Избирательное право и избирательная система Ресспублики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является анализ избирательного права и избирательной системы Республики Беларусь.
Задачи исследования:
- рассмотреть институт избирательного права;
- проанализировать теоретические аспекты избирательной системы;
- изучить стадии избирательного процесса в Республике Беларусь.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….…4
1 Институт избирательного права ………………………………..………………..6
1.1 Принцип избирательного права ..…………………………………………....7
1.2 Цензы избирательного права………………………………………………..10
2 Теоретические аспекты избирательной системы................................................12
2.1 Понятие, принципы, виды избирательных систем их сравнительный анализ…………………………………………………………….…………………12
2.2 Избирательная система Республики Беларусь…………………....………16
3 Стадии избирательного процесса в Республике Беларусь ……………………18 Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованных источников ...…………………………….……………..29

Вложенные файлы: 1 файл

курс.работа по кнст. пр..doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

На основании бюллетеней, которые находились в ящиках для голосования, участковая комиссия устанавливает общее число избирателей, принявших участие в голосовании, количество голосов, поданных «за» и «против» каждого кандидата, и число бюллетеней, признанных недействительными.

Результаты подсчета голосов обсуждаются на заседании участковой комиссии, объявляются и заносятся в протокол, в котором указывается и число полученных участковой комиссией, и число испорченных, и неиспользованных бюллетеней. Подписывается этот документ председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, затем немедленно представляется в соответствующую избирательную комиссию и в орган, образовавший комиссию.

К протоколу могут прилагаться особые мнения членов комиссии, заявления доверенных лиц, кандидатов и других лиц о нарушениях, допущенных в ходе голосования или при подсчете голосов, и принятые по ним решения комиссии, а при выборах в Совет Республики к протоколу прилагается и список депутатов, принявших участие в заседании.

Результатом подсчета голосов является подведение итогов выборов. Территориальная или окружная избирательная комиссия суммирует данные, содержащиеся в протоколах участковых избирательных комиссий, и не позднее чем через 4 дня после выборов устанавливает итоги голосования на соответствующей территории.

При обнаружении ошибок, несоответствий в протоколах, а также других нарушений Центральная комиссия может принять решение о повторном подсчете голосов.

Если будут обнаружены серьезные нарушения, способные повлиять на итоги выборов, то выборы могут быть признаны недействительными.

Если нет нарушений, и проголосовало более половины избирателей, то выбора признаются состоявшимися.

Согласно закрепленной в Республике Беларусь мажоритарной системе, избранным в первом туре выборов считается кандидат в Президенты Республики Беларусь, в депутаты, в члены Совета Республики, получивший больше половины голосов избирателей или депутатов соответственно.

Если никто из кандидатов не набрал нужного количества голосов, то не позже, чем в двухнедельный срок проводится второй тур голосования, в котором будут участвовать только два кандидата, получившие наибольшее количество голосов. Сообщение о проведении второго тура голосования публикуется в печати и других средствах массовой информации на следующий день после его назначения.

Выборы Президента при повторном голосовании (2 тур голосования) считаются состоявшимися, если в голосовании также приняло участие больше половины избирателей, включенных в избирательные списки. Для победы во 2 туре нужно получить не просто больше голосов, чем иной кандидат, а обязательно более половины голосов избирателей.

Выборы в Палату представителей при повторном голосовании считаются состоявшимися, если в них примут участие более 25 процентов избирателей.

Если на выборах Президента Республики Беларусь, депутатов в Палату представителей, в местные Советы депутатов баллотировалось не более двух кандидатов и ни одного из них не избрали, или, если выбыли все кандидаты или выборы признаны несостоявшимися, или, если 2 тур не дал результатов, то Центральная комиссия решает вопрос о назначении повторных выборов. Они должны проводиться: в течение трех месяцев после основных выборов в Президенты; в срок, установленный Центральной комиссией – при выборах в Национальное собрание; в срок, установленный территориальной избирательной комиссией – при выборах в местные Советы.

Сообщение об итогах выборов Президента передается Центральной комиссией средствами массовой информации для обнародования в течение трех дней с момента подписания протокола об итогах выборов.

Сообщения об итогах выборов в Палату представителей Центральная комиссия направляет в печать в течение трех дней с момента подписания протокола; список избранных депутатов публикуется в алфавитном порядке с указанием их данных.

Сообщение об итогах выборов в местные Советы депутатов направляется соответствующими территориальными избирательными комиссиями в печать в пятидневный срок после выборов. В списке избранных депутатов, составленном в алфавитном порядке, указываются все необходимые данные.

Сообщение об итогах выборов в члены Совета Республики и список избранных членов Совета Республики направляется Центральной комиссией в печать в трехдневный срок со дня подписания протокола об итогах выборов.

Подводя итог выше сказанному можно сделать вывод, что на каждой стадии избирательного процесса существует возможность конфликтов между его участниками, обусловленных столкновением интересов, возможными ошибками, а в ряде случаев и злоупотреблениями. Общий контроль за соблюдением избирательного законодательства осуществляют избирательные органы (комиссии), решения которых могут быть обжалованы в суде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Знание сути понятия «избирательное право» необходимо каждому сознательному человеку, желающему жить в демократическом обществе, так как эти знания дают нам понимание механизма и смысла выборов. А выборы являются одним из основополагающих принципов демократического государства.

Рассмотрев эти понятия можно сделать следующие выводы:

Понятие «избирательное право» имеет два значения:

  • система конституционно – правовых норм регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.
  • гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления.

Принципы избирательного права – это обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными. Эти принципы сформулированы в международно-правовых актах, Конституциях зарубежных стран.

В Республике Беларусь действует мажоритарная избирательная система абсолютного большинства.

В Беларуси  не утихают спекуляции на тему возможного перехода в будущем от мажоритарной избирательной системы через смешанную (мажоритарно – пропорциональную) к пропорциональной, т.е. выборам по партийным спискам. Но в Беларуси сегодня политическая система не является партийной. Люди еще очень хорошо помнят весь тот негатив, что был связан с Коммунистической партией Советского Союза (КПСС). Некоторые члены КПСС использовали свое членство в ней в карьерных целях. И главное – очень многие советские граждане видели у компартии расхождение слов с делами. Возможно, именно по «старой памяти» жители нашей страны сегодня не очень доверяют политическим партиям.

Тем не менее, создание политической альтернативы является преимуществом пропорциональной системы. Создавая партии в государстве, увеличивается роль граждан в политической жизни страны.

В Беларуси никогда не было сильных политических партий. Общество недостаточно структурировано на социальные группы, которые выражали бы желание отстаивать свои интересы в большой политике. Ведь вначале эти группы должны появиться и набрать силу, а уже только потом для защиты их интересов должны быть созданы политические партии, базой которых как раз и являются люди, входящие в эти группы и, в свою очередь, поддерживающие свои партии идеологически.

Каждая избирательная система имеет свои преимущества и недостатки. Практика показывает, что от ее характера в решающей степени зависит, какую партийно – политическую систему страна в обозримом будущем получит. Политика Республики Беларусь направлена на сохранение стабильного социально ориентированного общества с представительными органами, подконтрольными избирателям и политическими партиями как движущей силой политического прогресса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Основы конституционного права : курс лекций / А.В Марыськин – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – с. 272
  2. Основы права : учеб. пособие / Г.А. Василевич [и др.] ; под общ. ред. Г.Б. Шишко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск : Амалфея, 2006. –  800 с. 
  3. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. И 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2007. – 48С 
  4. Чудаков, М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учеб. пособие / М.Ф. Чудаков – Минск : Новое знание, 2001. – 576 с.
  5. Международный пакт о правах человека : Всеобщая декларация прав человека : принята резолюцией 217  (III) Генер. Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. – Париж // Консультант Экспресс. Версия 4012.00.01 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2012. – Дата доступа : 15.09.2012
  6. О критериях свободных и справедливых выборов: Декларация от 26 марта 1994г. : принята  советом Межпарламентского союза на 154-й сессии – Париж // Консультант Экспресс. Версия 4012.00.01 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2012. – Дата доступа : 15.09.2012
  7. Широков, А.Т. Основы права : курс лекций / А.Т. Широков, Д.Е. Тагунов – 2-е изд., доп. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 303 с.
  8. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учеб. пособие / Г.А. Василевич – Минск, 2003. – 567 с.
  9. Избирательный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 января 2000 г. : одобрен Советом Республики 31 января 2000 г. : текст Кодекса по состоянию на 26 января 2010 г. – Минск: Амалфея, 2010. – 238 с.
  10. Конституция Республики Беларусь. Научно–правовой комментарий / под общ. ред. В.Г. Тихини. Г.А. Василевича, М.И. Пастухова. – Минск, 1996. – 223с.
  11. О внесении изменения в постановление Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов от 15 сентября 2010 г. № 45 : Постановление от 5 ноября 2010 г. // Консультант Экспресс. Версия 4012.00.01 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2012. – Дата доступа : 15.09.2012
  12. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь от 4 января 2010 г. // Консультант Экспресс. Версия 4012.00.01 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2012. – Дата доступа : 15.09.2012
  13. Кивель, В.Н. курс лекций по Конституционному праву Республики Беларусь : учеб. пособие / В.Н. Кивель. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 109с.
  14. О порядке использования средств массовой информации при подготовке и проведении выборов Президента Республики Беларусь в 2010 году : Постановление от 14 октября 2010 г. // Консультант Экспресс. Версия 4012.00.01 [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. – Минск, 2012. – Дата доступа :15.09.2012

 

3

 

 


Информация о работе Избирательное право и избирательная система Ресспублики Беларусь