Государство и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 15:10, реферат

Краткое описание

Религиозные нормы устанавливаются обществом, а права - государством. Право охраняется государством и в случае нарушения требований, возложенных на граждан, применяется государственное принуждение. Религиозные нормы обеспечиваются церковью и, как я уже говорила выше, лишь в некоторых государствах возможны государственные принуждения. При создании норм права государство действует через свои, направленные на это органы. А религиозные нормы создаются довольно сложно.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по отп.docx

— 31.26 Кб (Скачать файл)

 

 

Чтобы разобраться во взаимодействии религии и права, нужно для начала понять суть каждого понятия. Религия представляет собой важный и исключительный факт духовной жизни каждого человека, живущего на земле. Достаточно долгое время религия поддерживалась народами различных стран и безусловно ей подчинялись. Несмотря на это до сих пор религия не понята многими людьми , а некоторые её не признают и вовсе. У каждого народа долгие годы определение «религия» было своим, которые отличаюсь по своему содержанию. Знаменитый римский мыслитель Цицерон считал, что «религия» означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым внимание, почтением». Он указывал на то, что поклонение является одним из важнейших элементов религии. Я полностью поддерживаю точку зрения Цицерона, так как одной из характеристик религии, в моём представлении, является поклонение высшим силам, то есть самому Божеству. Но эта характеристика не раскрывает всей сущности  религии. Мало считать, что человек просто поклоняется Богу, я считаю, что у действительно верующего человека существует связь с Богом и она должным образом происходит в сердцах и душах людей. Я думаю, что, обращаясь к религии, каждый человек чувствует в себе какие-то изменения. К сожалению, как оказалось, не все люди говорят о том, что религия положительно влияет на внутренний мир человека, на систему его взглядов на мир, на жизнь в целом. Многие говорят о том, что религия разъединяет людей, кто-то говорит о том, что религия отрицательно влияет на психическое здоровье людей, а некоторые и вовсе говорят о том, что религия обедняет духовный мир человека. Конечно, одно дело, когда люди попадают в различные секты, когда невольно становятся заложниками тех, кто против религии. Под наплывом чужого мнения, они теряют своё «Я». Но когда такие высказывания идут от людей изнутри, то это заставляет задуматься. А есть ли люди, у которых остались ценности в жизни? Те, кто понимает всю сущность происходящего. Чем дальше идёт время, тем больше людей забывают о некоторых самых простых мелочах. Например, всё меньше людей посещают церковь, посещение религиозных служб уходит на второй план, а молитвы, которые являются обязательными для верующих, читаются лишь единицами. Я уверена, что остались ещё такие люди, которые перед обедом благодарят Бога за то, что в данный момент есть средства, чтобы хорошо и вкусно питаться( моя семья одна из таких). И почему-то все церковные праздники и обряды стали игнорироваться людьми, а, в свою очередь, начинают принимать популярность те праздники, которые никак не могут быть совместимы с православием. Например, Хеллоуин. Люди, не разобравшись в сути этого праздника, начинают его отмечать. А он является антиправославным.

Религия обладает рядом признаков. Основным из них является исповедание личного духовного начала- Бога. Логично, что признание Бога в религии соединяется с верой в духов, с которыми при каких-то определённых условиях человек может вступать в общение. Религия строится на вере, которая представляет собой жизнь каждого верующего по заповедям определённой религии. Именно мистическим аспектом религии является вера. Она  и есть уверенность в бытии  невидимого. Но есть и видимый аспект. Это общество людей, которые объединены не только общей верой, но и общим церковным правопорядком. Не стоит опускать и то, что религия рассматривает жизнь человека и в загробном мире. Христианство утверждает: «Верь, человек, тебя ожидает вечная жизнь!». С уверенностью можно сказать, что главное место в религии отводится духовным и нравственным ценностям, а вовсе не материальным. Религия представляет собой форму жизнедеятельности людей. Люди являются составляющей частью религии со своими представлениями, действиями, мнениями. А также с их отношением к природе, окружающему их миром и к самому себе.

По сути религия является традиционной. И, по моему мнению, не зря. Так как в наше время всё меняется и не в лучшую сторону, ценят и восхваляют не то, что требовалось бы. А религия (заповеди) дают осознать, что самое важное и главное было, есть и будет. И никакие нововведения не смогут подломить или же заставить изменить основы религии. Она делает жизнь человека осмысленной. Религию можно рассмотреть и как способность давать яркую картину мира каждому человеку. В ней несправедливость, страдание, всё то, что заставляет каждого потерять все надежды, находит отражение в картине мира религии. Если же страдание, смерть и другие понятия имеют значение, если человек понимает всю сущность вещей, то тогда у него появляются силы и желания жить, преодолевать все трудности, достигать цели, стремиться к совершенству. Если человек понимает зачем он живёт, то тогда ему становится проще, так как внутренне ты чувствуешь силу духа и желание трудиться. Если же человек утрачивает себя, не понимает смысла своего существования, жизнь становится для него потерянной и ненужной. И мне кажется, что не понять смысла своего существования, ещё хуже смерти. Жизнь становится никакой, однообразной и тягучей, если ты не знаешь для кого, для чего и зачем ты живёшь. А религия помогает понять людям, кто они есть, какое место и положение занимают среди других людей. Однако, американские социологи религии полагают, что в плюралистическом американском обществе ни одна из традиционных религий не способна справиться с этой ролью.

 Религия содержит в  себе нормы, которые пытаются  установить стабильность в обществе. Несомненно все запреты, а может и только некоторая их часть, всё же нарушаются людьми, создаются очистительные обряды, которые могут снимать чувство вины. Нужно понимать, что несмотря на все ужасные вещи, которые человек совершил, даже убийство, ему никогда не поздно покаяться. Никогда не поздно начать всё сначала, сделать что-то полезное и нужное обществу, стране, нуждающимся людям. Религия, церковь предусматривают всё это и идут навстречу каждому, кто станет на путь истинный. Но это лишь сугубо моё мнение. Надо признать, что религия поддерживается со стороны различных партий, движений,  государства. Всячески помогают и средства массовой информации, из этого следует, что религиозные взгляды закрепляются и усиливаются. Но нельзя сказать, что во всех государствах происходит поддержка в сторону религии. Так существует Институт государственной религии, который означает, что определённая религия юридически признаётся составной частью официальной организации государства. Это и значит, что государство финансирует церковь,  исповедующую официальную религию. Утверждает акты, регулирующие внутреннюю жизнь религиозных организаций; участвует в назначении священников; признаёт за религиозными организациями  право осуществлять некоторые государственные функции. Правительство или же просто богатые люди, которые не очерствели душой жертвуют большие деньги на постройку церквей, а также, чтобы отреставрировать её. Превращение некоторых религиозных праздников в государственные также дало большой толчок для того, чтобы они выполнялись и соблюдались людьми. В нашей стране нет определённой господствующей религии. По Конституции, согласно которой Республика Беларусь – светское государство, и в нём все религии и вероисповедания равны перед законом. Статья 16. Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учётом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Также существует другая модель, при которой религия отделена от государства. Это означает, что государства не оказывает никакой поддержки религиозной конфессии и рассматривает религию, как частное право граждан. Закон Республики Беларусь предусматривает единые требования к религиозным организациям в частности участия их в общественной жизни. Государство не возлагает на религиозные организации выполнения каких-либо государственных функций и не вмешивается в их деятельность, если она не противоречит законодательству, а также способствует установлению терпимости между религиями. Эти нормы, установленные законом, находят своё отражение в Конституции и международных правовых актах.

 Рассмотрим православную  церковь на Руси:« Особенные черты русского православия в немалой степени способствовали формированию и расцвету мессианского самосознания. К таковым относились сведение христианской религии к форме, обрядность и, как следствие, жесткий консерватизм.Когда христианство пришло на Русь, то доминантной в нём были положения, связанные с практической нравственностью, то есть совокупность норма, опосредующих внешнее поведение и его внутреннюю мотивацию, а также обрядовая форма».[история государства и права; Федеральный журнал; №13,2009 год, стр.8]. Мессианство- вера в пришествие избавителя. Практически в наше время ничего не изменилось. При каких-то определённых проблемах, которые случаются у людей, они обязательно обращаются за помощью у Высшей Силе-Богу. Про нравственность, обрядовую форму я говорила уже выше в своём реферате.

Право-совокупность правил поведения, поддерживаемых властными органами. На первое место в понимании права ставится  норма, правило поведения,  закреплённое в тех или иных нормативных источниках, правовых текстах, прежде всего в законах государства. Исторические можно сказать, что право выступает как определённые правовые тексты, а юриспруденция- правильность их толкования и понимания. Право исходит только от государства, всё, что не исходит от государства,- это не право. И право, и религия в своей совокупности регулируют поведение человека. В преимуществе у права находится закрепление религиозных установлений, норм, обеспечивающих социальный порядок в обществе.

Наибольшее значение приобрело религиозное право, которое господствует там, где власть находится в руках церкви или духовенства. К основным характеристикам религиозного права можно отнести юридические нормы, которые имеют религиозное происхождение. Так или иначе происходит смешение юридических норм, представлений  с религиозными. Примерами стран, где имеет место религиозное права, подкреплённое государственным принуждением , могут служить Израиль, Саудовская Аравия и т.п.

Из истории известно, что довольно продолжительное время религиозные нормы имели юридическое значение. Это значит, что они регулировали брачно-семейные, имущественные, некоторые политические и другие общественные отношения. Как я уже говорила, в настоящее время можно встретить такие государства, где всё ещё религиозные нормы регулируют жизнь каждого человека. Примерами таких стран являются Великобритания( английская церковь), Финляндия (лютеранство и православие), Германия (католицизм и евангелизм). Конечно же страны Ближнего и Среднего Востока, в которых ислам- официальная религия. И всё-таки в большинстве стран мира преобладает раздельность между государством и религиозными нормами. Они распространяются только на верующих людей и не имеют юридического значения. Я уже говорила о том, что государство, правительство как могут поддерживают церковь. Также, по Конституции Республики Беларусь, статья 16 гласит, что запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенности Республики Беларусь, одним словом, против самого государства и его народа. Это в какой-то степени тоже поддержка со стороны правительства, так как все эти организации сбивают с толку  молодых людей, которые не понимают сущности всего бытия, которые идут под наплывом того, чего не ведают. Эти организации подавляют саму личность и превращают человека в слепого исполнителя воли тех, кто выступает против Бога, против веры него. Многие религиозные организации выступают собственниками храмов, молитвенных домов и т.д. Именно владение, пользование, распоряжение этим имуществом влечёт за собой взаимодействие норм религиозных организаций и права. Право поддерживает религиозные нормы, способствует укреплению правопорядка, организованности, общественной дисциплины. По моему мнению, для людей верующих и тех, кто чувствует ответственность за себя перед высшей силой, религия является одним из источников права. Но, как я уже говорила, в отличие от религиозных норм, права по своей сути является более сложной системой. И бывают такие случаи, когда религиозные требования перерастают в правовые. И снова это происходит лишь в исламских государствах. Определённая группа людей подчиняет себе некоторое количество людей, при этом, последние не разделяют с первыми их религиозные убеждения. Мне кажется, что так неправильно поступать. Каждый имеет право на своё представление и вероисповедание. Мы должны уважать мнение каждого в своём выборе. Только есть такие ситуации, когда людям необходимо объяснять в чём смысл и сущность каждой религии. Как я уже говорила: не идти за толпой, а понять себя и свой внутренний мир. И исповедовать то, что помогает себя выразить. Наша страна относится с почтением к каждой религии. Статья 31 Конституции Республики Беларусь прекрасно нам это показывает: « Каждый имеет право самостоятельно определять своё отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещённых законом». Также по Конституции Республики Беларусь статья 12: «Республика Беларусь может предоставить право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность». Я считаю это одним из плюсов нашей страны, ибо Республика Беларусь не закрытая страна, она не пренебрегает убеждениями людей. И  как я уже говорила, Республика Беларусь не ставит своей целью заставить вступить народ в те или иные религиозные объединения без их согласия, то есть они не выступают в качестве обязательных для граждан. Об этом гласит статья 4 Конституции Республики Беларусь. Также международный пактом о гражданских и политических правах предусмотрено, ни к кому не должно быть предпринято принуждение, умаляющему его свободу принимать религию или убеждения по своему выбору. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит ограничениям лишь тогда, когда они установлены законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья, равно как и основных прав и свобод других лиц(п. 2 и 3, ст.18). Можно сделать вывод о том, что международные правовые акты обязывают государства предоставлять гражданам право на выборную службу по религиозным мотивам.

Например, Лев Самойлович Явич рассматривал соотношение права с другими социальными регуляторами. Правда в его работах нет специального раздела, посвящённого праву и религии, так как данная тема не была столько актуальной в условиях отделения церкви от государства и господства позитивизма в юриспруденции. Однако несколько важных вопросов по поводу взаимодействия были обозначены и выделены в его работах. Л. С. Явич признал, что правовые нормы могут включать в себя религиозные ценности. Также он говорил о том, что долгое время религия регулировала ту сферу общественных отношений, которая сейчас относится к праву. Л.С. Явич признал, что религиозные нормы, подтверждённые юрисдикционными органами светской власти, могут являться источниками права, правда, ограничивал их влияние либо периодом Средневековья, либо малоразвитыми странами.[Явич Л.С. Общая теория права стр.116]. Сейчас ведётся дискуссия по определению церковного права. Существует мнение, что это законы, выработанные церковью и возведённые в ранг обязательных правил как для духовенства, так и для верующих. Говорится о том, что именно в этой части правовой системы государства существует государственная церковь. Но есть и другая теория, согласно которой государство не является единственный создателем права, поэтому религиозные организации могут в силу своих возможностей создавать правовые нормы, несмотря на то, что государство отделено от церкви. В церкви существует убеждённость, что пока правило не отменено властной церковной инстанцией, оно действует, хотя может и не применяться.

Из всего вышесказанного мной можно понять, что религиозные нормы устанавливаются обществом, а право- государством. Право охраняется государством и в случае нарушения требований, возложенных на граждан, применяется государственное принуждение. Религиозные нормы обеспечиваются церковью и, как я уже говорила выше, лишь в некоторых государствах возможны государственные принуждения. При создании норм права государство действует через свои, направленные на это органы. А религиозные нормы создаются довольна сложно. Из прочтённой мной литературы, я узнала, что религиозные нормы выражаются тем человеком, который основывает данную религию либо тем, кто является знаковой фигурой в той или иной религии. Верующие беспрепятственно могут исполнять различные религиозные обряда, такие как вступление в брак, рождение ребёнка, его совершеннолетие, похороны и другие. Но только юридическое значение  имеют лишь документы, в которых происходит закрепление этих действий и событий. Я считаю, что религия является основой государства, цивилизации и если начать её уничтожение, то это приведёт и к исчезновению государства в целом. 

Информация о работе Государство и религия