Законы Ману

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 06:51, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является решение следующих задач:
1. Рассмотреть общую характеристику и структуру Законов Ману;
2. Раскрыть особенности кастовой структуры древнеиндийского общества;
3. Изучить отдельные источники права

Содержание

Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Общая характеристика и понятие Законов Ману...........................5
Глава 2. Структура Законов Ману ...................................................................7
2.1 Кастовая структура древнеиндийского общества.....................................8
2.2 Право собственности ..................................................................................9
2.3 Обязательственное право ...........................................................................11
2.4 Брачно-семейные отношения .....................................................................13
2.5 Наследственное право .................................................................................14
2.6 Судебный процесс .......................................................................................15
2.7 Преступления и наказания ..........................................................................16
Заключение..........................................................................................................19
Использованная литература...............................................................................20

Вложенные файлы: 1 файл

Законы Ману.docx

— 43.48 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение..............................................................................................................3

Глава 1. Общая характеристика и понятие Законов Ману...........................5

Глава 2. Структура Законов Ману  ...................................................................7

2.1  Кастовая структура древнеиндийского общества.....................................8

2.2  Право собственности ..................................................................................9

2.3 Обязательственное право ...........................................................................11

2.4 Брачно-семейные отношения .....................................................................13

2.5 Наследственное право .................................................................................14

2.6 Судебный процесс .......................................................................................15

2.7 Преступления и наказания ..........................................................................16

Заключение..........................................................................................................19

Использованная литература...............................................................................20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В Древней Индии понятие  права как совокупности самостоятельных  норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь  индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру скорее этических, чем правовых. Данные нормы  носили ярко выраженный религиозный  характер. Нормы, определяющие поведение  людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхарма-шастрах.

При большом разнообразии дхармашастр можно видеть глубокое сходство между ними, взаимовлияние, заимствование, текстуальное совпадение, а главное, единство тех религиозно-философских концепций, на которых они основывались. Они не выделяли правовых предписаний из массы морально-религиозных предписаний. В дхармасутрах рассматривались в основном преступления против личности, а в дхармашастрах больше внимания стало уделяться договорам и имущественным отношениям, ответственности за их нарушение и т.д. Также существовал особый источник права- артхашастра, регламентирующая судебный процесс. Артхашастра- это государственный источник права, а дхармашастра- общинный, именно он, постепенно заимствуя некоторые нормы, вытесняет артхашастры из системы регламентирования общественных отношений. "Таким образом, неписаные правовые обычаи сменились в Индии не государственными предписаниями, как в других странах Древнего Востока, а сборниками религиозно-правовых предписаний, санкционированных государством".

До нас дошли такие  памятники древнеиндийского права, как: дхармашастры Гаутамы и Апастамбы (вторая половина I тыс. до н.э.), Законы Яджнавалкьи  (III в. н.э.), Законы Брихаспати (III-IV вв. н.э.), Законы Нарады  (IV-V вв. н.э.), Законы Ману (II в. до н.э.-II в. н.э.), содержание которых чаще всего воспроизводится в более поздних произведениях этого жанра. Среди других дхармашастр  они занимают особое место. Появление Законов Ману и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая все больше стала испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения.

Очень интересен памятник Артхашастра ("Наука политики"). Считается, что это руководство царю в государственном управлении и системе судопроизводства разработал главный советник Чандра-гупты  Маурья брахман Каутилья, однако, многие историки полагают, что этот документ складывался на протяжении длительного периода времени на основе местных обычаев, правил торговых объединений. В Древней Индии приоритетное значение имели дхармашастры, и лишь намного позже - правительственные распоряжения, что говорит о значительной разобщенности древнеиндийских норм.

Наиболее известной дхармашастрой (обширная правовая литература смрити- («запомненное»), или шастр, являются законы Ману (Ману — мифический бог), написанные в «стихах», в популярной, дидактической форме, которая получила широкое распространение как в Индии, так и за ее пределами и оказала глубокое влияние на индийскую культуру. Дхарма - это норма поведения правоверного индуса, которая включает в себя одновременно религиозное, моральное и правовое содержание. Но отсюда не следует, что дхармашастры не являлись источником действовавшего права. Этот источник права отчетливо закрепил и довел до нас содержание и форму социальных норм первобытной формации, где социальные нормы представляли собой так называемые мононормы, которые не были расчленены на моральные, обычные и религиозные нормы.

Целью контрольной работы является решение следующих задач:

1. Рассмотреть общую характеристику  и структуру Законов Ману;

2. Раскрыть особенности  кастовой структуры древнеиндийского общества;

3. Изучить отдельные источники права

Глава 1. Общая характеристика и понятие  Законов  Ману

Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок), представляют собой запись норм обычного права, судебной практики и царских узаконений, имели в свое время официальное значение и относятся к позитивному праву.

Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в законах 12 глав). Главное в законах Ману — закрепление существующего варнового устройства. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяются назначение каждой варны, привилегии высших варн.

Точное время составления  Законов Ману мы не знаем. Предполагается, что они появились в период между II в. до н. э. и II в. н. э. Законы Ману были переведены с санскрита в конце XVIII в., сразу раскрыв многие неясные до того особенности устройства древнеиндийского государства. Так здесь подробно и ясно раскрывается суть и обоснование деления общества на варны, а позднее - на касты. Несмотря на кажущуюся бессистемность, в Законах Ману присутствует внутренняя логика, прослеживается тесная связь права с нормами религии и морали, дается религиозное обоснование правовых норм и их связь с религиозными ритуалами и обрядами. В главах Законов, посвященных собственно праву, делается попытка систематизировать нормы права, при этом берутся за основу виды исков или по Законы Ману, содержащие 12 глав и 2685 статей, являются с юридической точки зрения обширным и довольно детально разработанным сводом правоположений.

В них уже четко прослеживается тенденция к распространению  регулирующей роли права на те сферы общественных отношений, которые ранее регламентировались обычаем, религиозным предписанием.

Религия, оставаясь мощным фактором идеологического и психологического воздействия, призванного внушать  уважение к праву, уступала в таких  школах место формированию юридических  норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Структура Законов Ману 

 

Глава 1. Сведения о мироздании и его Творце, о происхождении 4 варн и т.д.

Глава 2. О воспитании правоверного индуса путем приобщения к знанию Вед; о роли обычаев, обрядов, ритуалов.

Глава 3. Нормы и требования к семейной жизни, к правильному  браку (анулома), а также о последствиях неправильного брака (пратилома).

Глава 4, 5, 6. Сведения о способах сакрализации повседневной жизни: повседневные правила гигиены, распорядка дня  и т.д.

Глава 7. Рассказ о дхарме царя, о роли наказания в правосудии; даются советы по делам административным, налоговым, военным и др.

Глава 8. Посвящена 18 поводам обращения в суд (нарушение договорных отношений, преступные деяния).

Глава 9. Сведения о личных и имущественных правах мужа и  жены, членов семьи, о наследовании, о наказаниях и о роли царя в  наложении наказаний.

Глава 10. Общие правила  для трех дважды рожденных варн; 7 законных способов существования; дхармы, общие для всех 4 варн.

Глава 11. Посвящена регулированию образа жизни касты неприкасаемых.

Глава 12. Дает предписания  относительно культа, ритуалов и конкретных обязанностей их участников; говорит  об ответственности человека за недостаточный  контроль за своими мыслями, словами и своим телом.

 

 

 

2.1 Кастовая структура древнеиндийского общества.

Содержание Законов определяется основополагающим брахманским учением, которое изложено в первой главе  и обосновывает сословно-варновое деление, также здесь закреплен наследственно-профессиональный характер варн. Первые основные четыре группы населения были: брахманы, в привилегию которых входило "общение с богами" и толкование дхарм, кшатрии, вайшии и шудры -  самая низшая и наиболее эксплуатируемая варна древнеиндийского общества, не сильно отличающаяся  по своему положению от рабов.  В дхармашастрах в одних случаях проводится разница между работниками и рабами, в других - нет (Законы Ману X, 32). Документально закрепляются четкие границы между варнами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных предписаниях, а также круг наследственных занятий. Статус  общеобязательных правил имела регламентация поведения людей, в т.ч. при межварновом общении с представителями "неприкасаемых" каст, стоящих вне варн индийского общества, ритуалов очищения и т.д.  Это закрепленное деление практически всегда отражало реальное положение индивида в системе общественного производства и распределения продукта. Права, обязанности и тяжесть наказания тоже определялись в зависимости от принадлежности к той или иной варне.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Право собственности

Именно этой отрасли права  в источниках отводится значительное место. Еще в древнейших дхармашастрах появляется, и в Законах Ману  окончательно оформляется, разграничение права собственности и права пользования: само пользование не являлось доказательством права собственности. За нарушение вышеуказанных прав предусматривалось строгое наказание. Предписания Законов Ману направлены на всемерную охрану права собственности на различные виды движимого имущества: рабов, скот, зерно, домашний инвентарь.

Выделяются, следуя традиционной семизначной манере, следующие 7 способов приобретения собственности: наследование, находка, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работ, получение подарка  или милостыни. Универсальный способ приобретения права на вещь - по давности владения. Недвижимое имущество также могло выступать в роли собственности. Земельный фонд в Древней Индии делился на несколько категорий: государственная, царская, общинная и частная. Государственной собственностью признавались леса, необработанные земли, рудники, пустоши. В царский личный фонд включались царские хозяйства, полновластным собственником которых выступал непосредственно правитель. Общинные земли - пастбища, луга и т.д. Община контролировала землевладение - преимущественное право выкупа участка предоставлялось соседям и родственникам, ограничивалась продажа лицам, не являющимся членами общины. Частная собственность: сад, поле - только собственник мог распоряжаться без чьего-либо позволения.

Но существовали некоторые  общегосударственные ограничения, например, если собственник бросал свой участок во время сева или  жатвы, он подвергался штрафу, таким  же было наказание и за нарушение  правил купли - продажи.

 

В древнеиндийском государстве  закреплялась собственность на рабов, они могли принадлежать государству, общине, частным лицам. Однако, самую грязную и тяжелую работу выполняли не рабы, а низшие касты свободных. По Артхашастре, некоторые категории рабов могли иметь некоторое имущество (по Законам Ману такого права рабы не имели).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Обязательственное право

Законы Ману перечисляют  несколько видов договоров, их общие  принципиальные положения и возникающие  отношения.  Так, договор возникает  только в силу добровольного, сознательного  соглашения сторон; не порождал обязательств договор, заключенный пьяным, безумным, ребенком, в силу обмана или принуждения, а также рабом, если только соглашение не было выгодно хозяину.

Наиболее разработан договор  займа. В нормах права нашли отражение  формировавшиеся на протяжении веков  обычаи. В Древней Индии процветало ростовщичество, узаконено было взимание высоких процентных ставок, к тому же должник фактически находился  в полной зависимости от кредитора. Допускались такие формы получения  долга, как угроза, хитрость, принуждение, сила и т.д. Никакой защиты от подобных действий для должника не предусматривалось, наоборот: должник, пришедший с жалобой  на кредитора,  подвергался штрафу. Из-за такого тяжелого положения был  довольно распространен институт долгового  рабства.

Особое место в системе  права занимал договор личного  найма. В Законах Ману и других источниках права рабы и рабочие  зачастую упоминаются вместе,  в  некоторых случаях положение  рабов было даже лучше, т.к. он имел хотя бы гарантированное пропитание. Права  наемных работников всячески нарушались, так, редко, когда получал он полностью  полагающуюся ему плату, зато штрафы налагались на него по всякому поводу. Тяжелое положение вынуждало  отказываться от личной свободы за содержание. Высшими кастами наемный  труд презирался, и в Законах Ману брахманам рекомендуется всячески его избегать.

Договор купли-продажи не был так детально проработан из-за слаборазвитых денежных отношений. Кастовое деление накладывало некоторые  ограничения на занятие торговлей  представителей для высших варн и на торговлю людьми. Торговля рабами считалась самым недостойным занятием, самопродажа и продажа родственников влекла изгнание из касты(XI, 60, 62). Нестабильность договора влекла возможность его расторжения в течении 10 дней и без указания причины(VIII, 222). При заключении сделок имело значение деление вещей на движимое и недвижимое имущество. Движимое покупалось и продавалось свободно, а при сделках с недвижимостью соблюдался определенный порядок. Преимущественное право покупки имели: родственники, соседи и кредиторы. В более позднюю эпоху стали употребляться специальные грамоты для регистрации сделок с землей.

Информация о работе Законы Ману