Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 07:11, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение законов и их иерархии. Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие, признаки и виды законов.
2. Изучить иерархию законов и законодательства.
3. Проанализировать иерархию законов в РФ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ЗАКОН КАК ОСОБЫЙ ВИД НОРМАТИВНО-ПРАВОГОГО АКТА
1.1 Понятие и признаки закона 4
1.2 Виды законов 5
2. ЗАКОНЫ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
2.1 Понятие и виды источников права 12
2.2 Закон как вид нормативно-правового акта 14
3. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ
3.1 Действие законов во времени 17
3.2 Действие законов в пространстве 18
3.3 Действие законов по кругу лиц 19
4. ЗАКОНЫ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ
4.1 Иерархическая (вертикальная) структура системы законодательства и законы в ней 20
4.2 Горизонтальная (отраслевая) структура системы законодательства и законы в ней 21
4.3 Федеральная структура системы законодательства и законы в ней 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………
К законам как к особым нормативно-правовым актам предъявляются следующие требования:
В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации. Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определённые и ограниченные сферы общественной жизни.
В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности. [2, с. 308]
Действие закона (нормативного акта) – состояние реального функционирования (воздействия и правового регулирования) предписаний закона (нормативного акта) в определенном отрезке времени, на определенной территории, в отношении определенного круга лиц (граждан, организаций государственных органов). По общему правилу, действие закона осуществляется в отношении всех граждан, организаций, государственных органов, объединений.
Проблема действия закона во времени исторически возникла и развивалась, как проблема обратной силы или обратного действия закона и имеет довольно отдаленные истоки. Первое упоминание о существовании этого принципа встречается в одной из речей Цицерона. Наиболее ранняя теоретическая разработка вопросов действия законов во времени принадлежит средневековым юристам, сделавшим центром своих исследований закон. Уже они понимали, что принцип необратимости закона не может быть возведен в абсолют, ибо в таком качестве он исключает развитие права. [4, с. 153]
Действие законов во времени связано с моментом их вступления в юридическую силу и с момента утраты ими юридической силы. Законы вступают в юридическую силу по одному из следующих правил:
С момента его принятия правотворческим органом (например, государственной думой)
По истечении определенного времени со дня его опубликования. По общему правилу законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования.
Законно вступает в силу со дня, указанного в самом законе.
Закон, вступивший в силу, применяется только к тем отношениям, которые возникли после его вступления в действие, то есть закон обратной силы не имеет.
Исключения:
1. закон имеет обратную силу когда:
2. Закон утрачивает юридическую силу в следующих случаях:
Закон по тем же самым вопросам, которые регулировал старый закон был принят новый закон.
По общему правилу действие закона государства в пространстве распространяется на территории, на которую распространяется суверенитет и юрисдикция государства: на территории государства (территория РФ включает в себя территории её субъектов, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними), на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне.
Действие закона государства,
как правило, также распространяется
на территории его дипломатических
представительств, воинских частей, на
суда и воздушные суда, приписанные
к порту государства и
Действие норм закона в пространстве может быть ограничено, если это установлено самим законом или следует из его содержания, при этом сами законы действуют на всей территории РФ (например, Федеральные законы "О континентальном шельфе", "Об особой экономической зоне в Магаданской области").
По общему правилу действие закона государства распространяется на лиц, находящихся на его территории и территории, на которую распространяются его суверенитет и юрисдикция. Лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства), находящиеся на территории РФ, обладают правами и свободами и несут обязанности (в том числе обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы) в соответствии с Конституцией РФ. Однако из этого правила есть масса исключений.
Права, свободы и
обязанности, связанные с
Некоторые законы (а также отдельные нормы) распространяют действие только на определённых лиц (например, многие нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих", Закона РФ "О статусе судей в РФ" адресованы военнослужащим и судьям соответственно). Некоторые законы не распространяются на лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью в соответствии с международными договорами. [2, с. 391]
Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты. [7, с. 291]
Вертикальная структура российского законодательства переходного периода формируется на основе иерархического принципа и сводится к следующим критериям: а) изменение федеративной структуры законодательства в рамках конституционализма как идеологии правовой государственности; б) ориентация федерального и регионального законодательства на строгую упорядоченность нормативно-правовых актов, реализующую принцип верховенства законов; в) достижение эффективности и качественной реализации законодательства на федеральном и региональном уровнях с учетом подзаконного и ведомственного нормотворчества; г) научное обеспечение законодательной деятельности: планирование, информатизация, экспертиза, систематизация и т.д.; д) сохранение преемственности отечественного законодательства в условиях инкорпорации норм международного права и региональной национально-культурной диверсификации российского законодательства.
В основе вертикальной (иерархической) системы законов лежит разделение нормативных актов по их юридической силе и органам государственной власти, их принявшим. По этим критериям весь действующий нормативно-правовой массив государства делится на законы, принимаемые высшим представительным органом страны или всем населением путем референдума, регулирующие самые важные вопросы общественной жизни и имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные нормативные акты, которые должны соответствовать законам и издаваться на их основе. В свою очередь подзаконные акты делятся в зависимости от места соответствующего правотворческого органа в иерархической системе органов государства (нормативные акты, принимаемые главой государства, правительством, органами местного самоуправления и др.).
В Российской Федерации вертикальная система законодательства складывается из следующих подразделений:
Горизонтальная структура законодательства создается на основе вычленения предмета правового регулирования, т.е. определенного круга общественных отношений и метода правого регулирования.
На базе данных критериев
вычленяются отрасли
Федеративное строение системы законодательства основано на двух критериях — федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов РФ в сфере законодательства.
В федеративной структуре законодательства в соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерации выделяются следующие уровни нормативных правовых актов Российской Федерации:
Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Закону посвящались, и посвящаются многие научные труды, известны классические и метафорические определения закона как в узком, так и широком смысле.
Такая оценка закона в жизни общества породила и знаменитое утверждение: пусть торжествует закон, если даже погибнет мир.
В странах романо-германской правовой семьи, к которой относится и Россия, нормативно- правовой акт является основным источником права, а закон в частности, выступает в качестве основного и главного нормативно- правового регулятора общественных отношений.
Проблема источников права в условиях современной России имеет не только теоретическую, но и политическую значимость. Чудовищные нарушения законности, прав и свобод граждан, имевшие место не в столь далеком прошлом, явились в том числе и следствием отступления от принципа верховенства закона, деформации вертикальной структуры источников права.
В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона "вписаться" в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону.