Запрет дискриминации как элемент правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 20:36, реферат

Краткое описание

Темой своего доклада я выбрала вопрос, касающийся ущемления прав человека, так как считаю его наиболее актуальным в современном демократическом правовом обществе. Так как именно отсутствие дискриминации является основным признаком любого правового государства. Этот вопрос является глобальным, затрагивает интересы многих стран по всему миру. Нет, пожалуй, ни одного общественно-политического издания, на страницах которого не освещалась бы решение этой проблемы человечества. Существует множество противоположных точек зрения, что делает эту тему только интересней и разносторонней.

Вложенные файлы: 1 файл

запрет дискриминации как элемент правового государства (1).docx

— 84.34 Кб (Скачать файл)

Тема: «Запрет дискриминации как элемент правового государства»

Умбеткалиева К. студентка 205 гр

 Колледжа КАЗ  ГЮУ

Руководитель: Турежанова Р.Г.

Темой своего доклада я выбрала вопрос, касающийся ущемления прав человека, так как считаю его наиболее актуальным в современном демократическом правовом обществе. Так как именно отсутствие дискриминации является основным признаком любого правового государства. Этот вопрос является глобальным, затрагивает интересы многих стран по всему миру. Нет, пожалуй, ни одного общественно-политического издания, на страницах которого не освещалась бы решение этой проблемы человечества. Существует множество противоположных точек зрения, что делает эту тему только интересней и разносторонней. Своей задачей я ставлю изучение материалов, посвященных ущемлению прав людей, с целью понять какие в современном обществе встречаются ликвидации дискриминации. Для этого я задействовала несколько источников информации: Трудовой кодекс РК 2007 года, Международная конвенция о ликвидации дискриминации в отношении женщин 1969 года, Конституция РК 1995 года, работа профессора Андрея Смилги: «Дискриминация ученых из России - это факт», Декларацию ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1963 года

Вопрос, касающийся дискриминации, очень обширен, содержит в себе множество аспектов, в ограниченных рамках данной работы рассмотрены только некоторые виды дискриминации, а именно гендерная дискриминация. Таким образом, я не стараюсь охватить как можно больше диссертаций на эту тему, своей задачей я ставлю, прежде всего, глубину рассмотрения гендерной дискриминации.

Дискриминация (лат. discriminatio «различение») — неоправданное различие в правах и обязанностях человека по определённому признаку.

Под дискриминацией понимают ограничение прав по признакам, которые «не являются приемлемыми и подходящими основаниями в условиях, в которых они имеют место», или «различие, исключение, ограничение или предпочтение (..) которое имеет целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления всеми лицами, на равных началах, всех прав и свобод». Неотъемлемыми элементами дискриминации являются: «ущемление прав; недопустимые признаки, по которым осуществляется дискриминация, отсутствие разумных и объективных оснований для такого обращения». Ущемление прав не обязательно означает неравное обращение — «бывают обстоятельства, когда равное обращение или неспособность принять во внимание существенные в данной ситуации различия могут фактически привести к неравенству и дискриминации». [Словарь по правам человека, стр.16-18 книги ISBN9780862104528]

«Если ущемление прав преследует законную цель (такую как защита здоровья или безопасности общества в целом) и соразмерно этой цели, то никакой дискриминации нет. Как правило, это самый сложный и противоречивый аспект в выявлении дискриминации. Чтобы определить пределы оправданного, необходимо тщательно анализировать каждый конкретный случай». [стр.19 книги ISBN 978-0-86210-452-8]

В наше время распространены такие дискриминации как:

1) расовая дискриминация -  это представление о неполноценности, физической или умственной, отдельно взятой расы или этнической группы. Например, считать африканцев «низшими существами» - это расовая дискриминация в чистом виде. К примеру вся история США – история расовой дискриминации. Сначала ее жертвой стали коренные жители – индейцы. Затем там развилось рабовладельческое общество – в просвещенном, как считалось, обществе! Жертвами стали африканцы. В конце – концов это привело к кровопролитной Гражданской войне. Но расовая дискриминация на этом не закончилась – негров, или афроамериканцев, долгое время не принимали на более – менее значимую должность, кроме прислуги.

2) дискриминация по половому признаку(гендерная)-умаление прав граждан по мотивам их половой принадлежности. Дискриминация может проявляться при найме на работу, по отношению к членству в профессиональных органах, при страховании, пенсионном обеспечении. Проблемы возникают в тех случаях, когда пол имеет статистически важное значение: например, при пенсионном обеспечении и рентных платежах актуарии знают, что в среднем женщины живут дольше, чем мужчины, и это оказывает влияние на то, какие страховые полисы компании им предлагают.

3) Дискриминация по возрасту, эйджизм — дискриминация человека на основании его возраста. Проявляется в готовности воспринимать адекватно и сотрудничать лишь с теми людьми, кто соответствует некоему заранее установленному критерию возраста.

Понятие «эйджизм» ввёл директор национального института старения США Р. Н. Батлер в 1969 году, обозначая им дискриминацию одних возрастных групп другими. Дифференциация социальных статусов и возрастная стратификация во многих Западных обществах и культурах осуществлялись и продолжают осуществляться в соответствии с такими социальными ценностями, считающимися нормативными, как продуктивность и результативность. Это обстоятельство, в частности, лежит в основе негативно-пренебрежительного отношения к пожилым людям, как к субъектам, которые не соответствуют данным требованиям.

Вопрос о ликвидации дискриминации получил свое закрепление и на международном уровне.

ООН и многие другие международные организации ведут борьбу со всевозможными формами дискриминации. В частности, провозглашены специальные международные дни — Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, Международный день мигранта, Международный день памяти жертв работорговли и её ликвидации, Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации. Организация Объединенных Наций в 1979 году приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Конвенция обязывает все государства, которые в ней участвуют:

- включить принцип равноправия  мужчин и женщин в конституции  и другие законодательные акты  и добиваться его практической  реализации;

- в случае необходимости  использовать специальные санкции, запрещающие дискриминацию в  отношении женщин;

- принимать меры, чтобы  изменить действующие законы, обычаи, практику, которые представляются  дискриминационными в отношении  женщин;

- обеспечить равное для  мужчин и женщин право пользования  всеми экономическими, социальными, культурными, гражданскими и политическими  правами.

 Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ICERD) — конвенция ООН, принятая Генеральной Ассамблеей 21 декабря 1965 года и вступившая в силу 4 января 1969 года. Участниками Конвенции по состоянию на апрель 2010 года являются 173 страны, еще 6 стран Конвенцию подписали, но не ратифицировали.

Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию о ликвидации все форм дискриминации в отношении женщин 29 июня 1998 года.

Все государства должны принять эффективные меры для пересмотра политики правительства и других публичных властей и отмены законов и правил, которые ведут к созданию и укоренению расовой дискриминации там, где она все еще проводится. Они должны издать законы, запрещающие такую дискриминацию, и принять все соответствующие меры по борьбе с предрассудками, приводящими к расовой дискриминации.

Чтобы провести в жизнь цели и принципы настоящей Декларации, все государства должны принять немедленные и позитивные меры, включая законодательные и другие меры, для преследования в судебном порядке и (или) объявления противозаконными организаций, которые поощряют расовую дискриминацию или подстрекают к ней, подстрекают к насилию или применяют насилие в целях дискриминации по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения.

Организация Объединенных Наций, специализированные учреждения, государства и неправительственные организации должны сделать все от них зависящее, чтобы содействовать принятию энергичных мер, которые, сочетая юридические и другие практические средства, позволят ликвидировать все формы расовой дискриминации, чтобы рекомендовать эффективные меры, необходимые для борьбы с ней и ее ликвидации.

Наше государство не является исключением в отношении запрета дискриминации.  В нашем основном законе закреплена норма по запрету ущемления прав п.2 ст. 14 Конституции РК «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам», это норма подтверждает, что наше государство является правовым.

Здесь хочу процитировать слова главы государства Нурсултана Назарбаев на XXI сессии Ассамблеи народа Казахстана: «- Любые формы дискриминации абсолютно недопустимы и жестко преследуются в Казахстане»

"У нас абсолютно  недопустимы и жёстко преследуются  по закону любые формы дискриминации, любые посягательства на мир  и согласие в нашей стране", - заявляет Лидер Нации.

Он также отметил, что в Казахстане нет никаких этнических преимуществ - все равны перед законом. "Мы все разные и равны, мы все дети единого казахстанского народа", - добавил президент.

"Я никогда не устану  повторять, что единство, сплочённость - главные ценности общества", - подчеркнул Назарбаев.

Президент также отметил, что независимость любого государства незыблема только при абсолютном соблюдении Конституции, законов "прежде всего, самими гражданами любой страны»

"Межэтнические отношения, вопросы языковой политики, вопросы  гражданского равноправия, все это - не поле для политических  игр, это человеческие судьбы, их  нельзя оставлять на потом. И  тем более игнорировать, цинично  использовать как аргумент в  борьбе за власть какой-то политической  группы, это опасно для государства, для народа, для каждого человека, поэтому все должны понимать, что шовинизм или национализм  отделяет от откровенного неофашизма  очень тонкая грань", - заключил  Назарбаев.

Тем не менее, следует признать, что различия в положении женщин и мужчин в Казахстане все еще существенны. Гарантированные Конституцией равные права не подкреплены гарантированными возможностями. Женщины недостаточно представлены на уровне принятия решений, т.е. практически отсутствуют на высоких должностях, существует гендерное неравенство на рынке труда.

 

Но в настоящее время в нашем государстве мы чаще всего сталкиваемся с таким видом дискриминации как Гендерная дискриминация. Причинами такого проявления умаления прав может послужить, и история нашего государства как патриархальное государство и менталитет нашего народа, где женщина всегда находится по втором плане.

Наиболее уязвимыми женщины становятся в ситуации найма на работу и увольнения с нее. 

Данную дискриминацию при приеме на работу правильнее назвать Проблемы гендерной дискриминации возникают при трудоустройстве и увольнении, право женщин на справедливую и равную оплату труда за равноценный труд по сравнению с мужчинами, создание благоприятных условий труда с учетом репродуктивной функции женщин, а также экономических и социальных гарантий для успешного сочетания профессиональных и семейных обязанностей остаются неизменно актуальными во всем мире.

Еще одной проблемой является «заявочная» дискриминация. Так, в законодательстве Республики Казахстан не прописаны правила оповещения населения о найме. В результате этого, фактически в любой из газет, содержащих объявление о поиске работника («Из рук в руки»), на сайте в INTERNET, в числе требований к кандидатуре указывается на пол. Дискриминацию при приеме на работу правильнее назвать скрытой, так как при отборе соискателей работодатель формально в качестве причины отказа указывает деловые качества, но в действительности отбор идет по половому или возрастному принципу. Таким образом, ст.7 Трудового Кодекса РК хотя и провозглашает что никто не может подвергаться какой-либо дискриминации при реализации трудовых прав в зависимости от пола, возраста, но механизм реализации этого принципа отсутствует. Также стало нормой при публикации объявлений в средствах   массовой информации о приеме на работу работодателями и кадровыми агентствами указывать пол, возраст, семейное положение, внешние и физические данные  и т. д. Незнание законных прав и способов защиты ведет  к  принятию  женщинами дискриминации как нормы. Среди объявлений о вакансиях, которые печатаются от имени агентств по   подбору   персонала, открыто   дискриминационных объявлений значительно меньше. Отсутствие этого фактора может быть хорошим индикатором высокого профессионального уровня агентства, указывая на то, что качество работы специалистов позволяет точно выполнить заказ по подбору персонала без нарушения законодательства.

В Казахстане, как и в любом другом обществе, существуют серьезные препятствия на пути решения перечисленных проблем.  Инерционный характер социальных процессов, наличие временного разрыва между принятием мер в интересах женщин и получением значимого результата от их реализации, медленные темпы формования новых защитных механизмов, адекватных возникшим социально-экономическим явлениям, являются объективными факторами, сдерживающими прогресс в повышении статуса женщин, в том числе и в сфере занятости, и на рынке труда.

Изучив работы многих авторов на тему запрета дискриминации, я могу сделать следующие выводы:

Во-первых, тему дискриминации мы можем встретить на страницах огромного количества изданий, причем абсолютно разной тематики, направленности.

Во-вторых, независимо от тематики источника можно выделить наиболее часто встречающиеся виды дискриминации даже в Казахстане, но мы не замечаем этого так как незнаем своих прав. Сегодня наиболее актуальна в средствах массовой информации тема дискриминации по национальной принадлежности, и актуальна она во всем мире. Не менее важны и примеры дискриминации по половому признаку, возрасту, вероисповеданию, и т.д. И что было новым лично для меня - это вопрос, касающийся ущемления прав женщин. Это принципиально новый вопрос, возникший только в 21 веке.

Информация о работе Запрет дискриминации как элемент правового государства