Государство и право Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2015 в 11:54, реферат

Краткое описание

Актуальность данной темы определяется ролью объединенной Германии в дальнейших мировых событиях. Именно благодаря объединению Германии стало возможным впоследствии создание единой Европы. Переворотные события 1989-1990 гг. стали толчком к установлению согласия между европейскими государствами. Исчез один из взрывоопасных политических узлов послевоенной Европы – разделение немецкой нации. Эти события имели большое значение для судьбы Германии и Европы.
Важно отметить, что объединение Германии стало началом распада систем социалистического содружества во всем мире. Падение социалистических режимов стало неожиданным для многих теоретиков и политиков. Кризис в ГДР показал, что общество без демократии, без свободы личности неспособно к саморазвитию и постепенно вступает в стадию политического, экономического и духовного распада.

Содержание

1. Введение.
2. Образование ФРГ и ГДР. Сравнительная характеристика их государственных систем.
3. Боннская конституция. Её основные положения и изменения после воссоединения Германии.
4. Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Государство и право Германии..docx

— 47.14 Кб (Скачать файл)

Федерального президента избирает Федеральное собрание – орган, формирующийся специально для этой цели из членов бундестага и равного числа представителей земель, избираемых ландтагами (земельными парламентами). В Федеральное собрание часто делегируются авторитетные общественные деятели, ученые, деятели искусства, не являющиеся членами ландтагов. Избранной считается кандидатура, получившая большинство голосов всех членов Федерального собрания. В случае если ни первый, ни второй тур выборов не приносят победы одному из баллотирующихся, в третьем туре выборов достаточно набрать большинство голосов членов, участвующих в голосовании.

Правом быть избранным в президенты пользуются граждане ФРГ, имеющие право быть избранными в бундестаг и достигшие 40-летнего возраста. Президентом можно быть избранным только на два срока.

Федеральный президент не может занимать другую оплачиваемую должность, осуществлять коммерческую или профессиональную деятельность, входить в состав руководящих органов предприятий, получающих прибыль.

Законы, принятые бундестагом, согласно конституции, оформляются Федеральным президентом и публикуются. Если президент считает, что принятый закон нарушает Конституцию, а бундестаг с ним не соглашается, он может обратиться в Федеральный конституционный суд.

Высший орган исполнительной власти – Федеральное правительство – состоит из Федерального канцлера и Федеральных министров.

Канцлер как глава правительства, согласно Основному закону, имеет особый статус. Он получает власть непосредственно от бундестага и избирается по предложению Федерального президента без прений. Как правило, президент предлагает кандидатуру представителя партии или правительственной коалиции, победившей на выборах в бундестаг. Кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов членов бундестага, так называемое. После избрания Федеральный президент назначает его на пост Федерального канцлера. Но в Основном законе предусмотрен и другой вариант.

За все время существования ФРГ Федеральный канцлер всегда избирался в ходе первого тура выборов. Однако если кандидат, предложенный президентом, не избран в первом туре, то назначается второй тур. В течение 14 дней бундестаг большинством голосов своих членов может выбрать на пост канцлера своего кандидата. Если избрание и на этот раз не состоялось, проводится третий тур. Если избранный в третьем туре собрал голоса большинства членов бундестага, Федеральный президент в течение семи дней после выборов должен назначить его канцлером. Если же избранный получил только большинство голосов присутствующих депутатов, то президент должен решить в течение семи дней: либо назначить его, либо распустить бундестаг.

Назначение и увольнение Федеральных министров производит Федеральный президент по предложению канцлера. Бундестаг не имеет по этому вопросу формального права голоса. Канцлер несет персональную ответственность перед бундестагом за политику государства. Федеральное правительство находится у власти весь период легислатуры бундестага, т.е. в течение четырех лет.

Роспуск Федерального правительства возможен в случае ухода в отставку (или смерти) Федерального канцлера; в результате имевшего успех конструктивного вотума недоверия; в связи с отклонением бундестагом поставленного Федеральным канцлером вопроса о доверии и роспуском в этом случае бундестага Федеральным президентом.

Основной закон учредил в ФРГ федеративную форму территориального устройства. После объединения все 16 земель вместе составляют единое государство (Федерацию). Федеративное устройство – историческое наследие Германии, которая на протяжении веков была раздроблена на множество крупных и мелких государств, а после их объединения в 1871 г. все время оставалась федерацией, за исключением 12 лет нацистского режима и четырех десятилетий раздельного существования ГДР (в которой федеративный принцип был упразднен) и ФРГ.

Основной закон провозглашает незыблемость федеративного устройства Германии. Однако это не означает гарантии существования конкретных земель, равно как нерушимости их территорий. В рамках Федерации территория земель может изменяться, из существующих земель, может возникнуть новая или имеющая иной состав земля, несколько земель могут слиться в одну новую или одна земля может стать составной частью другой. Все подобные изменения территориально - административного устройства могут осуществляться только через федеральный закон, который должен быть одобрен бундесратом, а также референдумом, проводимым в заинтересованных землях или частях земель. Так, например, в мае 1996 г. был проведен референдум по вопросу о возможности слияния федеральных земель Берлин и Бранденбург. Он дал отрицательный результат.

Федеральные земли не являются суверенными государствами. Они не обладают правом на отделение. Любое действие, направленное на отделение части федеральной территории, наказуемо по закону. Хотя в принципе вопросы внешней политики относятся к ведению федерации, землям разрешено с согласия федерального правительства заключать договоры с иностранными государствами (примером является заключенный Баварией в 1965 г. конкордат с Ватиканом).

Конституционный строй федеральных земель должен отвечать основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства.

В Германии функционирует разветвленная судебная система, не имеющая какого-то одного высшего судебного органа ни в федерации, ни в землях. Это специализированная судебная система. Помимо конституционной юстиции – Федерального Конституционного Суда и Конституционных судов земель – действуют пять ветвей правосудия: общая, административная, трудовая, финансовая и социальная юстиция. Каждая ветвь судебной власти имеет свой верховный орган (Верховный суд), который называется по-разному: Федеральная судебная палата (возглавляет систему общих судов), Федеральный административный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный суд по трудовым делам, Федеральный суд по социальным делам. Конституция устанавливает, что федерация может создавать и другие суды, в частности военно-уголовный, и они существуют. Названные пять высших судебных органов независимы по отношению друг к другу и к другим органам. Если между ними возникают разногласия, то созывается совещание из представителей этих органов, которое принимает решения, обеспечивающие единство судебной практики.

Каждая ветвь судебной власти (кроме конституционной юстиции) имеет несколько инстанций: четыре инстанции – у общих судов, три – у остальных судов.

Специальный орган конституционного контроля в Германии – это Федеральный конституционный суд (ФКС). ФКС – самостоятельный и независимый федеральный орган власти, имеющий равные права с другими федеральными органами. Впервые судебный орган с подобными полномочиями был создан в 1949 г.

ФКС состоит из двух палат (сенатов), по 8 судей в каждой. Обе палаты обладают строго определенными полномочиями: одна рассматривает конституционные жалобы и принимает решения по процедуре контроля за действием применяемых норм; вторая принимает решения по вопросам государственной организации. Деятельность суда и его сенатов регламентируется специальным законодательством о ФКС.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В 1990 году 3 октября, когда канцлер ФРГ Гельмут Коль, министр иностранных дел Ханс Дитрих Геншер и президент СССР М. С. Горбачев пришли к соглашению, что численность новых германских вооруженных сил не будет превышать 346 тыс. человек, государственный и правовой порядок ГДР прекратил свое существование, а государственно-правовой порядок ФРГ распространился на всю территорию бывшей ГДР. Проанализировав пути конституционного развития двух немецких государств ГДР и ФРГ, становится ясным, что капиталистическое, свободное и реально демократическое, западное государство к моменту объединения достигло политического, экономического и духовного подъема. В свою очередь восточная Германия переживала кризис во всех сферах общественной жизни. Опыт ГДР показывал, что социалистическая политическая система не способна к саморазвитию.

Разделение немецкой нации само по себе рассматривалось как разделение одного народа на «своих» и «чужих». Важно отметить, что в Конституции ФРГ 1949 года немецкие правоведы рассматривали немецкий народ как единый и считали объединение Германии неизбежным.

Главной особенностью объединительного процесса Германии следует выделить его временные рамки. С исторической точки зрения оно произошло просто молниеносно.

С конституционной точки зрения необходимо выделить то, что такое государство как ГДР полностью утратило свое конституционное развитие и вступило в сферу действия Основного закона ФРГ (Боннская Конституция).

Однако опыт объединения Германии показал, что даже государства с различным государственным устройством способны объединиться в течение очень короткого периода. Объединение немецкой нации может послужить примером для наметившейся тенденции на сближение некоторых стран СНГ с Россией. Например, некоторые элементы такого объединения должны быть детально изучены и могли бы быть применены для объединения России и Белоруссии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1) Алебастрова И. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: Юриспруденция, 2000. – 304 с.

2) Баглай М. В.  Конституционное право зарубежных стран. – М.: «Норма», 2000. – 832 с.

3) Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран. Часть 2-я. Учебник для вузов. 2-е издание. – М.: издательская группа НОРМА - ИНФА М, 2004. – 754с.

4) Михалева Н. А. Конституционное право зарубежных стран – М.: Юристъ, 1999, – с.352.

5) Мишин А. А. Конституционное право зарубежных стран. М.: Инфра-М, 2000. – 332 с.

6) Страшун Б. А.  Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть.– М.: БЕК, 2000. – 656 с.

7) Топорнин Б. Н.  Государственное право Германии. – М.: Институт государства и права РАН, 1994. – 359 с.

8) Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. – М., Юристъ, 1997. – 568 с.

9) Якушев А. В. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций. М., “Приор”, 2000. – 410 стр.

 

 

1 Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран. Часть 2-я. Учебник для вузов. 2-е издание. – М.: издательская группа НОРМА - ИНФА М, 2004. – с. 236.

2 Баглай М. В.  Конституционное право зарубежных стран. – М.: «Норма», 2000. – с. 485.

3 Страшун Б. А.  Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть.– М.: БЕК, 2000. – с. 303.

 

4 Алебастрова И. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М.: Юриспруденция, 2000. – с. 152.

5 Топорнин Б. Н.  Государственное право Германии. – М.: Институт государства и права РАН, 1994. – с. 75.

 


Информация о работе Государство и право Германии