Древнерусское государство и право ( IX-XII ВВ.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Предпосылками образование древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.
Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Содержание

1. Образование Древнерусского государства
2. Система управления Киевского государства
3. Правовой статус населения древнерусского государства
4. Русская Правда как памятник древнерусского права
5. Структура Русской Правды . Ее особенности как источники права
6. Гражданское право: вещное право, система договоров, наследственное право
7. Система преступлений и наказаний. Субъект и объект преступления
8. Судопроизводство в Киевской Руси

Вложенные файлы: 1 файл

Тема 1 иогип.docx

— 78.91 Кб (Скачать файл)

Тема 1. Древнерусское государство  и право ( IX-XII ВВ.)

  1. Образование Древнерусского государства
  2. Система управления Киевского государства
  3. Правовой статус  населения древнерусского государства
  4. Русская Правда как памятник древнерусского права
  5. Структура Русской Правды . Ее особенности как источники права
  6. Гражданское право: вещное право, система договоров, наследственное право
  7. Система преступлений  и наказаний. Субъект и объект  преступления
  8. Судопроизводство в Киевской Руси

1.Образование Древнерусского государства

Предпосылками образование древнерусского государства  стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусского государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.

Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей - дружина. Уже в 9 в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.

Именно в 9 в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.

Славяне, кривичи  и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр - в г. Новгороде). В середине 9 в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования древнерусского государства считается 862 год.

Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 в. немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования  древнерусского государства (Руси).

М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.

Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 вв. учеными-историками.

Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в  «Баварском хронографе» и относятся  к периоду 811-821 гг. В нем русские  упоминаются как народ в составе  хазар, населяющии Восточную Европу. В 9 в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.

Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян - Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.

В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и  финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.

Олег умер в 912 г., и его приемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпёло поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союза с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.

Вдова Игоря  княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила  за убийство мужа, разорив земли  древлян. Ольга упорядочила размеры  и места сбора дани. В 955 г. она  посетила Константинополь и крестилась в православие.

Святослав (957-972) - самый храбрый и влиятельный  из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых  поражений хазарам. Святослав победил  северокавказские племена, а также  волжских болгар и разграбил их столицу  Булгар. Византийское правительство  искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.

Центром образования  древнерусского государства стали  Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 в. обе эти группы объединились в единое древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.

2.Система управления Киевского государства

Первоначально в Киевской Руси применялась десятичная, или численная, система управления, выросшая из военной организации, при  которой начальники воинских подразделений - десятские, сотские, тысяцкие - являлись руководителями более или менее  крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, а сотский стал городским судебно-административным должностным лицом.

Со временем, однако, десятичная система уступает место дворцово-вотчинной, которая  вырастает из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным  управлением. В хозяйстве великого князя имелись разного рода слуги, ведавшие отдельными его отраслями (дворецкие, конюшие и пр.). Со временем князья стали поручать им вести определенные дела в масштабах всего государства, наделяя их соответствующими полномочиями.Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались представители центральной власти - наместники и волостели. Жалованья от казны они за свою службу не получали, а "кормились" за счет местного населения, с которого собирали, не забывая и себя, дань в пользу князя. Так на Руси сложилась система кормления, намного пережившая Древнерусское государство (в Московском государстве она была отменена лишь в середине XVI в.).

Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское) княжество  отделилось от Киевского в 30-е годы ХП в. Во второй половине ХП в. возросло значение города Владимира, который стал столицей княжества, а затем и резиденцией великого князя. Под властью Владимирского князя оказалась огромная территория северо-восточной Руси. Особенностью этого княжества были довольно сильная власть князя (имевшего обширные земельные владения, многих вассалов), а также большое количество объединенных княжеством городов.

Как утверждают историки, это было сильное и жизнеспособное политическое образование, которое  могло претендовать не только на сэдостоятельность, но и на центральное положение во всей Руси.

Во Владимиро-Суздальское  княжество перешел из Киева великокняжеский  престол. В 1299 г. киевский митрополит Максим, "не терпя насилия татарского", оставил Киев и переехал во Владимир-Суздальский, что способствовало формированию крупного государства в северо-восточной Руси.

В 1326 г. митрополичья кафедра из Владимира была перенесена в Москву. Владимиро-Суздальское  княжество достигло расцвета в ХП в. -первой половине ХШ в. Как утверждают историки, Владимиро-Суздаль-ская Русь имела связи и контакты со многими странами мира. Экономика, богатство земли делали ее важным партнером многих стран Запада и Востока. Большое значение имели тесные экономические и политические связи Владимира и Новгорода.

Общественный  строй княжества был типичен  для этого периода: в класс  феодалов входили бояре, дети боярские, слуга вольные, а в документах ХП в. упоминаются и дворяне. Дворянами, видимо, назывались княжеские слуги, получавшие за свою службу вознаграждение в виде денежного или земельного пожалования. Важную роль играло духовенство, имевшее значительные земельные  владения.

На территории северо-восточной Руси было много  крупных городов, и городское  население было, видимо, значительным не только по численности, но и по политическому  влиянию. Ведущую роль среди горожан  играла купцы и ремесленники. Влияние  торгово-ремесленных кругов сказалось  и на сохранении вече, которое время  от времени созывалось для решения  важных жизненных вопросов.

Феодально-зависимое  население состояло из крестьян, живших на землях, принадлежавших либо князьям, либо боярам или другим феодалам.

Историки  полагают, что часть крестьянского  населения продолжала оставаться свободной. Крестьяне жили общинами. Вместо прежних  названий смердов, изгоев и других, упоминавшихся в Русской Правде, стали употребляться общие названия "сироты", "христиане", а затем "крестьяне". Холопов, посаженных на землю, стали называть страдниками.

Государственный строй Владимиро-Суздальского княжества  был типичным для этого времени. Во главе Владимирской земли стоял  великий князь, имевший значительное политическое влияние. Он опирался на совет при князе, дружину, мог  созывать и феодальные съезды. Для  решения наиболее важных вопросов князья созывали вече, но это характерно для XII в. - первой половины XIII в.

Система управления Владимирской земли мало отличается от управления Киевского государства: существовала дворцово-вотчинная система  управления, во главе которой стоял  дворецкий; на местах сидели представители  княжеской власти - наместники и  волостели, осуществлявшие функции  управления и суда и получавшие так  называемый "корм" с населения (отсюда и название системы -"кормление").

3.Правовой статус  населения древнерусского государства

Каждое сословие имело свой юридический статус. В  Русской Правде содержится ряд норм, определяющих правовое положение отдельных  групп населения. Особое место занимает личность князя. Он рассматривается  в качестве физического лица, что  свидетельствует о его высоком  положении и привилегиях. Но дальше по ее тексту достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и остальной массы  населения..

Основная  масса населения разделялась  на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные  и переходные категории. Городское  население делилось на ряд социальных групп: боярство, духовенство, купечество, «низы» (ремесленники, мелкие торговцы, рабочие и пр.) Трудно определить, в какой степени население  русских городов пользовалось городскими вольностями, аналогичными европейским., способствующих и в дальнейшем развитию капитализма в городах. На Руси в домонгольский период существовало до 300 городов.

Свободные жители городов пользовались правовой защитой  Русской Правды, на них распространялись все статьи о защите чести, достоинства  и жизни. Особую роль играло купечество. Оно рано начало объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно «купеческое сто» действовало при какой-либо церкви. «Ивановское сто» в Новгороде было одной из первых купеческих организаций Европы.

 

Юридически  и экономически независимой группой  были также смерды - общинники (они  уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства). Статья 26 Краткой Правды, устанавливающая  штраф за убийство рабов, в одном  прочтении гласит : «А в смерде и в холопе 5 гривен» (Академический список). В Археографическом списке читаем: «А в смерди в холопе 5 гривен» В первом прочтении получается, что в случае убийства смерда и холопа выплачивается одинаковый штраф. Из второго списка следует, что смерд имеет холопа, которого убивают. Разрешить ситуацию невозможно.

Статья 90 Пространной  Правды гласит: «Если смерд умрет, то наследство князю; если будут дочери у него, то дать им приданное». Смерд  по другим источникам, выступает, как  крестьянин, владеющий домом, имуществом, лошадью. За кражу его коня закон  устанавливает штраф 2 гривны. За «муку» смерда устанавливается штраф в 3 гривны. Русская Правда нигде конкретно  не указывает на ограничение правоспособности смердов, есть указания на то, что они  выплачивают штрафы (продажу), характерные  для свободных граждан.

Закон защищал  личность и имущество смерда. За совершенные проступки и преступления, а также по обязательствам и договорам  он нес личную и имущественную  ответственность, за долги смерду грозило  превращение в феодально-зависимого закупа , в судебном процессе, смерд выступал полноправным участником. Русская Правда всегда указывает при необходимости на принадлежность к конкретной социальной группе (дружинник, холоп и т.д.)

Дани, полюдье  и прочие поборы подрывали устои  общины, и многие ее члены, чтобы  уплатить дань сполна и самим как-нибудь просуществовать, были вынуждены идти в долговую кабалу к своим богатым  соседям. Они превращались в челядь и холопов, гнувших спины на своих  хозяев и не имевших практических никаких прав.

Более сложной  юридической фигурой является закуп. Закуп- человек, работавший в хозяйстве  феодала за “купу”, заем, в который  могли включаться различные ценности: земля, скот, деньги и прочее. Этот долг следовало отработать, причем не существовало нормативов. Поэтому с нарастанием  процентов на заем, кабальная зависимость  увеличивалась и могла продолжаться долгое время. Первое юридическое урегулирование долговых отношений закупов с  кредиторами было произведено в  Уставе Владимира Мономаха после  восстания закупов в 1113 г. Устанавливались  предельные размеры процентов на долг. Закон охранял личность и  имущество закупа, запрещая господину  беспричинно наказывать и отнимать имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп  мог быть выдан головой, т.е. превращен  в полного холопа. Его правовой статус резко менялся.

За попытку  уйти от господина не расплатившись  закуп обращался в холопа .В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях.: по малозначительным делам («в малых исках») или в случае отсутствия других свидетелей(«по нужде»). Закуп был той юридической фигурой, которая наиболее ярко иллюстрировала процесс «феодализации», закабаления, закрепощения бывших свободных общинников.

В феодальном хозяйстве широко применялся труд рабов- холопов, ряды которых пополнялись  пленными, а также разорившимися  соплеменниками. Положение холопов  было крайне тяжким - они “ниже хлеба  ржаного ели и без соли от последней  нищеты”. Холоп - наиболее бесправный субъект права. Его имущественное  положение особое: все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Его  личность как субъекта права не защищалась законом, В судебном процессе холоп  не может выступать в качестве стороны. (истца, ответчика, свидетеля ). Ссылаясь на его показания в суде, свободный человек должен был оговориться, что ссылается на “слова холопа”.

Информация о работе Древнерусское государство и право ( IX-XII ВВ.)