Идеологические функции СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 23:33, реферат

Краткое описание

На всем протяжении развития цивилизации идеология являлась неотъемлемым фактором организации общественной жизни. Более того, с момента возникновения информационной эпохи идеологический фактор становится определяющим. Поэтому особую актуальность для государства имеет разработка собственной идеологии. Идеология является неустранимым компонентом функционирования общества, выступая как социально значимая и теоретически оформленная система идей, отражающая интересы соответствующих социальных групп и слоев и призванная закрепить или изменить общественные отношения. Идеология имеет два важнейших аспекта.

Содержание

Введение 3
1. Роль СМИ в условиях современного политического развития. Место СМИ в политических и идеологических процессах 5
2. Идеологические функции сми 11
Заключение 16
Список использованных источников 18

Вложенные файлы: 1 файл

Идеологические функции СМИ.docx

— 48.67 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

«Полоцкий государственный  университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине:

«Основы идеологии»

 

на тему: «Идеологические функции СМИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полоцк

2013  

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Роль СМИ в условиях современного политического развития. Место СМИ в политических и идеологических процессах 5

2. Идеологические функции сми 11

Заключение 16

Список использованных источников 18

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На всем протяжении развития цивилизации  идеология являлась неотъемлемым фактором организации общественной жизни. Более  того, с момента возникновения  информационной эпохи идеологический фактор становится определяющим. Поэтому  особую актуальность для государства  имеет разработка собственной идеологии. Идеология является неустранимым компонентом  функционирования общества, выступая как социально значимая и теоретически оформленная система идей, отражающая интересы соответствующих социальных групп и слоев и призванная закрепить или изменить общественные отношения. Идеология имеет два важнейших аспекта. С одной стороны, это теоретически оформленное знание о социальном бытии и способах его изменения. С другой стороны, идеология – это система ценностей, задающих ориентиры социального действия.

Ни одна страна не может  успешно развиваться, не имея четко  сформулированной и ясной каждому  ее гражданину системы идеологических ценностей. Эти ценности формировались  в течение сотен лет развития общества, и для каждого государства  они разные, хотя есть и общее  – уважение прав человека, патриотизм, приверженность демократическому строю  и т.д. В Республике Беларусь основная идея развития государства выражена в конкретной и простой форме  – «За сильную и процветающую Беларусь», что подразумевает обеспечение  достойного уровня жизни, создание рабочих  мест, бесплатное медицинское обслуживание, помощь многодетным семьям и т.д. В осуществлении этой задачи государству  призваны помогать, в том числе, и  средства массовой информации (СМИ).[1]

Средство массовой информации –  это совокупность средств распространения  информации, характеризующаяся обращенностью  к массовой аудитории, общедоступностью, а также корпоративным характером производства и распространения  информации.

Возникновение самой журналистики как социального  и политического института во многом определялось потребностями общества, отдельных общностей, слоев, групп в идеологическом обосновании  своих интересов, прежде всего, в сфере экономики и политики. В последующем была открыта и сформулирована социальная закономерность – чем более массовой и острой становится политическая деятельность в обществе, тем большую роль журналистика в целом, средства массовой информации (СМИ), в частности, начинают играть в политических и идеологических процессах. Проявляется это, в первую очередь, в том, что именно СМИ становятся основным инструментом идеологической ориентации человека в современном мире. Иными словами, идеологически ориентирующая деятельность СМИ превращается в информационный процесс универсального типа, идущий параллельно идеологическому процессу.

Об их влиянии на жизнь  людей можно судить хотя бы по нашумевшему  «карикатурному скандалу» 2005-2006 гг. Причиной конфликта послужили карикатуры на пророка Мухаммеда, напечатанные в 2005 году в одной из датских газет. Министерства иностранных дел одиннадцати исламских государств потребовали от датского правительства извинений за публикацию, а некоторые из них даже закрыли свои посольства в Дании в знак протеста, когда они не получили этих извинений. В честь солидарности с датчанами ряд европейских газет также опубликовал скандальные рисунки. Очень быстро общественный скандал перерастает в глобальный политический кризис – жители мусульманских стран выходят на демонстрации под лозунгом «Смерть Дании!».

Таким образом, средства массовой информации являются мощным рычагом общественного влияния и важно уметь использовать  этот рычаг с наибольшей выгодой для государства.

 

  1. РОЛЬ СМИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. МЕСТО СМИ В ПОЛИТИЧЕСКИХ И ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ

Статья 34 Конституции РБ гарантирует гражданам Республики Беларусь право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды, а также данная статья обязует государственные органы, общественные объединения, должностных лиц РБ предоставить гражданину РБ возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. [2]

Разновидностью информации является массовая информация.  В законе РБ «О средствах массовой информации» от 17 июля 2008 г. № 427-З массовая информация понимается как предназначенные для неопределенного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, опубликованные в печати, сообщенные посредством телевизионного вещания и радиовещания или в иной форме периодического распространения, а к средствам массовой информации Закон относит форму периодического распространения массовой информации с использованием печати, телевизионного вещания и радиовещания, глобальной компьютерной сети Интернет. [3]

Деятельность СМИ в Беларуси регламентируют: конституция (ст. 5, 33); Гражданский кодекс Республики Беларусь (деятельность редакций СМИ); Законы «О печати и других средствах массовой информации», «Об информатизации», «Об электронном документе», «Об авторском праве и смежных правах» и др.; Указы и распоряжения Президента; Постановления Совета министров; Нормативные акты министерств и других органов государственной власти и управления.

Базовым элементом системы система  взаимоотношений государства и  СМИ в Беларуси является Министерство информации – центральный орган государственного управления, осуществляющий государственное регулирование в области передачи и распространения массовой информации.

По форме собственности СМИ  в Беларуси могут быть государственными и частными.

Современные средства массовой информации выполняют сразу несколько функций, а именно – поиск, получение и передача информации, ее производство (аналитика и комментарии), распространение информации. При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи.

Профессор Бабосов Е.М. выделяет следующие  основные функции СМИ. 

СМИ – это основной поставщик  информации. Мы живем в информационном обществе, которое немыслимо без  постоянного притока новой информации. И кто быстрее выдаст новость  в эфир, тому и обеспечена наибольшая аудитория. [4]

СМИ не просто несут информацию, а  еще и акцентируют внимание читателя на определенных событиях, либо наоборот умалчивают определенные события, формируя таким образом нужную картину. В  этих  целях используются  давно  отработанные  приемы: «доверительные»  беседы  официальных  лиц; тщательно  спланированные  утечки  информации;  закрытые  брифинги,  на которых  журналистам дают рекомендации, в  каком духе следует освещать те или  иные события и факты; и ряд  других».

СМИ дают определенную оценку событиям, вводят новую, быстро распространяемую терминологию - «империя зла», «аутсайдеры»  и т.д. Таким образом, у читателя, еще только услышавшего о событии, даже без комментариев и анализа, но в определенной терминологии, уже  формируется определенное мнение. 

СМИ генерируют определенные имиджи политических деятелей, партий, социальных движений и даже целых стран. В  итоге в центре внимания общественного  мнения оказываются не действительные качества изображаемых субъектов или  объектов, а предпочитаемые, рекомендуемые  СМИ. 

Кроме того,  СМИ стремятся придать  изображениям общепризнанную оценку. При этом альтернативным точкам зрения придается дискриминационный характер, а их приверженцы интерпретируются с критических позиций.

СМИ – мощный фактор мировоззренческого, политического и идеологического  влияния на личность или целую  группу. СМИ предлагают своеобразные эталоны поведения, образцы того, что считать «нормальным». Например, до распада СССР особое внимание уделялось  добросовестному и честному труду, а сейчас пропагандируется предприимчивость, везение.

Значение информации в жизни  общества очень велико. Неслучайно печать, радио, телевидение часто  называют "четвертой" (после законодательной, исполнительной и судебной) ветвью власти. Такое название, конечно, чисто  условно. Тем не менее, СМИ обеспечивают власть над умами, формируют сознание, во многом от них зависят репутации  политиков, победы и поражения на выборах, мода, стиль жизни, даже выбор  жизненного пути у молодежи. [5]

Однако место и значение СМИ в нашей жизни трудно оценить однозначно. С одной стороны, они получают все большую власть в современном обществе, становясь, в частности, важнейшим фактором политической борьбы, а с другой – СМИ сами попадают под непрерывно растущее влияние и контроль. Обусловлено в определенной мере это тем обстоятельством, что сегодня журналистика стала многомерным экономическим, социально-политическим и культурным явлением.

Место и значение СМИ в политических и идеологических процессах обусловлено следующими объективными и субъективными факторами.

Во-первых, сегодня уже окончательно оформились две основные тенденции социально-политического развития Беларуси в ближайшие десятилетия: медиатизация всей политической жизни, все большее подчинение политики правилам игры, которые диктуют СМИ, и олигополизация информационного пространства. Такие процессы связаны с тем, что отсутствующую в Беларуси централизованную систему политических коммуникаций заменит институт СМИ, который становится центральным институтом политического рынка.

Во-вторых, современные СМИ все  более способствуют разрушению созданного ими же самими глобального мифа о том, что в сфере культуры действуют рыночные механизмы и закономерности, демократичные по своему содержанию, способствующие развитию культуры. Прежде всего, это проявляется в целенаправленной стандартизации культуры средствами массовой информации, основанной на коммерциализации газет, журналов, радио, телевидения, Интернета. Суть этого явления в том, что СМИ диктуют художнику, писателю, композитору, музыканту, артисту «эталон» культурного творчества, который будет понятен и принят массовой аудиторией, то есть принесет быструю прибыль творцу и СМИ. Достижением культуры начинают считать лишь тот продукт культурной деятельности, который назван таковым в СМИ. Условно говоря, не обязательно вовсе быть талантливым писателем, главное – находиться на хорошем счету в СМИ, быть замеченным журналистами.

В-третьих, набирает силу процесс медиатизации науки. СМИ стремятся все больше взять на себя функцию научного анализа  реальности, пытаясь оттеснить на второй план социально-гуманитарные науки. Это не только наносит ущерб имиджу науки как таковой, но и нивелирует ее результаты до уровня информационных сообщений. СМИ также превращают любую реальную проблему в модель, но делают это, в отличие от науки, не с целью познания, а с целью непосредственной манипуляции сознанием. Способность упрощать сложное явление, выявлять в нем или изобретать простые причинно-следственные связи в огромной степени определяет успех идеологической акции.

Более того, как показывают социологические и социолингвистические исследования СМИ, журналисты в своем большинстве исходят из концепции упрощения и поэтому чисто механически подгоняют сложные, нестабильные и неоднозначные социальные, политические, экономические, идеологические явления под какую-то устойчивую, универсальную формулу. Такого рода информацию аудитория должна воспринимать без всяких усилий и, следовательно, без критического осмысления. На основе подобных подходов возникли несколько концепций влияния СМИ на аудиторию.

Например, концепция волшебной  пули, согласно которой влияние СМИ  построено на том, что материалы  газет, журналов, радио и телевидения  нацелены в общем на пассивную  аудиторию и поэтому достигают  цели и воспринимаются некритически. Или же концепция подкожной инъекции, построенная на упрощении, что информация «впрыскивается» в сознание аудитории  напрямую и столь же непосредственным образом определяет поведение аудитории. В этом же ряду находится концепция  пустого сосуда, согласно которой  аудитория воспринимает журналистские  материалы, не будучи отягощенной какими-либо собственными представлениями и  собственным мнением, пребывая в  полной готовности впитывать, усваивать  все идеи, идеологические догматы, которые  предлагают СМИ.

В-четвертых, суть информационной революции, которая прошла в мире и, частично, в Беларуси в последнее десятилетие прошлого века заключается в том, что сегодня наиболее выгодным видом коммерческой деятельности стало преобразование человеческого сознания. Характерно, что промежуточным этапом подобной трансформации является состояние, когда для людей, подвергающихся воздействию СМИ, окружающий мир все в большей мере перестает быть реальным и все больше приобретает виртуальный, сконструированный, искусственный характер. И это закономерно, так как информационное общество, по существу, базируется на навязывании гражданам единой для всех модели восприятия мира, то есть идеологии игнорирующей индивидуальные интересы и особенности. Подобный подход получил условное название информационная терапия. Чаще всего под данным понятием подразумевают стремление решать все проблемы общества (политические, экономические, социальные, идеологические) корректировкой человеческого сознания, а не изменением реально окружающего нас мира. Негативный эффект информационной терапии для общества усиливается за счет того, что СМИ, журналисты сами начинают верить в собственно пропагандируемую ими идеологическую доктрину.

В-пятых, в настоящее время имеет место принципиальное снижение издержек распространения социально-политической информации, что обусловлено развитием принципиально новых видов политической электронной коммуникации. Как полагают эксперты, политическая информация как товар имеет одну особенность. Производство оригинала стоит дорого, но последующее его тиражирование в электронном виде обходится издателю почти бесплатно. Поэтому, когда политическая информация становится действительно массовой, она вообще теряет цену и в итоге сегодня уже никто не удивляется, что огромные массивы политической информации в Интернете доступны без всякой оплаты за нее.

Информация о работе Идеологические функции СМИ