Е.В.Чиркин: «Конституционное право зарубежных стран» Избирательная система РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 17:09, доклад

Краткое описание

Выборы осуществляются на самых различных уровнях общества: в общественных организациях избирается их руководство, в акционерных обществах — совет директоров или иной орган, в кооперативах — правления и т.д. Многие государственные органы также избираются в центре (парламенты или, по крайней мере, их нижние палаты, президенты), на местах избираются органы местного самоуправления — советы, мэры и т.д. Большинство органов, избираемых гражданами, называются обобщенно представительными

Вложенные файлы: 1 файл

Чиркин и Каз-н....ДОКЛАД.docx

— 26.01 Кб (Скачать файл)

Евразийский Национальный Университет  имени Л.Н.Гумилева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

Е.В.Чиркин: «Конституционное право зарубежных стран»

 Избирательная система РК

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка ИС-24, ФИТ Ниталиева Нелли

Преподаватель: Дидигова М.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астана.2013г

 

Выборы  осуществляются на самых различных уровнях общества: в общественных организациях избирается их руководство, в акционерных обществах — совет директоров или иной орган, в кооперативах — правления и т.д. Многие государственные органы также избираются в центре (парламенты или, по крайней мере, их нижние палаты, президенты), на местах избираются органы местного самоуправления — советы, мэры и т.д. Большинство органов, избираемых гражданами, называются обобщенно представительными

Выборы — это важнейший инструмент легитимности государственной власти, они обеспечивают отбор политической элиты, являются одной из определяющих характеристик государственной жизни, государственного режима.

Сущность выборов — это определение партий и должностных лиц которые в течение определенного срока будут управлять государством государственным образованием или административно-территориальной единицей.

Выборы  государственных органов и должностных  лиц государства бывают:

-всеобщими (на всей территории государства) и региональными;

-прямыми (граждане голосуют непосредственно за кандидатов), косвенными и многостепенными;

-полными и частичными (дополнительными);

-очередными (в установленный срок) и внеочередными, повторными (если выборы признаны несостоявшимися) и т.д.

 

Виды избирательных систем.

 Избирательные  системы , прежде всего, по способам определения результатов выборов. Первый подсчет голосов проводится на избирательных участках, где в час, указанный в законе о выборах, вскрываются избирательные урны (ящики), и участковая избирательная/комиссия суммирует данные бюллетеней. Данные фиксируются в протоколе, который немедленно посылается в вышестоящую избирательную комиссию. Все такие комиссии, кроме участковых, суммируют данные протоколов и определяют результат выборов по избирательному округу или в целом по стране. Контроль над ходом подсчета голосов осуществляют кандидаты, их представители, уполномоченные общественных организаций, пресса, представители других средств массовой информации.

Имеются две главные системы — мажоритарная и пропорциональная, — а также смешанная, соединяющая обе эти системы, поскольку часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть — по пропорциональной

Мажоритарная  система во всех ее разновидностях способствует созданию стабильного  правительства, опирающегося на партию большинства (при парламентарной форме); пропорциональная система учитывает  интересы меньшинства.

Мажоритарная избирательная система  и ее разновидности. На звание этой системы происходит от французского слова «мажорите», что значит «большинство».

При мажоритарной системе различают три вида большинства: квалифицированное, абсолютное и относительное. В соответствии с этим существуют три главные разновидности мажоритарной избирательной системы. При мажоритарной системе квалифицированного большинства закон устанавливает определенный процент голосов, который должен получить кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным.

При мажоритарной системе абсолютного (простого) большинства для избрания необходимо получить не менее 50% (минимум 50% плюс один голос) всех поданных голосов (часто не только поданных, но и признанных действительными; бюллетени же, признанные недействительными, из подсчета исключаются).

При мажоритарной системе относительного большинства кандидат (список кандидатов), чтобы быть избранным, должен получить больше голосов, чем любой другой кандидат (список).

Пропорциональная  избирательная система может быть применена только в многомандатных и общегосударственных (национальных) избирательных округах.

Главное в  пропорциональной системе — не установление большинства голосов, хотя, конечно, подсчет голосов по разным партийным спискам кандидатов необходим и при этой системе, а вычисление избирательной квоты (избирательного метра). Это число голосов, необходимое для избрания хотя бы одного депутата из того или иного списка кандидатов, выдвинутых партией, избирательным объединением и т.д.

Избирательная квота может быть вычислена по-разному, в зависимости от того, какой способ предусматривает избирательный закон данной страны

Самый простой  способ вычисления квоты — определение так называемой естественной квоты, или вычисление квоты по методу англичанина Хэйра.

При этом способе  общее количество поданных по округу голосов делится на число депутатских  мест по данному округу

Если к  делителю (числу мандатов) прибавляют единицу или даже две, в результате чего квота получается меньше, а  возможность распределить сразу  больше мест увеличивается. Результат, который получается при этом, называется искусственной квотой, а способ вычисления — системой Хагенбаха — Би-шоффа.

Наряду с  вычислением естественной и искусственной  квоты используются и другие способы вычисления квоты, хотя, в общем все они сводятся к системе поисков квоты методом делителей

Более широкое  распространение среди таких  методов получил метод, предложенный математиком д'0нд-том. В законах  стран, использующих его, он так и  называется: метод (способ) д'0ндта. При данном методе вычисления квоты голоса, полученные каждой партией (списком), делятся на ряд последовательных целых чисел, начиная с единицы, — делителей. Обычно бывает достаточно деления на 1, 2, 3, 4 (для округа).

При смешанной системе избиратель имеет два голоса. Один он подает за конкретного кандидата по округу, второй — за ту или иную партию по общегосударственному списку. Первые голоса подсчитываются и места распределяются по мажоритарной системе, вторые — по пропорциональной.

 

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА  РК

Под избирательной системой понимают порядок  формирования выборных органов государства  и местного самоуправления, включающий в себя принципы и условия участия  в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок  выборов.

Под избирательной системой Республики Казахстан понимается порядок  выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан, депутатов маслихатов, акимов сельской (поселковых) местности, предусмотренный Конституцией Республики Казахстан и Конституционным законом РК «О выборах в Республике Казахстан», избираемых как непосредственно, так и косвенно гражданами Республики Казахстан.

Существуют два вида избирательных  систем — пропорциональная и мажоритарная.

Пропорциональная избирательная  система строится на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Для функционирования пропорциональной системы необходимо создать ряд больших территориальных округов и иметь не менее двух сложившихся политических партий.

Мажоритарная избирательная  система имеет два подвида: абсолютного большинства и относительного большинства. При мажоритарной системе абсолютного большинства выборы считаются состоявшимися, если в них приняло участие, как в первом, так и во втором туре более 50 % граждан, внесенных в списки избирателей; кандидат считается избранным, если число голосов, поданных за него, составляет более 50 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании.

При мажоритарной системе относительного большинства выборы считаются состоявшимися  вне зависимости от числа избирателей, принявших участие в голосовании, а избранным считается кандидат, набравший большее по отношению  к другим кандидатам число голосов  избирателей при условии, если за него проголосовало более чем 25 % от числа граждан, внесенных в  списки избирателей.

В Конституции Республики Казахстан, а также в Конституционном  законе «О выборах в Республике Казахстан» закреплены следующие принципы избирательного права:

а) принцип всеобщности означает, что все граждане Республики Казахстан, достигшие определенного возраста, независимо от пола, национальности, расы, вероисповедания, социального происхождения и т. д. имеют право избирать и быть избранными в выборный орган государственной власти. Всеобщее избирательное право делится на активное и на пассивное избирательное право.

Активное избирательное  право — это право граждан Республики Участвовать в голосовании на выборах по достижении 18-летнего возраста.

Пассивное избирательное  право— это право граждан Республики быть избранным

Президентом, депутатом Мажилиса Парламента и маслихата с ограничениями, установленными Конституцией. Принцип всеобщности знает исключения.

б) принцип равенства означает, что избиратели участвуют в выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики на равных основаниях и каждый из избирателей обладает одним голосом. Каждый избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать в данных выборах (Президента, депутатов Парламента и т. д.) только один раз.

в) принцип прямого избирательного права означает, что Президент, депутаты Мажилиса Парламента и маслихатов, члены органов местного самоуправления Республики избираются гражданами непосредственно. В Республике Казахстан установлены как прямые, так и косвенные выборы депутатов. Косвенное избирательное право выражается в том, что в выборах депутатов Сената Парламента участвуют выборщики - граждане Республики, являющиеся депутатами маслихатов. Выборщики участвуют в выборах депутатов Сената на равных основаниях и каждый из выборщиков обладает одним голосом при выборах депутата Сената;

г) принцип тайного голосования проявляется в том, что голосование на выборах Президента, депутатов Мажилиса и Сената Парламента, депутатов маслихатов, членов органов местного самоуправления Республики осуществляется в условиях, исключающих возможность контроля над волеизъявлением избирателя, а также давление на волю избирателя;

д) принцип добровольности участия граждан Республики Казахстан в выборах выражается в том, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах. Свобода волеизъявления во время выборов обеспечивается также запрещением агитации в день выборов. Добровольное неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом.

Избирательные органы. 

Государственными органами, обеспечивающими  подготовку и проведение выборов  в Республике Казахстан, являются образующие единую систему избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия Республики; территориальные избирательные  комиссии; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Срок полномочий избирательных комиссий составляет пять лет. Центральная избирательная  комиссия (ЦИК) возглавляет единую систему  избирательных комиссий Республики и является постоянно действующим  органом.ЦИК состоит из Председателя, заместителя Председателя, секретаря и членов комиссии, избираемых и освобождаемых от должности Мажилисом Парламента по представлению Президента Республики. Председатель и секретарь ЦИК должны иметь высшее юридическое образование. Как постоянно действующий государственный орган ЦИК имеет свой аппарат.

Требования к кандидатам в Президенты

Президент Республики Казахстан избирается в соответствии с конституционным  законом совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного  и прямого избирательного права  при тайном голосовании сроком на пять лет. Президентом Казахстана может  быть избран гражданин по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий  государственным языком и проживающий  в Казахстане последние пятнадцать лет.

Выдвижение и регистрация  кандидатов в Президенты

Право выдвижения кандидатов в Президенты принадлежит республиканским общественным объединениям, зарегистрированным в  установленном порядке, а также  гражданам — путем самовыдвижения. Выдвижение кандидата в Президенты начинается со дня, следующего за днем объявления, и заканчивается за два месяца до выборов.

Самовыдвижение кандидата в  Президенты производится путем подачи им соответствующего заявления в  Центральную избирательную комиссию.

В случае если на день окончания срока  регистрации кандидатов зарегистрировано менее двух кандидатов в Президенты, Центральная избирательная комиссия продлевает срок выдвижения кандидатов не более чем на двадцать дней.

Регистрация кандидатов в Президенты осуществляется Центральной избирательной  комиссией. Регистрация кандидатов в Президенты начинается за два месяца и заканчивается за сорок дней до дня выборов.

Соответствие кандидата в Президенты предъявляемым к нему требованиям  устанавливается Центральной избирательной  комиссией в течение пяти дней с момента подачи гражданином  заявления о самовыдвижении либо предоставления выписки из протокола  заседания высшего органа республиканского общественного объединения о  выдвижении кандидата вместе с заявлением кандидата о согласии баллотироваться.

При этом факт проживания последние  пятнадцать лет в Республике Казахстан  кандидата в Президенты устанавливается  Центральной избирательной комиссией, а процедура установления свободного владения кандидатом государственным  языком определяется постановлением Центральной  избирательной комиссии в соответствии с актом Конституционного Совета Республики.

Кандидат, набравший более пятидесяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, считается избранным. В случае, если ни один из кандидатов не набрал указанного числа голосов, проводится повторное голосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие большее число голосов. Избранным считается кандидат, набравший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Информация о работе Е.В.Чиркин: «Конституционное право зарубежных стран» Избирательная система РК