Государство и налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 20:40, курсовая работа

Краткое описание

Формирование налогового механизма регулирования в России представляет собой сложный процесс, связанный с налоговыми отношениям. На современном этапе реформирования налогово-финансовые отношения требуется дальнейшая теоретическая разработка стадий государственного регулирования процесса, в то же время необходимы практические рекомендации по его совершенствованию и оптимизации.

Содержание

Введение
1.понятие налогов и налоговой системы…………………………………….6
1.1Понятие налога и история развития……………………………….6
1.2.Понятие налоговой системы. Виды налогов и сборов РФ (система налогов и сборов)……………………………………………………10
2.виды налогов и их характеристика………………………………………..11
2.1Виды налогов…………………………………………………………14
3.формы и методы правового регулирования налогов в современной России…………………………………………………………………………...16
3.1 Правовое регулирование налоговой системы РФ……………...16
3.2 Метод правового регулирования налогового права. Место налогового права в системы российского права…………………………..20
3.3 Цели и формы государственного регулирования……………….22
Заключение………………………………………………………………….…..27
Список литературы…………………………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

17.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

КАФЕДРА ТЕОРИИ и ИСТОРИИ  ГОСУДАРСТВА и ПРАВА

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По Теории государства  и права

На тему №20 Государство  и налоговая система

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1 курса

Морозова В.Н.

Группа 09541

Проверил: Макаров Д.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление 

 

Введение 

1.понятие налогов  и налоговой системы…………………………………….6

1.1Понятие налога и история развития……………………………….6

1.2.Понятие налоговой системы. Виды налогов и сборов РФ (система налогов и сборов)……………………………………………………10

2.виды налогов  и их характеристика………………………………………..11

2.1Виды налогов…………………………………………………………14

3.формы и методы правового регулирования налогов в современной России…………………………………………………………………………...16

3.1 Правовое регулирование налоговой системы РФ……………...16

3.2 Метод правового регулирования налогового права. Место налогового права в системы российского права…………………………..20

3.3 Цели и  формы государственного регулирования……………….22

Заключение………………………………………………………………….…..27

Список литературы…………………………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

Актуальность  темы.

Формирование  налогового механизма регулирования в России представляет собой сложный процесс, связанный с налоговыми отношениям. На современном этапе реформирования налогово-финансовые отношения требуется дальнейшая теоретическая разработка стадий государственного регулирования процесса, в то же время необходимы практические рекомендации по его совершенствованию и оптимизации.

Важнейшим качеством  налоговой  системы страны с точки  зрения, как правовых установлений, так и экономического содержания является ее целостность. Ни один из уровней этой системы не может считаться важнее другого: каждому отводится своя роль, и любой из них не заменим в едином механизме финансового обеспечения жизнедеятельности государства. Но в нынешней российской ситуации явным фаворитом выступает федеральный бюджет, к которому прикован основной политический и научный интерес, в несколько меньшей степени привлекают внимание проблемы региональных бюджетов, да и то в контексте их взаимодействия с тем же федеральным бюджетом.

Степень научной  разработанности проблемы исследования.

Проблемы налоговой  системы и налоговых отношений  в основе регулирования общественных отношений и взаимоотношений  России как федеративного государства  и входящих в ее состав субъектов  Федерации в сфере налогов  и сборов недостаточно исследованы  в науке конституционного права. Это во многом обусловлено особенностями регулирования налоговых отношений в отечественной практике. В советский период теоретические аспекты правового регулирования налоговых отношений рассматривались в общем контексте вопросов финансового права.

Теоретическую основу для  исследования составили, прежде всего, работы общетеоретического и отраслевого характера. Важное значение для конституционно-правового анализа правового регулирования отношений в сфере экономики, налоговых отношений  и проблем налогового права имеют работы С.А.Авакяна, К.С.Бельского, В.А.Васильева, В.Г.Вишнякова, И.Н.Барцица, Н.А.Богдановой, Н.С.Бондаря, А.В.Брызгалина, Д.В.Винницкого, Л.К.Вороновой, Г.А.Гаджиева, О.Н.Горбуновой, Е.Ю.Грачевой, В.И.Гуреева, Р.Ф.Захаровой, М.Ф.Ивлиевой, М.В.Карасевой, Е.И.Козловой, Т.В.Конюховой, Ю.А.Крохиной, А.Н.Козырина, О.Е.Кутафина, И.И.Кучерова, Н.П.Кучерявенко, Н.А.Куфаковой, А.Ф.Ноздрачева, И.И.Овчиннакова, М.Ю.Орловой, С.Г.Пепеляева, Г.В.Петровой, В.А.Прокошина, А.Д.Селюкова, Э.Д.Соколовой, Ю.Л.Смирниковой, Г.П.Толстопятенко, Г.А.Тосуняна, Н.И.,Химичевой, Э.М.Цыганкова, Н.М.Чепурновой, Б.С.Эбзеева и др.

Цели и задачи исследования.

Исходя из актуальности обозначенных вопросов целью работы является комплексный анализ темы и  государственного регулирования налоговых отношений в Российской Федерации, выявление конституционно-правовой природы налоговых правоотношений и их публично-правового характера, выработка принципов налогообложения и сборов в контексте основ конституционного строя и федеративного устройства России, поиск и выработка рекомендаций наиболее приемлемых моделей правового регулирования взаимоотношений Российской Федерации и входящих в ее состав субъектов в налоговой сфере.

В соответствии с данной целью определены задачи исследования:

  • раскрыть сущность и публично-правовую природу налоговых правоотношений, основания их возникновения;
  • проанализировать основы регулирования налоговых отношений;
  • проанализировать правовое регулирование взаимоотношений Российской Федерации и входящих в ее состав субъектов в сфере налогов;
  • раскрыть основы регулирования налоговых отношений в местном самоуправлении;

Объектом является совокупность общественных отношений в сфере установления, сбора и распределения налогов и сборов.

Предметом являются вопросы конституционно-правового регулирования налоговых отношений в Российской Федерации, правовое регулирование полномочий органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Федерации в сфере налогов и сборов, Методологические основы исследования. В работе использовались как общенаучные методы познания (диалектический, логический, исторический, формально-юридический), так и специальные (сравнительно-правовой, нормативно-логический, системно-структурный, историко-юридический, метод перехода от общего к частному, от абстрактного к конкретному). В процессе разработки разных аспектов темы автором учитывались выводы, содержащиеся в специальной литературе – в трудах по общей теории государства и права, государственному и налоговому праву,

Практическое значение исследования заключается в том, что его теоретические исследования позволяют уточнить и скорректировать имеющиеся подходы к правовому регулированию налоговых отношений с точки государственного регулирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие налогов

1.1Понятие налога и история развития

 

Понятие налога и налоговой  системы. Налоговое законодательство. Структура закона о налоге

 Основные положения  о налогах закреплены в Конституции  РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции  РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие' новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не имеют». В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не проводится четкой грани между налогом и другими платежами (сборами, госпошлиной и др.) взимаемых в обязательном порядке в бюджет или во внебюджетный фонд на условиях, определяемых законодательными актами1.

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами. Налоги делятся на прямые, которыми облагаются доходы и имущество (подоходный налог, налог на добавленную стоимость и т. д.), и косвенные налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу (акциз). [БЭС]

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги  - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

 Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

 В развитии форм  и методов взимания налогов  можно выделить три крупных  этапа. На начальном этапе развития  от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности2.

Понятие «налог» уходит своими корнями в глубь веков. В нем заключен не только экономический, но и философский смысл.

Налог - элемент общественного  бытия. Первые упоминания о налоге можно найти в философских трактатах античных мыслителей. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию. Неизменным оставался глубинный смысл понятия «налог» - опосредовать процесс обобществления необходимой для общества части индивидуальных доходов (богатств) (в современном понимании это процесс перераспределения доходов в государственную казну). Налоговые формы взаимоотношений общества с государством носили самые разные названия. Немецкие ученые рассматривали налоги как поддержку, оказываемую государству её гражданами (staure - поддержка). В Англии налог до сих пор носит название duty - долг (обязательство). Законодательство США определяет налог как "tax" (такса). Закон о налогообложении во Франции налоговые отношения определяет как import (обязательный платёж). Принудительный характер налоговой формы в российской практике подчеркивал термин "подати" (принудительный платеж).

Не углубляясь в генезис  налогообложения выделим главные  рубежи перехода налоговых отношений из одного качественного состояния в другое.

Вплоть до раскола  мирового сообщества на две противоборствующие налоговые системы воззрения  ученых на налоги выстраивались в  логическую систему, отражая прогресс экономики и политики.

Труды Ф. Кенэ, А. Смита, Д. Рикардо положили начало классической теории налогообложения, реализуя которые  национальные налоговые системы  способны двигаться к оптимальному варианту. Это был невероятный  прогресс научной мысли, намного  опередивший практику не только тех лет, но и современное её состояние. Этот период принято считать началом развития подлинной науки о налогообложении как об экономической и правовой категории, воплощающей своё объективное содержание на практике в конкретных формах.

Обоснование налога как одного из воспроизводственных факторов содержаться в работах зарубежных и русских экономистов начала XVIII в. Э. Сакса, Ж.Б. Сэя, В.Т. Посошкова и др. Позже эту идею в России развили Н.И. Тургенев, В.Н. Твердохлебов, И.Х. Озеров и др. Несмотря на то, что их налоговые теории носили сугубо прикладной характер, то есть они ограничивались изучением способов мобилизации финансовых ресурсов для содержания государства, в них были учтены закономерности развития товарно - денежных отношений и международные тенденции формирования основ денежного хозяйствования. Вплоть до налоговой реформы 1930 года рекомендации этих русских ученых использовались по выработке мер по укреплению финансового хозяйства страны.

В истории развития налоговой  науки определяющую роль сыграли два научных течения: марксизм и неоклассицизм, вобравший идеи А. Смита и Д. Рикардо о налогах. Классовый характер марксистского учения о государстве, природе стоимости, смысле и целях распределения и был положен в основу реформирования производственных отношений в СССР. Советский Союз, приступив к построению социализма, отошел от магистрального пути налоговых преобразований, по которому пошли США, Великобритания, Франция, Япония. Их налоговые системы строились согласно идеям А. Маршалла, Д.С. Милля, Э. Селегмана и др. Советские ученые М.М. Агарков, А.В. Бачурин, Г.Л. Рабинович и другие старались доказать преимущества происходящих идеологических преобразований в системе производственных отношений, трансформируя их экономическое содержание в неприсущие им административные, идеологические формы.

Сущность и роль налогов  проявляются в их функциях: фискальной (обеспечение государства финансовыми  ресурсами) и регулирующей (воздействие  на общественные отношения в обществе, в первую очередь на производственные процессы). Соотношение этих функций при взимании налогов различается в зависимости от вида налога3.

Информация о работе Государство и налоговая система