Законность и ее гарантии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:07, курсовая работа

Краткое описание

Законность — фундаментальная категория всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.

Содержание

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….…. 2 – 4
2. ЗАКОННОСТЬ: содержание, принципы…………………...….… 5 - 11
3. ЗАКОННОСТЬ: требования……………..………………….…… 12 - 14
4. ЗАКОННОСТЬ: гарантии……….…………………………....…. 15 – 22
5. ЗАКОННОСТЬ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО…………………… 23 – 25
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.…………………………………………………. 26 – 28
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…..………………………………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по тгп.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

 

Уровень законности определяется и эффективной деятельностью  политического руководства, правильным избранием лидерами приоритетов при принятии политических решений, готовностью и умением соответствующих органов вести борьбу за укрепление законности.

 

Специальные средства обеспечения  законности—это юридические и организационные  средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства).

 

Юридические гарантии —  совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими. Они юридически опосредуют их, выступая в качестве их юридической формы, не сливаясь, однако, с ними и не утрачивая своего юридического качества (формально-нормативное закрепление, процессуальный порядок реализации, государственное обеспечение). При этом юридические гарантии немыслимы вне своего социального содержания.

 

Среди юридических гарантий различают следующие. Средства выявления, (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т. д. Эти гарантии связаны с работой компетентных государственных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий. Некоторые гарантии связаны с деятельностью граждан. Таково, например, конституционное право на обжалование незаконных действий должностных лиц в суд.

 

Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения. Например, досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т.д.

 

Средства пресечения правонарушений. К ним относятся  средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.

 

Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов) и др.

 

Юридическая ответственность. Что же следует понимать под «юридической ответственностью»? Существуют различные  концепции юридической ответственности. Одни авторы понимают под юридической ответственностью обязанность отвечать (или дать отчет) за свои противоправные действия, другие — обязанность претерпевать определенные лишения[6]. С.Н. Братусь в своих трудах отмечал, что юридическая ответственность - это та же обязанность, но принудительно исполняемая. В своих рассуждениях он приходит к выводу, что по своему характеру общая обязанность всех и каждого удерживаться от причинения вреда другому лицу приравнивается к обязанности не совершать правонарушения.  Добровольное исполнение этой обязанности способствует прекращению возникшего правоотношения. Если исполнения не произойдет, то эта обязанность реализуется принудительным способом[7]. Наказание лица, виновного в совершении правонарушения  является важнейшим и необходимым средством  для укрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью.

 

Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям, ибо процесс есть форма  жизни материального права, реальную жизнь формально закрепленные права и свободы могут получить, лишь имея процессуальное обеспечение. Можно справедливо гордиться широтой правового статуса личности, закрепленного в Конституции РФ. Однако это не дает оснований закрывать глаза на недостатки правового механизма реализации этих прав, их обеспечения и защиты. Юридический механизм реализации правовых норм предполагает наличие четкой нормативной базы. Конституционные нормы, закрепляющие права и свободы, достаточно определенны, хотя многие из них не подкреплены текущим законодательством, четким юридическим механизмом реализации, что затрудняет их осуществление.

__________________________________________________________________

[7] Братусь С.Н.  Юридическая  ответственность и законность. М.,1976,С.88.

 

Наконец, важнейшей гарантией  законности является правосудие —  деятельность судов, осуществляемая путем  рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

 

Под организационными гарантиями понимаются различные мероприятия  организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией и т.д.).

 

Подчеркивая роль юрисдикционных и правоохранительных органов в  деле обеспечения законности, их значение нельзя преувеличивать, абсолютизировать, ибо эффективность их работы во многом определяется объективными условиями.

 

     Только  целенаправленная работа по совершенствованию объективных (общих) условий, эффективное применение специальных средств, постоянное развитие законодательства позволят обеспечить стабильную законность и устойчивый правопорядок — основу нормальной жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКОННОСТЬ  И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

Важное теоретическое  и практическое значение имеет проблема соотношения законности и законодательства. Между этими явлениями существует неразрывная органическая связь, ибо  законность как явление сопряжена  с реализацией существующих законов и иных нормативных актов, образующих систему законодательства. Однако близость указанных явлений не означает их тождества. Подобное отождествление ущербно в первую очередь с практической стороны. Оно объясняется общеобязательным характером правовых предписаний, которые в силу этого в основной своей массе реализуются (хотя не исключается и возможность их нарушения). Отсюда делается вывод, что сам факт наличия нормативных актов влечет за собой законность.

 

Отождествление законодательства и законности порождает иллюзию достаточно легкого решения задачи осуществления и укрепления последней. Создается впечатление, что достаточно издать хороший закон, и будут решены проблемы борьбы с правонарушениями, укрепления прав и свобод граждан, ликвидированы многие негативные явления в общественной жизни. Однако политическая практика не дает оснований для подобного оптимистичного вывода. История знает немало государств, где имелось большое количество правовых актов, законов, а законности не было.

 

Отождествление законодательства и законности не оправданно и с научной стороны, ибо не позволяет в полной мере отразить содержание такого сложного явления, как законность. Связь законности и законодательства сложна и противоречива.

 

Поскольку законность заключается в требовании осуществления действующих законов, они служат условием ее существования. Законодательство, таким образом,— основа, нормативная база законности.

 

Будучи основой законности, законодательство во многом определяет ее характер. В частности, детально разработанная система римского права, его кодификация предопределили и высокий уровень законности в сфере имущественных отношений в Риме. Однако указанная роль законодательства предполагает и специфические требования к нему.

 

Содержание законности  составляет такое законодательство, которое адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса.

 

 Для обеспечения  необходимого уровня законности законодательство должно не только отвечать объективным потребностям, но и быть технически совершенным. При его формировании нужно использовать современный юридический инструментарий, оно должно иметь четкую структурную организацию, основываться на современных прогрессивных принципах. Неточные формулировки, пробелы и тем более противоречия в законодательстве неизбежно влекут за собой нарушение правовых предписаний, ущемление законности. Необходимым условием последней является проведение в законодательстве такого важного принципа, как верховенство закона и Конституции, ибо процесс разрушения законности чаще всего начинается с грубых нарушений положений Конституции, с принятия антиконституционных законов, подзаконных актов, противоречащих закону.

 

Гарантия действенности Конституции должна покоиться главным образом на возможности беспрепятственного аннулирования противоречащих ей актов. Но , как отмечал Боботов С,В..  , ни в коем случае нельзя доверять аннулирование неправомерных актов тому самому органу, который их принял. Парламент является одной из заинтересованных сторон в конституционно-правовом споре, и он не может быть судьей в собственном деле. Государственным органом, могущим выполнять такие функции, может быть только Конституционный Суд - специальный орган, отличный как от Парламента, так и от обычных судебных учреждений. На высказываемые мнения о том, что деятельность Конституционного Суда несовместима с суверенитетом Парламента в сфере законотворчества, Боботов С.В. , цитируя Г. Кельзена, писал: "Не может быть речи о суверенитете какого-либо отдельного государственного органа, поскольку суверенитет принадлежит государственному строю в его совокупности... Законодательство подчинено Конституции точно так же, как правосудие или государственная администрация подчинены законодательству", и "если вопреки этому продолжаются утверждения о несовместимости конституционного правосудия с суверенитетом законодателя, то это делается просто для того, чтобы замаскировать подсудное желание политической власти, сконцентрированной в законодательном органе, не допустить, чтобы ее как-то ограничивали нормы Конституции, что явно противоречит природе и сущности позитивного права"[8].

 

Как бы ни была совершенна система законодательства, сама по себе она не может обеспечить законность. Мало разработать хороший закон, мало его издать. Он живет, действует только тогда, когда исполняется. А для этого необходимо создать эффективный механизм его реализации и охраны, обеспечить соответствующий уровень политической и правовой культуры граждан и должностных лиц, реализующих право. Самое же главное — законность должна быть обеспечена надлежащей системой гарантий.

__________________________________________________________________

[8] Боботов С.В.  Конституционная  юстиция (сравнительный анализ). М., 1994. С. 58 - 59.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

                Подводя итог  изложенному, можно  сделать следующие выводы :      

 

       Законность  — это общественно-политический  режим, состоящий в господстве  права и закона в общественной  жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе. 

 

    В современной  юриспруденции законность определяется посредством различных категорий (как метод, принцип или режим). В советской юриспруденции длительное время господствовал классовый подход в понимании законности. Долгое время социалистическую  законность рассматривали сначала как метод осуществления диктатуры пролетариата, а затем как метод осуществления общенародным государством его задач и функций. После 1985 г. предпринимаются попытки переосмыслить законность как политико-правовое явление, наполнить этот термин новым содержанием, освободив от классово-идеологического аспекта правопонимания. В современной российской правовой науке особое внимание обращается на тесную связь законности с демократией, выражающуюся в принципе: нет законности  без демократии и нет демократии без  законности. Важное изменение в понимании законности связано с восприятием в РФ (и закреплением в Конституции РФ) идеи правового государства. В настоящее время в отечественном правоведении преобладают тенденции максимально широкого понимания законности, при котором оно выступает как политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства.

 

          Юридическая наука рассматривает  законность в социальном, политическом, юридическом и психологическом  аспектах.                                                                                                    Принципы законности - это основополагающие идеи, взгляды, которые представляют собой исходные начала, обусловливающие содержание   законности. Основными принципами являются: верховенство закона, единство законности, целесообразность и реальность законности .

 

   Для осуществления на практике указанных принципов необходимо соблюдать требования законности  . Выделяются следующие основные требования законности к субъектам права: соблюдение законов и иных нормативных правовых актов всеми физическими и юридическими лицами, государственными органами и их должностными лицами; обеспечение государством прав и свобод человека и гражданина; неотвратимость наказания за совершенное правонарушение: равенство граждан перед законом и судом. Требования законности  к действующему законодательству следующие: адекватность законодательства, т.е. соответствие законов и подзаконных актов объективным потребностям общества; строгая иерархичность законодательства - подчиненность и полное соответствие подзаконных актов Конституции и законам; непротиворечивость законодательства и отсутствие в нем пробелов; соблюдение установленного порядка принятия, изменения, отмены нормативных правовых актов.

 

        Препятствием нарушению законности  является развитие системы гарантий  законности, под которыми понимаются условия и средства реализации в государственно-правовой действительности всех ее требований. В юридической литературе выделяются общие и специальные (юридические) гарантии. К общим гарантиям относятся: экономические (стабильность экономики, высокий уровень жизни, отсутствие безработицы); политические (бескризисное развитие общества, отсутствие национальных, этнических, территориальных, религиозных конфликтов); духовно-нравственные (патриотизм, значимость моральных ценностей в обществе, приверженность национальным традициям); психологические (осуждение противоправного поведения, отсутствие деформаций правосознания в формах правового негативизма и нигилизма). Специальные (юридические) гарантии законности выступают как правовые средства, закрепленные в правовых нормах и непосредственно направленные на обеспечение законности. К таким гарантиям относятся: меры надзора и контроля за состоянием законности; эффективность мер юридической ответственности, применяемых к правонарушителям; меры защиты, непосредственно направленные на обеспечение восстановления нарушенного права; меры по совершенствованию действующего законодательства;  меры по профилактике нарушений законности; меры по выявлению нарушений законности.

 

     Только  целенаправленная работа по совершенствованию объективных (общих) условий, эффективное применение специальных средств, постоянное развитие законодательства позволят обеспечить стабильную законность и устойчивый правопорядок — основу нормальной жизни общества.

 

Информация о работе Законность и ее гарантии