Гражданское общество, характерные черты, структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 14:08, курсовая работа

Краткое описание

Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимо от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.
Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством.

Содержание

Введение ………………………………………….……….…………… 3-4
I Понятие «гражданское общество». Исторические аспекты формирования понятия «гражданское общество»………… ……….. 5-11
II Характерные черты гражданского общества…………...………….....12-17
III Структура гражданского общества…………………..........................18-22
Заключение………………………………………………………………...23-24
Список использованной литературы……………………………………..25-26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

НОУ ВПО “Восточно-Европейский институт»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

«Теория государства и права»

 

ТЕМА:  «Гражданское общество, характерные черты, структура»

 

 

 

 

Выполнил:

студент 1 курса

группа ЗБЮ- 131

Суров Александр

Валерьевич

 

Проверил:

Калугина Н.Г.

 

 

 

 

 

Ижевск

2014г.

 

Оглавление

 

 

Введение ………………………………………….……….……………  3-4

I   Понятие «гражданское общество». Исторические аспекты формирования понятия «гражданское общество»…………  ……….. 5-11

II  Характерные черты гражданского общества…………...………….....12-17

III  Структура гражданского общества…………………..........................18-22

Заключение………………………………………………………………...23-24

Список использованной литературы……………………………………..25-26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Изучение гражданского общества входит в число центральных тем современной отечественной юридической науки. В последние годы ему посвящено немало исследований, со временем актуальность изучения данной темы только возрастает.

В современном мире меняется соотношение общества и государства, личности и государства. Все более осознается служебная роль государства по отношению к человеку. Основанное на праве государство из простого инструмента власти превращается в правовое государство, которое оправдано тем, что оно создает право. Основанное на демократических принципах гражданское общество может стать очень сильным орудием урегулирования конфликтов, возникающих в обществе, способствовать утверждению в нем законности и порядка, стать средством защиты прав и свобод народа.

Гражданское общество – это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимо от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.

Гражданское общество существует и функционирует в противоречивом единстве с государством. При демократическом  режиме оно взаимодействует с государством, при тоталитарном – стоит в пассивной или активной оппозиции к государству.

Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.

 

Целью данной работы является изучение понятия гражданского общества, определение его характерных черт и структуры.

 

Для выполнения цели необходимо выполнить следующие задачи:

Рассмотреть исторические аспекты формирования понятия «гражданское общество»

Рассмотреть характерные черты гражданского общества

Рассмотреть структуру гражданского общества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Понятие «гражданское общество». Исторические аспекты формирования понятия «гражданское общество».

 

Гражданским обществом можно считать такую общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной, где обеспечено постоянное поступательное движение общества вперед. Гражданское общество – это такое общество, в котором различные по своей природе объединения граждан (партии, союзы, профсоюзы, группы и т.д.) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность.

То есть при наличии гражданского общества, правительства -  это лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями, ассоциациями и др.

Все это разнообразие носит название плюрализма и предполагает, что многие организации и институты демократического общества не зависят от правительства для своего существования, законности и авторитета. При существовании гражданского общества государство выступает выразителем компромисса различных сил в обществе. Экономической основой гражданского общества является право на частную собственность. В противном случае создается ситуация, когда каждый гражданин вынужден служить государству на тех условиях, которые ему диктует государственная власть.

По сути дела, интересы меньшинств в гражданском обществе выражают различные социальные, политические, культурные и прочие союзы, группы, блоки, партии. Они могут быть как государственными, так и независимыми. Это позволяет отдельным людям осуществлять свои права и обязанности граждан демократического общества. Посредством участия в этих организациях разнообразными способами можно оказывать влияние на принятие политических решений.

Гражданское общество – это совокупность граждан государства, а также комплекс самоорганизующихся и самоуправляемых общественных институтов, реализующих частные права и свободы этих граждан и, как правило, юридически регламентирующихся со стороны государства. К институтам гражданского общества от носят семью, бизнес, образовательные, информационные  и религиозные учреждения, общественные организации и ассоциации, местное самоуправление и прочие структуры.

Характер взаимосвязи государства и гражданского общества, равно как понятие прав и свобод гражданина менялись на протяжении истории.

 

Как же формировалось современное представление о гражданском обществе? На протяжении всей своей истории наиболее прогрессивные, мыслящие представители человечества пытались создать модель идеального общественного устройства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедливость. Формирование гражданского общества увязывалось с проблемами совершенствования государства, возвышения роли права и закона.

Многие великие умы политической мысли подробно исследовали данное понятие.

Античные мыслители не разделяли «общество» и «государство».

Аристотель определял государство как достаточную для самодовлеющего существования совокупность граждан, т.е. не что иное, как гражданское общество. Цицерон, обосновывая правовое равенство людей, писал: «...закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех...»1. Отождествление гражданского общества с государством продолжалось длительное время, и было обусловлено уровнем развития экономических и социально-политических отношений, т.е. примитивной формой разделения труда, начальным этапом развития товарно-денежных отношений, огосударствлением общественной жизни.

Отделение государства от общества и превращение его и общества в относительно самостоятельные феномены произошло только в результате буржуазных революций и утверждения полного господства обменных отношений как средства, связующего людей в общественные организмы. Общество, освободившееся от тирании государства и объединившее отдельных самостоятельных субъектов, получило название гражданского

В результате развития общественных отношений трансформировались и взгляды ученых о гражданском обществе. На рубеже XVI—XVII вв. в работах Н. Макиавелли, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо уже мотивировалось соответствие гражданскому обществу не всех, а лишь прогрессивных, по их мнению, форм государственного устройства, основанных на естественно-правовых, договорных началах. В частности, Дж. Локк считал, что «абсолютная монархия ... несовместима с гражданским обществом и, следовательно, не может вообще быть формой гражданского правления». Макиавелли полагал наилучшей формой государства смешанную, состоящую из монархии, аристократии и демократии, каждая из которых призвана сдерживать и оберегать другие.

Характеризуя гражданское общество, И.Кант главными считал следующие идеи:

-  человек все должен  создавать собственными силами и должен отвечать за созданное;

- столкновение человеческих интересов и необходимость их защиты являются побудительными причинами самосовершенствования людей;

- гражданская свобода, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.

Кант, делает вывод о том, что «для человечества величайшей проблемой, разрешить которую его вынуждает природа, является достижение всеобщего правового гражданского общества»2.

В. Гумбольдт, принимая философское учение Канта, на конкретных примерах постарался показать противоречия и различия между гражданским обществом и государством.

Государство, в отличие от гражданского общества, состоит, по его мнению:

-   из системы государственных институтов;

-  позитивного права, издаваемого  государством;

-  гражданина.

Важную роль в формировании представлений о гражданском обществе сыграл Гегель, определив его как сферу действия частного интереса. Сюда же он включал семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и вытекающие из них взаимные юридические связи субъектов. Особую роль Гегель отводил противостоящим друг другу индивидам. «В гражданском обществе каждый для себя — цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей»3. Государство, представляющее собой сферу всеобщих интересов, Гегель считал более высокой ступенью развития, нежели гражданское общество. Государство, объединяя индивидов, организации, сословия, поднимается над обществом, разрешает его противоречия, примиряет противоположные интересы.

Гражданское общество по Гегелю - результат разложения кровнородственных связей и объединения людей на иной - обменной - основе в народ, в нацию. Нация, хотя и сохраняет для большинства входящих в нее индивидов общность происхождения, вместе с тем объединяет множество «посторонних» людей, имеющих других предков. Это стало возможным лишь вследствие изменения основы коллективных связей. Теперь ее образуют «общие потребности и взаимодействие в их удовлетворении», которые не зависят от рода и племени, входящих в социальную общность субъектов.

Гражданское общество глубоко эгоистично, включая себялюбивых индивидов, объединяемых, прежде всего нуждой. Поскольку каждый из них преследует собственные цели, коллективность эта подвержена разного рода случайностям и нуждается в более высокой «форме всеобщности» - в государстве. Таким образом, гражданское общество – «связующее звено, находящееся между разрозненными индивидами и государством как высшей формы человеческой организации» 4.

Уточнение понятия «гражданское общество» осуществил в своих трудах Дж. Локк, который не только как Т. Гоббс, активно использует категорию «гражданское общество», но, и пожалуй, первый, кто по-настоящему, хотя и не явно провозглашал примат гражданского общества перед государством. Дж. Локк указывал, что основу гражданского общества составляет частная собственность. Если у  Т. Гоббса наряду с частной собственностью имеется абсолютный властелин собственности - государство, которое может, если посчитает нужным конфисковать любую частную собственность, то для Дж. Локка частная собственность священна и неприкосновенна. Дж. Локк политическую власть трактует как право создавать законы для  регулирования и сохранения частной собственности. Люди, объединяясь       в государство, преследуют главную цель - сохранение их собственности, которая есть основа создания государства. Если Т. Гоббс допускает наличие одного или нескольких лиц, находящихся как бы вне законов государства, то для Дж. Локка характерно следующее, что ни для одного человека, находящегося в гражданском обществе, не может быть сделано исключение из правил и законов этого общества. Все должны подчиняться закону, который является правителем гражданского общества.

Основоположник научного коммунизма - К. Маркс - рассматривал гражданское общество как совокупность материальных отношений индивидов. В рамках созданного им учения об экономическом базисе и надстройке (государство, право, мораль, религия, искусство). Маркс рассматривал гражданское общество, с одной стороны, как объект эксплуатации со стороны находящегося в руках класса буржуазии государства, а с другой - как сферу, которую составляют обособленные и отчужденные друг от друга буржуа - собственники; такое состояние общества несовершенно, поскольку люди отчуждены друг от друга, и человек не может быть подлинно свободным. «Выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда отношения собственности уже высвободились из античной и средневековой общности... — писали Маркс и Энгельс. — Благодаря высвобождению частной собственности из общности, государство  приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его...».5

В современном понимании, возникновение гражданского общества вызвано   разграничением прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - правовым государством. В обоих случаях речь идёт о правах личности, но если в первом случае имеют в виду её права как отдельного человеческого существа на жизнь, стремление к счастью, то во втором случае - её политические права. Таким образом, в качестве важнейшего условия существования как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, обладающая правом на самореализацию как экономических, так и культурных, духовных и политических потенций, реализуя которые, личность, через гражданское общество, обеспечивает воспроизводство социальной жизни.

Информация о работе Гражданское общество, характерные черты, структура