенности и терминология конституционно-правовой ответственности в избирательном праве……………………………........…10
ГЛАВА 2. ФАКТОР ВИНЫ В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ……..…21
2.1. Виновная ответственность в избирательном процессе………..….21
2.2. Реализация конституционно-правовой ответственности в избирательном процессе……….…………………………………………....23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

Избирательный процесс конституционная ответственность курсовая.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Некоторые исследователи  предлагают распространить (в той  или иной мере) понимание вины из уголовного и гражданского права  на институт конституционно-правовой ответственности в избирательном  праве. Так, А.Е. Штурнев предлагает дополнить главу X Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" статьей "Принцип вины конституционно-правовой ответственности за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"22, в которой, помимо формулировки принципа виновной ответственности, содержалось бы определение вины граждан, аналогичное Кодексу РФ об административных правонарушениях (то есть выделялись умысел и неосторожность). А под виной коллективных субъектов (избирательных комиссий, избирательных объединений, блоков) понималось бы нарушение правил и норм при возможности их соблюдения и непринятие всех зависящих мер по их соблюдению.

Как показывает судебная практика, более востребованным является понимание вины, связанное со вторым определением, причем как для индивидуальных, так и для коллективных субъектов конституционно-правовой ответственности. Вина кандидатов (в большинстве случаев субъектами конституционно-правовой ответственности за нарушения избирательного законодательства являются именно кандидаты) обычно понимается как совершение или допущение нарушения избирательного законодательства при возможности его соблюдения, непринятие всех возможных мер для предотвращения его нарушения, а невиновность - как непричастность, значительно реже - как совершение нарушения, несмотря на все принятые меры для соблюдения законодательства либо вследствие виновных действий других лиц. Возможно, примерно такое определение вины и следует закрепить в избирательном законодательстве, при этом следует также сформулировать и закрепить основные принципы и перечень мер конституционно-правовой ответственности участников избирательного процесса.

В практике рассмотрения судами дел о привлечении участников избирательного процесса к конституционно-правовой ответственности принцип виновной ответственности, несмотря на его неоднозначность, в целом получил признание. Нередко суды отказывают в применении мер конституционно-правовой ответственности (чаще всего по заявлениям об отмене регистрации кандидатов) ввиду отсутствия вины кандидатов, хотя вина в таких случаях на практике, как правило, понимается как причастность, а невиновность - как непричастность.

 

2.2. Реализация конституционно-правовой ответственности  в избирательном процессе

 

Не всегда виновная ответственность участника избирательного процесса связана с противоправными  действиями (бездействием), совершенными им непосредственно. Возможно наступление  конституционно-правовой ответственности  кандидата за виновные действия (бездействие) доверенных лиц или уполномоченного представителя по финансовым вопросам. Когда допущенное нарушение связано с распоряжением средствами избирательного фонда, почти всегда виновным лицом оказывается уполномоченный представитель по финансовым вопросам. Известно несколько случаев привлечения кандидатов к ответственности за противоправные высказывания и действия, допущенные доверенными лицами кандидата. Однако ответственность кандидата за действия доверенных лиц и уполномоченного представителя по финансовым вопросам было бы неправильно считать проявлением невиновной ответственности, поскольку закон прямо уполномочивает доверенных лиц и уполномоченного представителя кандидата по финансовым вопросам выступать от имени кандидата23.

Еще больше взаимозависимость  между виновными действиями одних  участников избирательного процесса и  негативными последствиями для  других прослеживается в случае совершения нарушений избирательного законодательства коллективными субъектами конституционно-правовой ответственности - избирательными объединениями и блоками. Нарушения, допущенные руководителем, уполномоченным представителем либо кем-либо из кандидатов, выдвинутых в составе списка кандидатов, теоретически могут послужить основанием для отказа в регистрации или отмены регистрации списка кандидатов, что повлечет невозможность реализации пассивного избирательного права в составе данного списка другими кандидатами, не виновными в допущенном нарушении и не причастными к нему. Возможно, следует более последовательно разграничить основания отказа в регистрации и отмены регистрации и исключения кандидата из списка при регистрации и по суду после регистрации, хотя полностью исключить возможность наступления негативных последствий для кандидатов-списочников за противоправные действия других лиц, представляющих список кандидатов, видимо, не удастся.

Расформирование избирательной комиссии по суду, в  зависимости от оснований принятия такого решения, может быть следствием как коллегиальных действий комиссии, так и действий отдельных должностных лиц избирательной комиссии. При расформировании избирательной комиссии негативные последствия в виде прекращения полномочий члена комиссии распространяются на всех членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, независимо от наличия или отсутствия их вины в нарушениях, допущенных комиссией и послуживших основанием ее расформирования.

Резюмируя вышесказанное, необходимо сделать следующие выводы:

1) привлечение  участников избирательного процесса  к конституционно-правовой ответственности путем применения санкций, предусмотренных избирательным законодательством, возможно только при наличии вины субъекта ответственности в форме умысла или неосторожности, поскольку иное не установлено законом (к указанным мерам конституционно-правовой ответственности относятся, в частности: отказ кандидату в регистрации, если он связан с допущенными кандидатом нарушениями, а не с невыполнением условий регистрации; отмена регистрации кандидата);

2) в современной  избирательно-правовой практике вина, как правило, считается установленной, если субъект ответственности причастен к нарушению, при этом форма вины (умысел, неосторожность), за редкими исключениями, не исследуется;

3) субъект избирательных  правоотношений считается невиновным  в том случае, если принял все возможные меры к надлежащему исполнению обязанности и предотвращению нарушения либо если формально допущенные им нарушения полностью обусловлены неправомерными действиями другого субъекта;

4) методы доказывания,  исследования и установления фактора вины зависят от характера правонарушений, вменяемых в вину субъекту ответственности. Так, при установлении фактов нарушения правил предвыборной агитации и финансирования путем размещения агитационных материалов без оплаты из избирательного фонда кандидата он считается виновным, если агитационные материалы размещены с его согласия; в случае нарушения правил финансирования при распоряжении средствами избирательного фонда (избирательного счета) вина кандидата предполагается, поскольку распоряжение средствами избирательного счета помимо воли кандидата невозможно; в некоторых других случаях вина может явствовать из обстановки;

5) основанием  для привлечения кандидата к  конституционно-правовой ответственности  путем применения санкций, предусмотренных избирательным законодательством, могут быть виновные действия (бездействие) не только самого кандидата, но также доверенных лиц и уполномоченного представителя по финансовым вопросам, а основанием для привлечения к конституционно-правовой ответственности избирательного объединения или блока - также действия кандидатов из списка и иных лиц, уполномоченных представлять избирательное объединение (блок) и выдвинутый список кандидатов, что не означает невиновной ответственности;

6) в случае  невыполнения кандидатом (иным участником избирательного процесса) установленных законом условий регистрации (пребывания в статусе участника избирательной кампании) негативные последствия, как правило, наступают независимо от наличия или отсутствия вины. Однако в случае, если невыполнение условий регистрации обусловлено неправомерными действиями избирательных комиссий или других участников избирательного процесса либо иными обстоятельствами, не зависящими от него, фактор невиновности может учитываться как основание для восстановления прав такого участника избирательного процесса.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конституционно-правовая ответственность - относительно новый  институт юридической ответственности в российском праве. Однако, несмотря на отсутствие легального закрепления, существование такого правового явления, как конституционно-правовая ответственность (в том числе и в избирательном процессе), признается и конституционно-правовой доктриной, и судебной практикой.

В настоящее  время остаются мало исследованными различные теоретические и практические аспекты конституционно-правовой ответственности, ее принципы, правила учета субъективных факторов, в частности принцип виновной ответственности и фактор вины. Они не имеют нормативного закрепления и регулирования, как в других отраслях права (уголовное, административное, гражданское), однако признаются, несмотря на отсутствие единого понимания, конституционно-правовой наукой и имеют значение в правоприменительной практике.

Мерами конституционно-правовой ответственности участников избирательного процесса (или санкциями, установленными избирательным законодательством за нарушение его норм), безусловно, являются: отмена регистрации кандидата (списка кандидатов), удаление наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, расформирование избирательной комиссии, признание члена избирательной комиссии с правом решающего голоса систематически не выполняющим свои обязанности. Мерами конституционно-правовой ответственности также могут являться: отказ в регистрации (отмена решения о регистрации) кандидата (списка кандидатов, избирательного блока), если только это не связано с выполнением необходимых условий регистрации (своевременная подача необходимых документов, представление подписей избирателей или внесение избирательного залога), а в некоторых случаях - отмена решения о результатах выборов с признанием их недействительными. Субъектами конституционно-правовой ответственности за нарушения избирательного законодательства могут быть участники избирательного процесса - избирательные комиссии, кандидаты, избирательные объединения и блоки, средства массовой информации, наблюдатели и некоторые иные лица.

 

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. "Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993) "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445
  2. Уголовный  кодекс  РФ. Собрание законодательства  РФ. 1996. N 25. Ст. 2954
  3. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, N 24, ст. 2253
  4. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" // Российская газета. N 106. 2002. С. 3 - 4.
  5. Авакьян С.А. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2010.
  6. Бузин А. Конституционно-правовая ответственность в избирательном праве Российской Федерации.
  7. Белоновский В.Н. Правонарушения и юридическая ответственность в избирательном праве.
  8. Витрук Н.В. Конституционная ответственность: вопросы теории и практики // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2011.
  9. Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2009.
  10. Вешняков А.А. Конституционно-правовая ответственность в российском избирательном праве // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2011.
  11. Головин А.Г. Избирательное право России: Курс лекций. М.: Норма, 2009.
  12. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Отв. ред. А.А. Вешняков. М., 2010.
  13. Историческая практика и современность: Монография / Под ред. проф. А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2008.
  14. Краснов М.А. Публично-правовая ответственность представительных органов за нарушение закона // Государство и право. 2007. N 6.
  15. Краснов К.В. Субъекты избирательного процесса в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
  16. Князев С.Д. Избирательный процесс: понятие, особенности и структура // Правоведение. 2009. N 3.
  17. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права: Монография. М.: Изд-во "Юрист", 2007.
  18. Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: Изд-во Московского университета, 2011.
  19. Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. М., 2010.
  20. Орлов Д.В. Институт юридической ответственности за избирательные правонарушения в современной России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007.
  21. Садовникова Г.Д. Избирательно-правовая ответственность как вид конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2009.
  22. Страшун Б.А. К понятию конституционной ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2011.
  23. Проблемы конституционно-правовой ответственности (по материалам конференции на юридическом факультете) // Вестник Московского университета. Сер. 11, "Право". 2010. N 3.
  24. Учебник Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина "Конституционное право России" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2009 (издание третье, переработанное и дополненное).
  25. Штурнев А.Е. Принцип конституционно-правовой ответственности за избирательные правонарушения // Академический юридический журнал. 2009. N 1(11).

 

1 Кутафин О.Е. Предмет конституционного права: Монография. М.: Изд-во "Юрист", 2007. С. 385 - 402.

2 Бузин А. Конституционно-правовая ответственность в избирательном праве Российской Федерации. Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: Изд-во Московского университета, 2011. С. 304 - 312.

3 Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, N 24, ст. 2253

 

4 Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" // Российская газета. N 106. 2002. С. 3 - 4.

5 Головин А.Г. Избирательное право России: Курс лекций. М.: Норма, 2009. С. 317.

6 Белоновский В.Н. Правонарушения и юридическая ответственность в избирательном праве. Историческая практика и современность: Монография / Под ред. проф. А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право. 2008. С. 6.

7 Вешняков А.А. Конституционно-правовая ответственность в российском избирательном праве // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2011. С. 63 - 64.

8 Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. М., 2010. С. 135 - 140.

9 Виноградов В.А. Конституционная ответственность: вопросы теории и правовое регулирование. М., 2009. С. 78 - 79.

10 Страшун Б.А. К понятию конституционной ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2011. С. 72.

11 Уголовный  кодекс  РФ. Собрание законодательства  РФ. 1996. N 25. Ст. 2954

12 Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Отв. ред. А.А. Вешняков. М., 2010. С. 517.

13 Витрук Н.В. Конституционная ответственность: вопросы теории и практики // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2011. С. 33.

14 "Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993) "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, N 4, ст. 445

 

15 Садовникова Г.Д. Избирательно-правовая ответственность как вид конституционно-правовой ответственности // Конституционно-правовая ответственность: проблемы России, опыт зарубежных стран. М., 2009. С. 317.

16 Учебник Е.И. Козловой, О.Е. Кутафина "Конституционное право России" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2009 (издание третье, переработанное и дополненное).

17 Князев С.Д. Избирательный процесс: понятие, особенности и структура // Правоведение. 2009. N 3. С. 48.

18 Краснов К.В. Субъекты избирательного процесса в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.С. 21

Информация о работе Избирательный процесс