Государство как политический институт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 15:44, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить сущность государственной власти.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие власти;
- проанализировать сущность, специфику и виды политической власти;
- изучить характеристику государственной власти и ее особенности;
- рассмотреть государство как политический институт.

Содержание

Введение 3
1. Понятие власти 4
2 Сущность, специфика и виды политической власти 7
3. Характеристика государственной власти и ее особенности 11
4. Государство как политический институт 13
Заключение 24
Список использованных источников илитературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

КР - Государственная власть.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

В социальной сфере деятельность государства направлена на поддержание достойного уровня жизни населения, оказание помощи тем лицам, которые не могут самостоятельно обеспечить себя средствами для существования (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, безработные). Государство расширяет свои социальные гарантии, направленные на поддержку наиболее социально не защищенных слоев общества. Конституционное положение о том, что «в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст. 7), означает заявление России о своей приверженности одному из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека возводится в ранг общегосударственной политики.

В реализации социальной функции значительное место принадлежит проведению эффективной государственной политики в области образования, культуры, здоровья граждан, в жилищной сфере. Социальная функция в данных сферах общественной жизни осуществляется в форме государственной поддержки (материальной, финансовой, программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений, учреждений культуры и здравоохранения. Например, в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ) «право граждан на образование обеспечивается государством путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования»5.

Культура, образование, здравоохранение должны стать общедоступными, поскольку в данном случае речь идет о главных социальных ценностях: здоровье и интеллектуальном потенциале общества. Всеобщая декларация прав человека (1948) провозгласила право каждого на достойный жизненный уровень, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния как самого человека, так и его семьи (ч. 1 ст. 25).

В культурной сфере государство оказывает поддержку развитию искусства и культуры, заботится о культурном и нравственном возрождении общества. Государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ. В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности.

Защищают эти права и свободы посредством:

- законодательной и иной  нормативной деятельности;

- разработки и осуществления  государственной политики и государственных программ культурного развития;

- пресечения посягательств  на права и свободы в области  культуры.

В природоохранной сфере функцией государства является охрана и рациональное использование природных ресурсов в целях улучшения условий жизни людей. Государственное регулирование охраны окружающей природной среды, определение порядка природопользования, обеспечение экологической безопасности – вот одна из первейших задач и функций государства на сегодняшний день.

Право на благоприятную окружающую среду является одним из фундаментальных прав человека. Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет, что «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Государственными гарантиями соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду являются:

- обеспечение благоприятных  условий для жизнедеятельности человека;

- научно обоснованное  планирование и государственное  нормирование качества окружающей  среды;

- предотвращение экологически  вредной деятельности, предупреждение  и ликвидация аварий, стихийных  бедствий, катастроф;

- государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий;

- охрана, воспроизводство  и рациональное использование  природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

- государственный контроль  за соблюдением природоохранительного  законодательства;

- ответственность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления за обеспечение  благоприятной окружающей среды  и экологической безопасности;

- ответственность за нарушение  законодательства в области охраны  окружающей среды.

К внешним функциям государства относятся:

- сотрудничество с другими  государствами в социально-экономической, политической, военной и культурной  сферах;

- оборона страны и обеспечение  государственной безопасности;

- поддержание мира и  мирового правопорядка;

- предотвращение войн, разоружение, ликвидация ядерного и другого оружия массового уничтожения;

- борьба с международным  терроризмом;

- оказание помощи пострадавшим  в результате чрезвычайных ситуаций  и стихийных бедствий (землетрясение, наводнение, ураган, извержение вулкана и т.д.);

- сотрудничество в решении  глобальных проблем современности.

Особое значение в современных условиях приобретает сотрудничество государств по поддержанию мира и мирного сосуществования, когда над человечеством нависла угроза уничтожения в термоядерной войне. С целью укрепления мира и мирного сосуществования государства ведут активную работу за:

- равенство и суверенитет  всех народов;

- мирное урегулирование  споров;

- отказ от войны, от  применения силы или угрозы  силой как средства решения  спорных вопросов, разрешение их путем переговоров;

- невмешательство во внутренние  дела других государств;

- сотрудничество между  государствами;

- ограничение вооружений;

- добросовестное выполнение  обязательств, вытекающих из общепризнанных  принципов и норм международного права, из заключенных международных договоров и т.д.

В деятельности государств, направленной на защиту и укрепление мира, особое значение приобретает задача всеобщего и полного разоружения под строгим, всеобъемлющим международным контролем. Мировое сообщество в целях сохранения человеческой цивилизации требует, чтобы государства путем взаимных договоренностей исключили возможность ядерной катастрофы и остановили разорительную для всех стран гонку вооружений. Но поскольку еще сохраняются противоречия между геополитическими и экономическими интересами разных стран, угроза нападения извне, то непрестанной заботой государства является сохранение армии на уровне, необходимом для обеспечения безопасности страны и оборонного военного потенциала, гарантирующего решение этих задач.

Функции государства можно подразделить также на регулятивные и охранительные, которые могут реализовываться в правовых и организационных формах. Среди правовых форм можно выделить законотворческую (нормотворческую) деятельность государства (разработка и принятие законов и других нормативных актов), правоприменительную деятельность (государственно-властную деятельность компетентных органов по реализации норм права) и правоохранительную деятельность, направленную на осуществление правового контроля и реализацию юридической ответственности. К организационным формам относят создание органов государственной власти, их материально-техническое и информационное обеспечение и т.д.

Методами осуществления функций государства являются:

- метод нормативно-правового регулирования;

- метод убеждения;

- метод принуждения;

- метод надзора и контроля.

Используя метод нормативно-правового регулирования, государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений, тем самым, с одной стороны, поощряя общественно полезную деятельность субъектов правоотношений, а с другой стороны, в случае нарушения общеобязательных предписаний, принимая меры государственного принуждения.

Государство в своей деятельности в основном использует метод убеждения. Сознательное добровольное выполнение требований государства, убежденность граждан в справедливости его требований становится основным методом осуществления государством своей деятельности. Принуждение как один из методов осуществления государством своей деятельности имеет место в тех случаях, когда есть нарушения предписаний норм права и необходимо привлечь виновных к юридической ответственности.

Осуществляя функции защиты прав и свобод личности, обеспечения социальной безопасности, законности и правопорядка, государство активно использует метод надзора и контроля. Например, органы прокуратуры осуществляют высший надзор за исполнением действующего законодательства; финансово-контрольные органы государственной власти (Счетная палата, налоговая инспекция) - финансовый контроль. Существуют и другие органы государственной власти, осуществляющие различные контрольно-надзорные функции (гостехнадзор, атомнадзор и др.).

 

 

 

Заключение

 

Власть – это способность навязывать свою волю.

Признаки власти:  всякая власть социальна; власть имеет волевой характер; всякая власть обладает определенными средствами для осуществления.

Политическая власть – это реальная способность государственных, общественных организаций, отдельных лиц, обладающих властными полномочиями, проводить в жизнь свою волю, выраженную в законах и иных политических решениях.

Подразделяют политическую власть на государственную и корпоративную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными органами и т.д.).

Корпоративная власть осуществляется общественными или партийными структурами либо независимыми средствами массовой информации.

Главные задачи власти (государства):

  • обеспечить целостность общества, порядок;
  • обеспечить функционирование общества и его стабильное развитие.

Обе эти задачи обеспечиваются государством при помощи права - главного регулирующего инструмента в руках государства.

Назначение и сущность государства состоит в том, что оно призвано осуществлять управление обществом на основе демократических принципов правления в интересах защиты основных прав и свобод личности, а также для обеспечения общественного согласия (социального компромисса). Поскольку государство представляет собой территориальный публично-правовой союз населения, осуществляющий свои задачи и выполняющий свои функции с помощью специальных органов государственной власти, то можно сказать, что обеспечение прав и свобод человека и гражданина, регулирование и упорядочение общественных отношений и является основной обязанностью государства.

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Бельский К.С. Государство и налоги // Государство и право. 2007. № 11.
  2. Вебер М. Избранные произведения.- М.,2001. С. 119
  3. Дементьев А.Н., Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории // Государство и право. 2007. № 10.
  4. Зорькин Валерий. Кризис доверия и государство (Конституционные нормы и законы не должны вступать в жесткое противоречие с реальностью) // Российская газета. 2009. 10 апреля.
  5. Кашанина Т.В., Любяшиц В.Я. Эволюция государства как политического института общества // Государство и право. 2005. № 9. С. 118 - 120.
  6. Кулакова Ю.Ю. Трансформация современных государств: теория и практика // История государства и права. 2010. № 13. С. 17 - 19.
  7. Лукашева Е.А. Совершенствование деятельности государства - необходимое условие обеспечения прав человека // Государство и право. 2011. № 5. С. 61 - 65.
  8. Постников В.Г. Становление социального государства, его конституционно-правовые и политические характеристики // Журнал российского права. 2005. № 1.
  9. Политология. Энциклопедический словарь. М., 2005. С. 261
  10. Стрельников К.А. Вопрос «об отмирании государства»: марксистская теория и современная практика // История государства и права. 2012. № 16. С. 45 - 46.
  11. Тихомиров Ю.А. О модернизации государства // Журнал российского права. 2004. № 4.
  12. Таболин В.В. К вопросу о правовой теории города // История государства и права. 2011. № 3. С. 41 - 46.
  13. Хлестова И.О. Российское законодательство об иммунитете иностранного государства: тенденции развития // Журнал российского права. 2004. № 7.
  14. Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1966. С. 20.

Информация о работе Государство как политический институт