Законодательная техника: понятие и виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы исследовать различные виды законодательной техники и проанализировать их особенности и закономерности, выявить степень их эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:
Изучить понятие законодательной техники;
Рассмотреть основные виды правотворчества, возможных его участников;
Исследовать, почему правотворчество народа (референдумы) для России остается редким явлением;

Содержание

Введение...................................................................................................3

1. Понятие о законодательной (правотворческой) технике...........6

2. Возникновение и развитие законодательной техники................8

3. Задачи, правила и требования законодательной техники........10
3.1. Задачи и правила законодательной техники..............................................................................................................10
3.2 Требования к языку нормативных актов........................13

4. Виды правотворческой техники....................................................15
4.1. Правотворчество народа в современной России...........15
4.2. Роль правотворчества государственных органов.........16
4.3. Недостатки корпоративного правотворчества и его связь с законодательными актами.........................................................................19

Заключение …………………………………………………………....23
Библиографический список ……………………...............................24

Вложенные файлы: 1 файл

Законодательная техника .doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

 

 

Законодательная техника: понятие и виды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата представления работы

« » ____________200 __ г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение...................................................................................................3

 

1. Понятие о законодательной (правотворческой) технике...........6

         

2. Возникновение и развитие законодательной техники................8

 

3. Задачи, правила и требования законодательной техники........10

          3.1. Задачи и правила законодательной техники..............................................................................................................10

          3.2 Требования к языку нормативных актов........................13

 

4. Виды правотворческой техники....................................................15

          4.1. Правотворчество народа в современной  России...........15

          4.2. Роль правотворчества государственных  органов.........16

          4.3. Недостатки корпоративного правотворчества и его связь с законодательными актами.........................................................................19

 

Заключение …………………………………………………………....23

Библиографический список ……………………...............................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Особое место в Теории права занимает вопрос о содержании и назначении законодательной техники, а также вопрос о качестве и эффективности отдельных законодательных актов и всей системы законодательства. Законодательная техника имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, при этом она опирается на законы, присущие другим наукам: науке управления, логике, социологии и др.

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что развитие новой системы законодательства как в Российской Федерации, так и во многих других странах протекает довольно сложно и противоречиво в условиях проводимых политических и социально-экономических реформ. Сложившаяся ситуация предъявляет особые требования к эффективности законотворчества, к качеству принимаемых законов и всей системы законодательства. Вопросы референдума не потеряли своей значимости, особенно в связи с последними политическими событиями на Западе.

Необходимость изучения законодательной техники очевидна: исследуя данную тему, мы можем выявить достоинства и недостатки того или иного вида правотворческой техники, анализировать результаты их применения. На основе полученных знаний мы можем формировать и совершенствовать современное российское законотворчество.

Степень научной разработанности темы. Истории развития и возникновении законодательной техники посвящено большое количество научной литературы. Многие известные доктора наук и заслуженные юристы в своих трудах говорили о проблемах, сложностях и особенностях законодательной техники, например, к теме законодательной техники обращались такие зарубежные ученые как: И. Бентам, Р. Иеринг, И. Монтескье, Марат Ж. П., и другие.

Среди первых Российских исследователей техники законодательства следует отметить таких ученых как Ф. П. Буткевич, П. И. Люблинский, Н. С. Таганцев, М. А. Унковский. С начала 20-х и до конца 30-х гг. XX века проблемами исследования техники советского законодательства в той или иной степени занимались А. Винавера, П. Воровского, М. И. Гродзинского, Н. Жукова, И. В. Ильинского, А. Луначарского, И. С. Перетерского, П. И. Стучки, Л. Успенского, М. А. Чельцова-Бейбутова.

С 50-х до 70-х гг. XX века вопросам техники законодательства были посвящены работы таких ученых как И. Л. Брауде, Д. И. Дембо, Д. А. Керимова, М. И. Ковалева, А. С. Пиголкина, Р. М. Хамракулова. После 70-х гг. вопросами законодательной техники занимаются такие ученые как: В.П. Малков, В.В. Мальцев, П.Н. Панченко, B.C. Устинов.

В XXI веке законотворчество много изменилось, появились и новые авторы, с новыми трудами, например: Я.И. Семенов. исследовал законодательную технику в уголовном праве в своей диссертации на соискание степени кандидата юридических наук. В схожей области работал и А.В. Иванчин, он в своей монографии исследовал роль законодательной техники в Российском уголовном правотворчестве.

Объектом моего научного исследования является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний.

Предметом моего исследования выступает законодательная техника как наука, т.е. система знаний о приемах, методах, способах, правилах и принципах создания законов и подзаконных актов и их систематизации.

Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы исследовать различные виды законодательной техники и проанализировать их особенности и закономерности, выявить степень их эффективности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих исследовательских задач:

  • Изучить понятие законодательной техники;
  • Рассмотреть основные виды правотворчества, возможных его участников;
  • Исследовать, почему правотворчество народа (референдумы) для России остается редким явлением;
  • Систематизировать виды нормативных актов, издаваемых государственными органами;
  • Проанализировать недостатки каждого вида правотворчества.

Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов, посвященных исследованию техники законодательства на протяжении многих лет. К таким ученым мы можем отнести: Ф. П. Буткевича, Т.В. Кашанину, Д.А. Керимову, В.М. Сырых, В.М. Баранова, Н.А. Климентьеву.

Методологическая основа исследования. Выбор методов обусловлен целями и задачами исследования, а также спецификой исследования. При выполнении работы используются следующие методы исследования: общенаучный метод, частноправовые методы, а именно формально-юридический и сравнительно-правовой.

Нормативной основой курсовой работы являются ратифицированные международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, действующее законодательство Российской Федерации.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие о законодательной (правотворческой) технике.

 

В юридической науке дискутируется проблема соотношения понятий «юридическая техника» и «законодательная техника». Нередко в научно- популярной литературе эти термины выступают в качестве синонимов. Тем не менее большинство ученых склоняются к точке зрения, согласно которой «юридическая техника» – это родовое понятие, характеризующее технику написания и оформления текстов всех видов нормативных правовых актов, в то время как понятие «законодательная техника» относится только к разработке и написанию текстов проектов законов.1 Из этого следует, что существуют некие правила, методы и средства законодательной техники, которые можно использовать только при разработке и написании текстов проектов законов и нельзя использовать, например, при подготовке текста постановления Правительства Российской Федерации.

Одним из принципов законодательной техники является принцип творческого подхода к законодательному процессу. Часть специалистов, работающих в области законотворчества, считает, что осуществление этого принципа предполагает мастерство законодателя (умение, совершенное  владение инструментарием) при написании и оформлении текста проекта закона, однако при этом законодатель обязан неукоснительно выполнять выработанные юридической наукой и практикой правила законодательной техники. В то же время существует точка зрения, в соответствии с которой разработчик законопроекта может отступать от формального соблюдения правил законодательной техники, но только в том случае, если разработанный текст проекта закона соответствует всем необходимым критериям качества, свойственным закону, и его последующее применение не приведет к негативным последствиям.2

По оценке ведущих российских специалистов (Ю.А. Тихомиров)  коренных различий в понимании назначения и содержания юридической техники за рубежом и в России не существует. Например, во Франции под юридической техникой понимается «совокупность научно разработанных методологических способов, используемых при создании и применении норм права», в Бельгии – «методология создания писаного права» и т.п.  В целом, по признанию одного из ведущих немецких специалистов в области юридической техники Б. Ланге-Кляйн, «многие детали … правотворческой техники совпадают с рекомендациями и процедурами, принятыми в других европейских государствах, и могут использоваться в иных странах, так как они в конечном счете определяются основными принципами правовой ясности и правовой надежности».3

В России издано и действует около 2 000 федеральных законов. Федеральных нормативных актов (законов, указов, постановлений, инструкций) насчитывается около 121 000. Если сложить вместе федеральные нормативные акты и акты субъектов Российской Федерации, всего получится более 500 000.4 Цифра впечатляющая. Значит, правотворчество - настолько важная деятельность, что она затрагивает интересы каждого гражданина, а также определяет основные параметры поведения всех людей.

В зависимости от того, кто участвует в создании норм права, правотворчество делится на три вида, но для начала хотелось бы ознакомиться с появлением и дальнейшим видоизменением правотворческой техники.

 

 

 

 

 

2. Возникновение и развитие  законодательной техники.

 

 

До появления термина «законодательная техника» в России применялись иные термины – «законоведение» и «законоискусство». Они обозначали науку, включающую представления об истории и философии права, вопросах теории права, о некоторых методах разработки и написания  законодательных актов, а также об особенностях применения законов.  Наиболее распространенным был термин «законоведение». Есть точка зрения, что законодательная техника выступает в качестве прикладной науки  по отношению к праву. В этой связи развитие законодательной техники  как науки было возможно только после возникновения науки о праве.  В отличие от других стран, где практически с момента возникновения государства появляются не только юристы-практики, но и теоретики права, Россия до второй половины XVIII – начала XIX в. практически не знала юриспруденции. Не было собственной школы права, не было своих ученых- юристов, отсутствовали научные труды. Дьяки и подьячие, не имеющие специального образования, были единственными «юристами» в России  до начала XVIII в.5 

Обращение к анализу истории развития законодательной техники позволяет понять его первопричины, осознать закономерности, глубже проникнуть в сущность этого явления, обнаружить качественные изменения, складывающиеся в конкретный отрезок времени, а также полнее постичь современное состояние правотворчества и на этой основе прогнозировать развитие современных методов законодательной техники.

Отрезок времени, в течение которого происходила замена обычного права писаным, составляет несколько тысяч лет. Корни современных  правил законодательной техники лежат в правовых обычаях древности.  Представляется, что нормативные предписания первых актов были простой письменной фиксацией правовых обычаев и только в отдельных случаях корректировались государством. Повторяясь многократно в течение длительного времени и по определенной процедуре, правовой обычай, будучи зафиксированным письменным образом, трансформировался в итоге в правовые акты древности, такие, как Законы Хаммурапи, Законы XII таблиц, Русская Правда и т.д.

Начиная с середины 20-х гг. в СССР систематически проводятся  исследования различных аспектов законодательной техники. В этой сфере продуктивно работали М.А. Чельцов-Бебутов, М.М. Гродзинский,  И.С. Перетерский, П. Веровский, Н. Жуков, И. Елизаров и многие  другие ученые-юристы и практики.  С этого времени интерес к данной тематике практически не ослабевал, а пики его приходились на конец 20-х, 50-х и особенно на начало 60-х гг.  В период с конца 1950-го по 1970 г. выделяется несколько региональных научных школ, наиболее плодотворно работавших в сфере законодательной техники. К ним можно отнести московскую, ленинградскую, пермскую, свердловскую школы, а также школы некоторых других регионов.6

В СССР существовала также развитая сеть партийных и юридических журналов, в которых публиковались и авторы, специализировавшиеся  в вопросах правотворчества. В 20–30-е гг. издавались «Вестник советской юстиции», «Власть Советов», «Советское право», «Советское строительство», позже – «Коммунист», «Социалистическая законность», «Правоведение», «Советское государство и право» и др. Продуктивно формировался и современный инструментарий законодателя. Именно в этот период были сформулированы принципы и основные правила, методы и средства законодательной техники к различным этапам законотворческого процесса, действующие в настоящее  время.7

 

 

 

3. Задачи, правила и требования законодательной техники.

 

3.1. Задачи и правила законодательной техники.

Законодательная (нормотворческая) техника — это совокупность правил, приемов, средств и способов подготовки, составления и оформления нормативных актов. Законодательная техника имеет две основные цели: во-первых, рационально, адекватно ypeгулировать общественные отношения, не допустить пробелов, изложить нормативные акты достаточно четко, недвусмысленно, определенно и в то же время достаточно кратко, экономично, в определенной мере единообразно, стандартно. Многословие, расплывчатость формулировок, недостаточная четкость, пробельность снижают эффективность правового регулирования. Другая цель нормотворческой техники ориентирована на субъектов — адресатов нормативных актов и состоит в том, чтобы сделать нормативные акты достаточно понятными, ясными для лиц, которым они адресованы, чтобы у них не возникали сомнения относительно их прав и обязанностей, предусмотренных нормативными актами.8

Информация о работе Законодательная техника: понятие и виды