Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 15:49, реферат
Следует иметь в виду, что идеи и взгляды мыслителей, выраженные в теоретической форме, являются частью политического сознания данной эпохи. Их особенности связаны со всей системой социокультурных и экономических факторов, в которых жил и творил тот или иной мыслитель. Но вместе с тем, многие их идеи имеют непреходящее значение. Они заложили фундамент современной политической науки и практики. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических явлений и процессов.
Суть либерализма, по Чичерину, состоит в представлении о человеке как о существе свободном, которое в таком качестве вступает в общество. Он остается свободным даже тогда, когда ограничивает свою волю совместной волей других, подчиняясь гражданским обязанностям и повинуясь власти. Он и здесь сохраняет свое человеческое достоинство и прирожденное право на беспрепятственное развитие своих разумных сил.
Либерализм, по Чичерину, предстает в нескольких главных направлениях. Низшую ступень занимает либерализм уличный, который подвержен своеволию, он больше всего любит шум, ему хочется волнения для волнения. Другой вид либерализма - оппозиционный. Третий вид либерализма - охранительный. Если либеральное направление желает получить действительное влияние на общественные дела, оно должно искать иных, положительных начал.
В истории политической мысли Чичерин находит повторение одних и тех же воззрений и считает, что человек, теоретически и практически исследуя этот предмет, периодически перебирает одну за другой все его разнообразные стороны. Отличие более поздних циклов учений о государстве, законах и судебной деятельности от предшествующих состоит, по его мнению, в большем или меньшем развитии исходных начал, в методе исследования, иногда в примеси посторонних элементов, хотя существенное содержание учений остается прежним.
Одним из лидеров либерального движения был Сергей Андреевич Муромцев (1850-1910). Ему принадлежит заслуга в истолковании права как действующего правопорядка и в оправдании свободы судейского правотворчества, способного, по его оценке, содействовать эволюции России в сторону более либерального режима властвования.
Профессор Юрьевского и Петербургского университетов Н. М. Коркунов полагал, что власть всегда неделима, она стремится захватить сферу настолько широкую, насколько это возможно и побуждает ее носителей к различным злоупотреблениям. Государственная власть определяется не волей властвующего субъекта, а сознанием зависимости подвластного. Следовательно, носителями государственной власти являются все граждане. Коркунов пользовался большим авторитетом в университетских научных кругах. Его основной труд – «Лекции по общей теории права»- выдержал девять изданий (последнее - 1909), в 1903 г. был переведен на французский, а затем и на английский языки. Западноевропейские юристы ссылались на него как на законченное, наиболее полное и вместе с тем оригинальное изложение позитивной теории права.
Разносторонностью исследовательских интересов и активной общественной деятельностью выделялся историк, академик Петербургской академии наук и правовед, Максим Максимович Ковалевский (1851-1916). В 1909-1916 гг. он издавал журнал «Вестник Европы». В 1884 г. по его инициативе и деятельностном участии было создано Московское психологическое общество. В отличие от правоведов-современников, он в большей мере сочетал изучение права с анализом его взаимосвязей с учреждениями государственной власти.
Центральное место во взглядах Ковалевского занимало учение о социальном прогрессе, сущность которого он видел в развитии солидарности между народами, классами и группами. По мнению Ковалевского, солидарность возникает в силу ряда экономических, социальных и политических причин, среди которых нельзя выделить одну главную. Решающую роль в этом он отводил биосоциальному фактору - росту населения, его объему и плотности, которые непосредственно воздействуют на экономику.
2.2 Эволюция консервативных идей в России в XIX в.
Консервати́зм (фр. conservatisme, от лат. conservo — сохраняю) — идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике — направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма. Во внешней политике — ставка на укрепление безопасности, применение военной силы, поддержку традиционных союзников, во внешнеэкономических отношениях — протекционизм.
В России на протяжении всего ХIХ в. идеи консерватизма получили широкое распространение и прошли долгий путь от славянофильства к религиозно-этическому искательству.
В первой половине ХIХ в. царское правительство пыталось разработать собственную идеологию, на основании которой воспитать преданное самодержавию молодое поколение. Главным идеологом самодержавия стал Уваров. В прошлом вольнодумец, друживший со многими декабристами, он выдвинул так называемую «теорию официальной народности» («самодержавие, православие, народность»). Смысл ее состоял в противопоставлении дворянско-интеллигентской революционности и пассивности народных масс, наблюдавшейся с конца ХVIII в.
Уваров утверждал, что Россия «крепка единодушием беспримерным - здесь царь любит Отечество в лице народа и правит им как отец, руководствуясь законами, а народ не умеет отделять Отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу».
Виднейшие представители официальной науки (например, историк М.П. Погодин) были сторонниками «теории официальной народности» и в своих трудах восхваляли самобытную Россию и существующие порядки. Эта теория на многие десятилетия стала краеугольным камнем идеологии самодержавия.
В 40-50-х гг. ХIХ в. идейные споры велись в основном о будущих путях развития России. Славянофилы выступали за самобытность России, которую они видели в крестьянской общине, в православии и в соборности русского народа. Среди них выделялись И.В. Киреевский. К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и особенно А.С. Хомяков.
Выступая с обоснованием самобытного, т.е. небуржуазного пути исторического развития России, славянофилы выдвинули оригинальное учение о соборности, объединении людей на основе высших духовных, религиозных ценностей - любви и свободы. Главные особенности России они усматривали в крестьянской общине и православной вере. Благодаря православию и общинности, доказывали славянофилы, в России все классы и сословия мирно уживутся друг с другом. Реформы Петра I оценивались ими весьма критически. Считалось, что они отклонили Россию с естественного пути развития, хотя не изменили ее внутренний строй и не уничтожили возможность возврата на прежний путь, который отвечает духовному складу славянских народов.
Духовной основой
Для славянофилов основополагающим является понятие соборности, которое впервые вводится А.С. Хомяковым. Под соборностью он подразумевает особый род человеческой общности, который характеризуется свободой, любовью, верой. Алексей Степанович считал истинной христианской религией православие: в католицизме есть единство, но нет свободы, в протестантизме, напротив, свобода не подкрепляется единством. Только для православия характерны соборность, или общинность, сочетание единства и свободы, опирающееся на любовь к Богу.
И.В. Киреевский соборность определяет как подлинную социальность, носящую ненасильственный характер. Соборность, по его учению, лишь качество русской социально-культурной жизни, прообраз Царства Божия на земле.
К.С. Аксаков считал, что единственной приемлемой для России формой государственного правления, соответствующей всему ходу русской истории, является монархия. Другие формы правления, включая демократию, допускают участие общества в решении политических вопросов, что противоречит характеру русского народа.
А.А. Григорьеву и Ф.Н. Достоевскому была близка идея приоритета искусства - с учетом его органистической силы - над наукой. «Почва» для Достоевского - это родственное единение с русским народом. Быть с народом значит иметь в себе Христа, предпринимать постоянные усилия по своему моральному обновлению. Для Достоевского на первом плане стоит постижение последней правды человека, истоков действительно положительной личности.
Выступающий с позиций почвенничества А.А. Григорьев (1822-1864) в целом признавал определяющее значение патриархальности и религиозных начал в русской жизни, но очень критично отзывался о романтическом мировоззрении классического славянофильства.
В 60-90-е годы ХIХ в. Россия встала на путь капиталистического развития. В период после проведения либерально-буржуазных реформ 60-70-х гг. капиталистический строй утверждался во всех сферах общественно-политической и экономической жизни. Капиталистические отношения как в городе, так и в деревне, переплетались с сильными пережитками крепостничества: осталось помещичье землевладение, полуфеодальные способы эксплуатации крестьян. Преобладал так называемый «прусский» тип капитализма в сельском хозяйстве, характеризующийся сохранением помещичьей собственности и постепенным превращением помещичьего землевладения в капиталистическое.
В связи с этими обстоятельствами и усложнением социальной структуры общественно-политическое развитие России во второй половине ХIХ в. было наполнено острыми противоречиями. Эти противоречия в жизни пореформенной России нашли свое отражение в борьбе различных течений и направлений русской общественной мысли, в том числе и в области философии.
В это время в России, как и прежде, официально господствующим направлением общественной мысли было монархическое направление, оплотом которого были религиозная идеология и идеалистические течения в философии. Оно основывалось на различных идеалистических учениях - от наиболее религиозных течений до позитивизма. По своим социальным истокам и сущности философский идеализм в России во вт. пол. ХIХ в. был выражением интересов господствующего класса - помещиков и либерально-монархической буржуазии. Несмотря на то, что российская буржуазия была относительно молодым классом и только укрепляла свои позиции, она не только не отличалась революционностью, но, наоборот, страшилась революционного пролетариата и искала союза с помещиками под эгидой самодержавия.
В России во второй половине
XIX в. в условиях зарождения и формирования
капиталистических отношений приобретает
консервативную функцию идеология классического
либерализма. Переход от прошлого к настоящему
идеологами консерватизма мыслился как
стабилизация не подлежащей изменение
социальной формы. Консерваторы объявляют
социальной утопией возможность вмешательства
субъекта в ход исторического процесса,
скептически относятся к возможностям
волевых решений социальных проблем.
Представители радикализма и революционеры
все время ссылались на науку и научный
прогресс, и при этом подчеркивали, что
они одни имеют право говорить от имени
науки. Таким образом, они предоставляли
консервативным кругам как раз те доводы,
которые они искали.
К сожалению, в России произведения представителей консервативного направления на долгие десятилетия оказались попросту забыты, их мысли, взгляды - не востребованы обществом. А ведь среди них были выдающиеся мыслители, ораторы, лидеры в своих профессиональных сферах.
Вторая половина XIX столетия прошла в России под знаком радикально-революционных идеологий. Связано это с тем, что радикализм как явление общественной жизни рождается в острые, переломные моменты истории, когда общество в силу ряда обстоятельств готово к принятию крайних идей, неадекватно реагирует на собственное состояние, испытывает громадный социальный дискомфорт и осознает необходимость перемен.
Развитие радикально-
Для подобных периодов характерен кризис господствующей государственно-правовой идеологии, опирающейся на определенные политико-правовые учения.
Именно такие ситуации общенационального кризиса, требующие неотложного решения задач социально-экономической и государственно-политической модернизации страны, складывались в России в 50–60-е и 80-е годы XIX века, а также в канун первой русской революции 1905–1907 гг.
Во второй половине XIX века в России господствующей политико-правовой доктриной была, по меткому выражению П.И. Новгородцева, «философия легального деспотизма». Согласно этой политико-правовой доктрине основой права считалась государственная власть, утверждаемая на праве православной монаршей воли. Идеи о независимости правовых норм от велений государства вызывали в лучшем случае глубокое сомнение и третировались как благое пожелание «житейского идеализма» или как бунтарский бред «проклятого материализма».
На этом идеологическом фоне и в условиях нарастающего кризиса российской государственности и происходило укрепление радикально-революционного идейно-политического течения русской политико-правовой мысли.
В российской проправительственной и либеральной публицистике XIX в. радикализм был синонимом нигилизма, бунтарства и часто трактовался с явно негативных позиций. Связано это было с особенностями радикально-революционного сознания, проявления и воплощения в жизнь радикально-революционных идей в России этого исторического периода.
Анализируя особенности
развития радикальных идейно-
В середине XIX века проводниками радикально-революционных идей выступали прежде всего разночинцы, представители русской интеллигенции и студенчества, выходцы из различных социальных групп и слоев («разных чинов») тогдашней России, жившие своим трудом и являвшиеся проводниками «духовной революции» в российском обществе.
До 1860-х годов отечественный радикализм развивался в русле общедемократической идеологии, в дальнейшем идейно-политической основой радикализма становится его ориентация на народную (крестьянскую, пролетарскую) революцию.