Законы и их иерархия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 07:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение законов и их иерархии. Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие, признаки и виды законов.
2. Изучить иерархию законов и законодательства.
3. Проанализировать иерархию законов в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ЗАКОН КАК ОСОБЫЙ ВИД НОРМАТИВНО-ПРАВОГОГО АКТА
1.1 Понятие и признаки закона 4
1.2 Виды законов 5
2. ЗАКОНЫ В СИСТЕМЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
2.1 Понятие и виды источников права 12
2.2 Закон как вид нормативно-правового акта 14
3. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ
3.1 Действие законов во времени 17
3.2 Действие законов в пространстве 18
3.3 Действие законов по кругу лиц 19
4. ЗАКОНЫ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ
4.1 Иерархическая (вертикальная) структура системы законодательства и законы в ней 20
4.2 Горизонтальная (отраслевая) структура системы законодательства и законы в ней 21
4.3 Федеральная структура системы законодательства и законы в ней 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………

Вложенные файлы: 1 файл

Законы и их иерархия.docx

— 56.82 Кб (Скачать файл)

К законам как к особым нормативно-правовым актам предъявляются  следующие требования:

  • законы должны регулировать действительно коренные вопросы;
  • они должны быть совершенными по содержанию и по форме;
  • их соблюдение должно быть непререкаемым

В свою очередь законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. Конституционные законы определяют основные начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации. Обыкновенные законы принимаются и действуют в строгом соответствии с конституционными актами, регламентируют определённые и ограниченные сферы общественной жизни.

В нормативном регулировании  общественных отношений главное  и определяющее место занимает закон. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности. [2, с. 308]

 

3. ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

3.1 Действие законов во времени

Действие закона (нормативного акта) – состояние реального    функционирования  (воздействия и правового регулирования) предписаний закона (нормативного акта) в определенном отрезке времени, на определенной территории, в отношении определенного круга лиц (граждан, организаций государственных органов). По общему правилу, действие закона осуществляется в отношении всех граждан, организаций, государственных органов, объединений.

Проблема действия закона во времени исторически возникла и развивалась, как проблема обратной силы или обратного действия закона и имеет довольно отдаленные истоки. Первое упоминание о существовании этого принципа встречается в одной из речей Цицерона. Наиболее ранняя теоретическая разработка вопросов действия законов во времени принадлежит средневековым юристам, сделавшим центром своих исследований закон. Уже они понимали, что принцип необратимости закона не может быть возведен в абсолют, ибо в таком качестве он исключает развитие права. [4, с. 153]

Действие законов во времени  связано с моментом их вступления в юридическую силу и с момента утраты ими юридической силы. Законы вступают в юридическую силу по одному из следующих правил:

С момента его принятия правотворческим органом (например, государственной думой)

По истечении определенного  времени со дня его опубликования. По общему правилу законы вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования.

Законно вступает в силу со дня, указанного в самом законе.

Закон, вступивший в силу, применяется только к тем отношениям, которые возникли после его вступления в действие, то есть закон обратной силы не имеет.

Исключения:

1. закон имеет обратную силу когда:

  • в самом законе об этом прямо сказано;
  • когда закон смягчает или вовсе отменяет ответственность.

2. Закон утрачивает юридическую силу в следующих случаях:

  • когда истек срок, на который был принят закон;
  • когда один закон напрямую отменяет другой закон.

Закон по тем же самым  вопросам, которые регулировал старый закон был принят новый закон.

3.2 Действие законов в пространстве

По общему правилу действие закона государства в пространстве распространяется на территории, на которую распространяется суверенитет и юрисдикция государства: на территории государства (территория РФ включает в себя территории её субъектов, внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над ними), на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне.

Действие закона государства, как правило, также распространяется на территории его дипломатических  представительств, воинских частей, на суда и воздушные суда, приписанные  к порту государства и находящиеся  в открытом водном или воздушном  пространстве (а также на все военные  корабли и воздушные суда) в соответствии с нормами международного права. Применение иностранного права допускается в некоторых случаях. Действие закона субъекта РФ (несуверенного государства или государственного образования), как правило, распространяется на всю его территорию (возможны исключения по отдельным территориям или по кругу лиц). [7, с. 228]

 Действие норм закона  в пространстве может быть  ограничено, если это установлено  самим законом или следует  из его содержания, при этом  сами законы действуют на всей территории РФ (например, Федеральные законы "О континентальном шельфе", "Об особой экономической зоне в Магаданской области").

3.3 Действие законов по кругу лиц

По общему правилу действие закона государства распространяется на лиц, находящихся на его территории и территории, на которую распространяются его суверенитет и юрисдикция. Лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства), находящиеся на территории РФ, обладают правами и свободами и несут обязанности (в том числе обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы) в соответствии с Конституцией РФ. Однако из этого правила есть масса исключений.

 Права, свободы и  обязанности, связанные с гражданством (избирательное право, воинская обязанность), распространяются только на граждан РФ, даже находящихся за пределами Российской Федерации. Под действие закона государства (государственного образования) подпадают его государственные органы и должностные лица при исполнении должностных обязанностей, независимо от их местонахождения (например, Президент РФ во время зарубежной поездки, а также органы государственной власти Московской области, расположенные на территории города Москвы).

Некоторые законы (а также  отдельные нормы) распространяют действие только на определённых лиц (например, многие нормы Федерального закона "О  статусе военнослужащих", Закона РФ "О статусе судей в РФ" адресованы военнослужащим и судьям соответственно). Некоторые законы не распространяются на лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью в соответствии с международными договорами. [2, с. 391]

 

4. ЗАКОНЫ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ

4.1 Иерархическая (вертикальная) структура системы законодательства и законы в ней

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов  государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативно-правовых актов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты. [7, с. 291]

Вертикальная структура  российского законодательства переходного  периода формируется на основе иерархического принципа и сводится к следующим критериям: а) изменение федеративной структуры законодательства в рамках конституционализма как идеологии правовой государственности; б) ориентация федерального и регионального законодательства на строгую упорядоченность нормативно-правовых актов, реализующую принцип верховенства законов; в) достижение эффективности и качественной реализации законодательства на федеральном и региональном уровнях с учетом подзаконного и ведомственного нормотворчества; г) научное обеспечение законодательной деятельности: планирование, информатизация, экспертиза, систематизация и т.д.; д) сохранение преемственности отечественного законодательства в условиях инкорпорации норм международного права и региональной национально-культурной диверсификации российского законодательства.

В основе вертикальной (иерархической) системы законов лежит разделение нормативных актов по их юридической силе и органам государственной власти, их принявшим. По этим критериям весь действующий нормативно-правовой массив государства делится на законы, принимаемые высшим представительным органом страны или всем населением путем референдума, регулирующие самые важные вопросы общественной жизни и имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные нормативные акты, которые должны соответствовать законам и издаваться на их основе. В свою очередь подзаконные акты делятся в зависимости от места соответствующего правотворческого органа в иерархической системе органов государства (нормативные акты, принимаемые главой государства, правительством, органами местного самоуправления и др.).

В Российской Федерации вертикальная система законодательства складывается из следующих подразделений:

  • Конституция РФ, стоящая во главе системы законодательства;
  • Федеральные конституционные законы;
  • Федеральные законы;
  • нормативные указы Президента;
  • нормативные постановления Правительства;
  • нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств, государственных комитетов и иных центральных органов исполнительной власти;
  • нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления;
  • нормативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).

4.2 Горизонтальная (отраслевая) структура системы законодательства и законы в ней

Горизонтальная структура  законодательства создается на основе вычленения предмета правового регулирования, т.е. определенного круга общественных отношений и метода правого регулирования.

На базе данных критериев  вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права: конституционное право - конституционное законодательство, трудовое право - трудовое законодательство, гражданское право - гражданское законодательство, административное право - административное законодательство и т.д. [6, с. 304]

4.3 Федеральная структура системы законодательства и законы в ней

Федеративное строение системы законодательства основано на двух критериях — федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов РФ в сфере законодательства.

В федеративной структуре  законодательства в соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерации  выделяются следующие уровни нормативных правовых актов Российской Федерации:

  • федеральное законодательство (Конституция Российской Федерации, кодексы, федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства и иные нормативные правовые акты Федерации);
  • законодательство субъектов Российской Федерации - республик в составе Российской Федерации (конституции, законы и иные нормативные правовые акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные правовые акты);
  • законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий  в научной и практической деятельности. Закону посвящались, и посвящаются  многие научные труды, известны классические и метафорические определения закона как в узком, так и широком  смысле.

Такая оценка закона в жизни  общества породила и знаменитое утверждение: пусть торжествует закон, если даже погибнет мир.

В странах романо-германской правовой семьи, к которой относится  и Россия, нормативно- правовой акт  является основным источником права, а  закон в частности, выступает в качестве основного и главного нормативно- правового регулятора общественных отношений.

Проблема источников права  в условиях современной России имеет  не только теоретическую, но и политическую значимость. Чудовищные нарушения законности, прав и свобод граждан, имевшие место не в столь далеком прошлом, явились в том числе и следствием отступления от принципа верховенства закона, деформации вертикальной структуры источников права.

В настоящее время, когда  политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона "вписаться" в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. Текст/ М.: Феникс, 2010. – 39 с
  2. Аварин, С. А. Конституционное право России: учебное пособие/ М.: Юристъ, 2008. – 293 с.
  3. Алексеев С.С.,  Архипов С.И., Корельский В.М. и др. Теория государства и права: учебное пособие (изд. 3-е переработанное и дополненное)/ М.: Норма, 2011. - 496с.
  4. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное)/ М.: Проспект, 2011. – 416с.
  5. Графский В.Г. Всеобщая история  права  и  государства: учебник (4-е изд., переработанное и дополненное)/ М.: НОРМА, 2011. – 418с.
  6. Максименко Е.В. Основы права: ответы на экзаменационные вопросы/ Минск: Тетра Системс, 2012. - 112 с.
  7. Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие/ М.: Проспект, 2010 г. – 144с.
  8. Марченко М. Н. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное и дополненное)/ М.: Проспект, 2013. – 648с.
  9. Марченко М. Н. Источники российского права: вопросы теории и истории: учебное пособие/ М.: Норма, 2011. – 336с.
  10. Мухаев Р.Т. Правовые основы Российского государства: учебное пособие/ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 312с.
  11. Перевалов В. Д. Теория государства и права. Учебник для бакалавров: учебное пособие/ М.: Юрайт, 2012. – 415с.
  12. Пуздрич Ю. В. История российского конституционализма IХ-ХХ веков: учебное пособие/ СПб.: Юрид. центр Пресс, 2011. - 559 с.
  13. Румынина В.В. Основы права: учебное пособие/ М.: Форум, 2012 – 256с.
  14. Теория государства и права: Учебник для вузов (2-е изд., переработанное и дополненное)/ Под ред. проф. Рассолова М.М./ М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 367с.
  15. Хаймович М.И. Правоведение: основы правовых знаний: учебное пособие/ М.: РИОР, 2013. – 304с.

Информация о работе Законы и их иерархия