Законы, их виды. Федеральные конституционные и федеральные законы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 12:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение закона и его видов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и признаки закона.
2. Охарактеризовать виды законов.
3. Определить проблемные вопросы законов.

Содержание

Введение …………………………………………………………. 3
Глава 1. Закон как источник конституционного права Российской Федерации…..................................................................... 6
1.1. Понятие закона……………………………………...…….…. 6
1.2. Основные признаки и назначение закона………………….. 10
Глава 2. Основные виды законов……………………………... 12
2.1. Конституция – основной закон государства……………….. 12
2.2. Федеральные конституционные законы...………………….. 15
2.3. Федеральные законы………………………………………… 17
2.4. Законы субъектов РФ………………………………………... 19
2.5. Законы: проблемы вступления в силу…………………........ 20
Заключение ……………………………………………………… 28
Список использованных источников и литературы ............. 30

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по конституционному праву.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Законы, их виды. Федеральные конституционные и федеральные

законы»

 

                                                                            

                                                                                               

Содержание

 

 

С.

Введение ………………………………………………………….

3

Глава 1. Закон как источник конституционного права Российской Федерации….....................................................................

6

1.1. Понятие закона……………………………………...…….….

6

1.2. Основные признаки и назначение закона…………………..

10

Глава 2. Основные виды законов……………………………...

12

2.1. Конституция – основной закон  государства………………..

12

2.2. Федеральные конституционные законы...…………………..

15

2.3. Федеральные законы…………………………………………

17

2.4. Законы субъектов РФ………………………………………...

19

2.5. Законы: проблемы вступления в силу…………………........

20

Заключение ………………………………………………………

28

Список использованных источников и литературы .............

30


 

 

 

Введение

В Российском государстве издавна доминирует  источник права – закон, хотя с древних времен и до наших дней сохранились такие источники права как традиции и обычаи (например, обычаи делового оборота, обычаи морского порта и др.). медленный

На всех этапах развития российской государственности законодательство было важным и эффективным инструментом руководства обществом, и в настоящее время правильное отражение потребностей жизни, эффективность, полнота и своевременность законодательных решений, высокое качество законов становятся во многом определяющими факторами политического, социального и духовного обновления России, экономических преобразований в стране. Процессорный

Реформа законодательства является важнейшим этапом реформы права, наиболее необходимой и актуальной в России.

Систематизация законодательства – это, в свою очередь, определенная форма его упорядочения и развития. Правотворчество не может останавливаться на каком-то особом этапе, но все время осуществляет движение, развитие в виду особой, высокой динамики социальных связей, появление новыхxпотребностей общественной жизни, требующих регулирования нормами права. Постоянно изменяющаяся правовая система, ее развитие и устранение недостатков объективно устанавливают упорядочение действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную систему, издание своеобразные разного рода сборников и собраний законодательства в единую систему. Диалог

Приведение к определенной систематизации актов, которая a priorire носит определенную актуальность для любой развитой правовой системы, в современных российских условиях просто необходима1. Необходимость

На протяжении ряда столетий и даже тысячелетий закон как форма  права привлекал к себе повышенное внимание многих исследователей. Пытаясь проникнуть в суть явления, именуемого «законом», авторы бесчисленных книг и статей, аналитических отчетов и докладов предпринимали огромные усилия для изучения его природы, характера, формально-юридических признаков и черт его содержания, социальной роли и назначения. За многие столетия изучения закона накопилась огромная сумма знаний о нем, выработалось определенное представление о данном явлении, сложился вполне определенный стереотип. Но вместе с тем осталось огромное поле деятельности для современных и будущих исследователей, осталось великое множество до конца не известных его сторон.

При той роли, которую в жизни людей играют законы, рассмотрение вопросов о понятии и видах законов приобретают особое значение. И важны не только отдельные оценки действующих и потенциальных законов по определенным критериям, но и теоретические исследования общего характера, позволяющие сформировать возможно более целостное представление о качестве и потенциальной эффективности законов с тем, чтобы в текущей законодательной работе не упустить из внимания ни один из аспектов, не допустить возможный просчет. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы работы.

Объект исследования – общественно-правовые отношения, возникающие в сфере принятия и реализации Законов.

Предмет работы – закон и его виды.

Целью работы является изучение закона и его видов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть понятие и признаки закона.

2. Охарактеризовать виды законов.

3. Определить проблемные вопросы  законов.

Теоретическая основа работы сформирована в результате изучения: учебных пособий по курсам «Конституционное право», «Теория государства и права», специальной научной литературы, а также публицистических материалов таких авторов, как Студеникина М.С., Давид Рене, Ласточкина М.Н., Шершеневич Г.Ф., Тихомирова Н.Ю., Матузов Н.И., Малько А.В., Алексеев С.С., Хропанюк В.Н., и других.

Структура работы определена характером исследуемых в ней проблем. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

 

 

Глава 1. Закон как источник конституционного права Российской Федерации

1.1. Понятие закона

Как таковыми юридическими источниками, или говоря простыми словами формами права, являются официальные формы выражения и  их особого закрепления (а также изменения или отмены) правовых норм, которые действуют в данном государстве.

Данное понятие как  «источника» права нельзя путать с понятием источника, рождающего или объективно носящего условие возникновения правовых норм (т. е. с событием которое повлияло на возникновения правовых норм в целом). В такой трактовке источник - не форма выражения, а то из чего берет начало, то есть  единое начало, так называемый источник возникновения, в ходе которых происходит закрепление тех или иных норм права или даже больших систем права. Это понятие должно проявляться при выявлении основных особенностей, содержания права, как и любого другого общественного явления.  Данное понятие  «социальных  истоков»  права (материальных, социально-психологических, политических, нравственных) особо важно для юриспруденции как науки, но несопоставимо с таким понятием как юридический исток как основной формы выражения права.

Законы как таковые могут приниматься на референдумах -  в виду использования специального плана проведения процедур, прямого выражения воли народа, как правило, основному вопросу, направленному на улучшение уровня социальной сферы жизни. По своему содержанию законы, как правило, регулируют основные сферы общественной жизни общества.

Возьмем, к примеру, знакомое всем выражение: «Законы выражают волю народа». Но это будет возможно только тогда, когда данная воля будет иметь четкий фундамент. В виду проведения анализа по прошедшим годам, в каждый период времени понятие воли давалось каждый раз по-разному и ввиду этого можно сказать, что это понятие неоднородно.  В основном это выражение – о добровольном, осознанном и активном участии всех слоев   общества  в формировании воль на основе учета многообразия интересов и  того  «слияния» воль, которое соответствует выражение воли как единого неделимого понятия.

 Закон,  как  никакой  другой  юридический  акт,  должен  обращаться   к максимально широкому кругу субъектов права,  создавая  для  них  просторы  в легальном выборе альтернатив правомерного поведения, стимулировать активно-правомерные поведенческие действия. Поэтому в нем необходимо сконцентрировать политически ёмкий, экономически выверенный, демократический механизм перестройки вообще, управления экономикой и нового хозяйственного механизма  в  частности.  А  значит,  и  обращение  граждан, коллективов, организаций к закону как акту прямого действия будете всё более частным, систематическим, а не  эпизодическим,  как  раньше.  Закон  должен непосредственно  выражать  интересы  общества,  государства,  коллектива  и личности, обеспечивая их прямую защиту путем введения  как  демократических решений,  демократических  диалогов  и  действий,  так  и   демократических процедур  разрешения  конфликтов,  охраны  права   и   законных   интересов.

Такое понятие, как закон, раскрывается уже большое количество тысячелетий как в научной так и практической деятельности. В некоторых случаях понятие закона употребляется как синоним понятию права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке стали различать законы, как в формальном, так и материальном смысле. Материальный смысл – как следствие, как некий синоним источников права, а формальном - как некий акт, который был принят соответствующим органом с соблюдением соответствующей процедуры2.

На современном этапе понятие «закон» является ключевым в правовой системе, однако нормативное определение этого понятия в законодательстве до сих пор отсутствует3.

Законы – это нормативные акты, которые принимаются Парламентом – Федеральным Собранием России на основе особой процессуальной формы их деятельности – посредством законодательного процесса, важнейшие стадии которого регламентированы в Конституции РФ.

Федеральное Собрание – единственный орган государственной власти, который обладает монополией в принятии федеральных конституционных законов и федеральных законов, т.е. только Федеральное Собрание вправе принимать законы РФ.

Помимо парламентского способа, законы РФ могут быть приняты на основе процедуры референдума, т.е. путем всенародного голосования по законопроекту. Однако в современной практике РФ действуют лишь федеральные законы, принятые парламентским путем, нет ни одного закона, который был бы принят на референдуме, за исключением Основного Закона – Конституции РФ 12 декабря 1993 г. Законы должны соответствовать Конституции РФ. В то же время законы обладают более высокой юридической силой в сравнении с иными нормативными  актами – указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами органов и должностных лиц субъектов РФ (республик, краев, областей, автономий, городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга), органов и должностных лиц местного самоуправления.

Дело в том, что закон, как и право в целом, не является раз и навсегда данным, застывшим в своем развитии институтом. Вместе с обществом и государством он постоянно изменяется и развивается. В силу этого меняются в известной степени и взгляды о нем, о его отдельных признаках и чертах. Возникают противоречивые мнения и суждения. Вырабатываются и предлагаются порою весьма противоречивые определения закона и неоднозначные о нем представления.

Например, иногда закон рассматривается в самом «широком» смысле, как синоним понятия права, а точнее - законодательства. Законами называются все нормативно-правовые акты (их совокупность), исходящие от государства в лице всех его нормотворческих органов. Под именем закона понимается, писал Г.Ф. Шершеневич, «норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке». Прежде всего, пояснял автор, «закон есть норма, т.е. общее правило, рассчитанное на неограниченное число случаев. Неизбежность этого признака вытекает из того, что закон есть норма права, а следовательно, вид не может быть лишен того свойства, какое присуще роду»4.

Из этого рассуждения следует, что первостепенной по значимости отличительной чертой закона является его нормативный характер. Однако нормы права содержатся и в любом ином нормативно-правовом акте. Следуя логике, любой такой акт должен рассматриваться в виде закона.

В обыденной жизни, в обиходе использование термина «закон» для обозначения любого нормативного акта, исходящего от государства, является довольно распространенным и вполне допустимым, ибо подчеркивает важность соблюдения всех законодательных актов, а не только собственно законов. Юридически же это выглядит весьма некорректно. Отождествление закона с другими нормативно-правовыми актами вносит путаницу в различные формы (источники) права, снижает эффективность их применения.

В силу этого и ряда других причин в научной и учебной юридической литературе гораздо чаще используется понятие закона в «узком», собственном его смысле. Довольно типичными при этом, отражающими сложившиеся представления о законе на современном этапе, его дефинициями являются следующие. Закон — это принятый в особом порядке «первичный правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой». Или: Закон — это нормативно-правовой акт, «принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой5 и регулирующей наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны»6. Или, наконец: «В юридическом смысле закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений».7

Информация о работе Законы, их виды. Федеральные конституционные и федеральные законы