Государство и общественные организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 08:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью изучения настоящей работы является выявление уровня взаимодействия государства и общественных организаций.
Для реализации поставленной цели потребуется решить следующие задачи:
- раскрыть понятие государства и обозначить его роль в политической системе;
- определить понятие общественных организаций и их виды;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

Глава 1. Понятие государства, и его роль в политической системе общества….7

Глава 2. Общественные организации: понятие и разновидности, их роль в политической системе общества…………………………………………………18
2.1. Понятие и разновидности общественных организаций………………..18
2.2. Роль общественных организаций в политической жизни……………...22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по ТГП - государство и общественные организации.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

 

Автономная некоммерческая организация

Высшего профессионального образования

Центросоюза РФ

«Российский университет кооперации»

Камчатский филиал

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По учебной дисциплине: Теория государства и права

Тема курсовой работы: Государство и общественные организации

 

Выполнена студенткой: Лембас Екатериной Игоревной

Форма обучения очная 1 курс группа ……

 

Научный руководитель: Юдаев Николай Михайлович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск-Камчатский

2011г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

 

Глава 1. Понятие государства, и его роль в политической системе общества….7

 

Глава 2. Общественные организации: понятие и разновидности, их роль в политической системе общества…………………………………………………18

     2.1. Понятие и разновидности  общественных организаций………………..18

2.2. Роль общественных организаций  в политической жизни……………...22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26

 

БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государство и общественные организации эта та часть образовательного курса теории государства и права которая требует наибольшего внимания. Государство предстаёт перед обществом в лице «главной общественной организации», имеющей свой аппарат, органы управления, цели и задачи. Общественные организации в свою очередь предстают перед государством как «социальные помощники». Тема взаимодействия государства и общественных организаций весьма актуальна в наши дни, когда вся политическая система общества тесно связана на взаимодействии общественности и управленческого класса. Сегодня общественные организации диктуют и направляют политику государств, что создает незыблемую почву для актуальности изучаемой темы.

Объектом исследования выступают правоотношения между государством и общественными организациями.

Целью изучения настоящей работы является выявление уровня взаимодействия государства и общественных организаций.

Для реализации поставленной цели потребуется решить следующие задачи:

- раскрыть понятие государства  и обозначить его роль в  политической системе;

- определить понятие общественных организаций и их виды;

- исследовать уровень взаимодействия  общественных организаций с государством, и раскрыть обязательные элементы  их взаимодействия.

В свою очередь предметом изучения будет государство, его понятие и признаки, а также общественные организации в призме их взаимодействия с государством. Методом изучение будет консолидация и анализирование обобщённого материала по изучаемой теме.

Перед написанием работы автор консолидировал и кодифицировал нормативно – правовую информацию, а также иные юридические источники содержащие устои политической системы общества и взаимодействия государства с общественными организациями. Кодификация и анализ – есть основные элементы позволяющие достоверно изучить поставленную тему, проникнуть в её сущность.

Задачей всего исследования является всестороннее исследование представленной темы и её правопонимание автором.

Впервые общественные объединения стали рассматриваться как результат действия различных групп индивидов в трудах А. Бентли, который в "Процессе управления"  вышел за рамки формального, институционального подхода, господствовавшего ранее, и подчеркнул необходимость исследования не только политико-правовых норм и идей, но также групп и организаций, на деле контролирующих власть. Тем самым было положено начало целому направлению политико-правовой науки, которое исходило из групповой природы политики, включающей взаимодействие государства и гражданского общества. В свою очередь, гражданское общество было представлено не только индивидами, но в первую очередь их объединениями, которые могли лоббировать свои интересы и оказывать давление на власть.

К сожалению, интересы нации, социальных групп, личности и их защита часто лишь декларируются в программах и лозунгах различных партий, движений, организаций и т.д., отчасти для идеологического воздействия на сознание людей, а отчасти для успокоения собственного самолюбия. Современные общественные объединения заметно выросли и изменились в предкризисный период, что позволило им достичь определенного уровня признания и политико-правовой защищенности своих прав и свобод. Стабильность политико-правовых отношений стала рассматриваться как раз и навсегда данная, о чем свидетельствуют программы национальных проектов, реализация которых рассчитана на перспективу. При этом, однако, не учитывается, что стабильность общественной жизни является приходящим моментом, поскольку одной из основ социума является противоборство интересов как общественных, так и политических сил.

В подобной рисковой ситуации у политического класса есть достаточно рычагов, чтобы удовлетворение насущных потребностей и интересов общества стало приоритетным направлением деятельности государства, что, во-первых, соответствовало бы конституционному принципу социальности государства, а во-вторых, принципу гармонизации отношений между обществом и властью, тогда как их поляризация неизменно приводит к дестабилизации сложившегося правопорядка. Проблема заключается в том, что государство сочетает в себе все возможные функции по управлению социумом без их дублирования институтами гражданского общества, зачастую остающимися в стороне от участия в общественной жизни и политических процессах.. Общеизвестно, что властные структуры чаще идут на контакт с крупными и влиятельными общественными объединениями либо с патронируемыми организациями. Иные же организации граждан, как правило, игнорируются или ставятся в оппозицию государству. В результате политико-правовое участие граждан по защите и отстаиванию своих прав и интересов посредством института общественных объединений в полной мере не реализуется, поскольку бюрократический аппарат имеет преимущество перед общественными структурами по многим направлениям.

По мнению ряда исследователей, в настоящее время характерной чертой российских общественных объединений является относительная малочисленность их участников. Общественные организации, сформированные в советскую эпоху (многие профсоюзы, творческие союзы, советы ветеранов и т.д.), как правило, характеризовались большим количеством членов, чем современные общественные объединения. Неформальные клубы и разрозненные общественные движения времен перестройки превратились в более структурированные и специализированные организации. Одновременно с этим пошла на спад массовая общественно-политическая активность.

В связи с трансформацией общественных объединений их главной ареной по продвижению гражданских инициатив, в отличие от прошлых политико-правовых реалий, становятся местные сообщества, где гражданская активность населения порождена необходимостью решения местных проблем и удовлетворения потребностей. И напротив, меньший интерес у граждан вызывает участие в политических партиях и движениях, так как оно требует соблюдения уставов, обязанностей, наличия определенной политической позиции, что в современное политизированное время не привлекает граждан. К тому же политические организации, представленные на местах отделениями политических партий или движений, обычно проявляют свою активность во время выборов или иных политических событий, тогда как местные общественные объединения активны постоянно и составляют горизонтальные структуры гражданского общества.

В подобном ракурсе местные и региональные организации - правозащитные, экологические, благотворительные, этнические, религиозные и др. - пользуются большей популярностью, потому что результаты их деятельности непосредственно ощущаются в регионе и на уровне местного самоуправления. В гражданском обществе самоуправление является базисом народовластия, поэтому оно присутствует на всех уровнях публичной власти и в деятельности общественных объединений, сущностным признаком которых является совместная деятельность граждан по реализации и защите общих интересов, достижению уставных целей.

 

 

 

Глава 1

Понятие государства, и его роль в политической системе общества

 

Государство – это (в теории права) – определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти; распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на  средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система, обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий – механизм государства, его аппарат.

С точки зрения науки теории государства и права, государство представляет собой исторически сложившуюся организацию политической власти определенного общества. В этом определении можно выделить следующие ключевые моменты:

1. Государство – это организация  политической власти. Можно говорить  об экономической, религиозной и  любой другой организации общества. Но, ведя речь о государстве, следует иметь в виду, что оно – повторяем – является организацией политической власти.

2.Политика есть взаимоотношения  между определенными социальными  группами (классами, если они есть  и явно не выделяются)... Важнейшее социальное назначение любого государства заключается в регулировании, стабилизации различных общественных интересов. Не затрагивая вопроса о том, какое конкретное государство и насколько четко ставит  перед собой и решает эту задачу, мы ведем речь о том, каково должно быть социальное назначение государства, таким образом оно должно выполнять свою политическую функцию.

3. Власть – это сила, способная  оказывать воздействие на поведение  людей. С помощью власти государство, при необходимости, вмешивается в общественные процессы, воздействует на поведение участников общественных отношений. Государственная власть – это особая разновидность социальной власти, которая, в отличии от других ее видов (отцовской, власти в рамках различных корпоративных организаций и т.д.), опирается  на возможность публичного  принуждения с применением специальных средств.

4. Государство есть организация  политической власти определенного  общества. «Государство вообще», как известно, бывает лишь в теории, в обобщениях. На практике же функционируют конкретные государства конкретных обществ. Именно из обобщения деятельности конкретных государств выводятся параметры более совершенного государства, и с этих позиций оцениваются конкретные государства1.

Политическая система общества – комплексный конституционно-правовой институт, совокупность норм, принципов, институтов, устанавливающих конституционно-правовой статус государства как особого политического образования.2

Политическая система общества состоит из следующих элементов:

- наличие центральной государственной  власти, её институтов: парламента, правительства, суда (основы государства);

- форма правления, которая зависит  от того, кто играет ведущую  роль в руководстве страной  – глава правительства, президент, парламент, партия, монарх;

- возможность общества контролировать  власть с помощью средств массовой  информации, развитого общественного  мнения, партий, и т.д.;

- система идей и принципов, реализованных  в законах, идеологии, морали;

- местные органы власти, различные союзы и объединения, отдельные политики, в известной мере сюда же можно отнести и учреждения, с помощью которых происходит политическое воспитание населения: школа, театры, кино, армию, и т.д.;

- конкретные действия отдельных (рядовых) граждан и групп людей с политическими целями – на митингах, собраниях, выборах и т.д.;

Государство является главным звеном в политической системе общества. Оно стабилизирует её, делает определённой и устойчивой.  

В современных условиях политическая система призвана обеспечивать эффективное управление всеми общественными делами, более активное участие граждан в государственной и общественно-политической жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом и  иными гражданами.

Политическая система по-сути является универсальной управляющей системой государственно-организационного общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая в конечном счете регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными общностями государственной власти.

Для того чтобы правильно определить структуру политической системы, необходимо определить критерии отбора ее элементов. Основными требованиями в данном случае будут их внутренняя упорядоченность (организационный критерий) и политическая направленность деятельности (политический критерий), которая должна быть выражена нормативно в соответствующих уставах, программах, положениях, отражающих цель создания политической организации, ее социальное назначение, основную сферу деятельности, характер ее основных задач и функций, особенности их реализации, специфические принципы организации и деятельности и т.п. (программный критерий).

Политическая система  конкретного  общества  определяется  его классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и т.п.), типом государства (монархия, республика), характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических  отношений (стабильных или нет, умеренно или остро-конфликтных  либо консенсунсных и т.п.),  политико-правового  статуса  государства (конституционного, с развитыми или не  развитыми  правовыми структурами), характером  политико-идеологических  и  культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых), историческим типом государственности (централистским,  с  иерархическими бюрократическими структурами и т.п.), исторической и  национальной традицией уклада политической жизни (политически  активным или пассивным населением,  с  кровно-родственными  связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями и т.д.)3.

Информация о работе Государство и общественные организации