Государство — главный субъект социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:57, лекция

Краткое описание

По вопросу о сущности государства до сих пор идут споры, не утихают дискуссии, но ясно одно, что, во-первых, государство — многомерное образование, во-вторых, оно выступает как форма общества, которому делегировано главное право — правораспоряжения общественными делами. Следовательно, главное отношение, которое сегодня должно быть исследовано, — это отношение между обществом и властью, потому что само государство, как справедливо считает проф. Г.В. Атаманчук, есть «публичная и легитимная (нормативно выраженная) властная сила общества».

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 19.docx

— 28.62 Кб (Скачать файл)

 

Отметим, что в становлении  и укреплении государственности  России всегда решающую роль играла духовно-идеологическая компонента, которая была объединяющим стержнем огромных территорий, различных  наций и народностей, проживающих  на территории России. Всегда утрата или  ослабление духовного стержня вели к ослаблению или распаду российского  государства. Поэтому ему, особенно в период кризисных ситуаций, необходимо укрепление духовно-идеологических основ  власти. В этой связи российскому  государству предстоит возрождение  своей политико-идеологической функции, которая укрепляет духовный объединяющий стержень российского общества, способствует выработке выверенного политического  курса, соответствующих стратегий  развития, реализуемых в скоординированных  политиках государства.

 

В свою очередь, не может быть выверенной государственной политики без современной доктрины общественного  развития, из которой следует тот  или иной курс. Это прерогатива  государства, его главная обязанность  перед обществом, без чего невозможно выполнение всех остальных.

 

Выработка доктрины общественного  развития и механизма ее реализации требует усиления внимания государства  к научным исследованиям, прежде всего в области теории и практики управления, активного включения  данных науки в практическую работу органов государственного управления. Сегодня следует признать как  неоспоримый факт, что управленческая наука выключена из механизма  нормального функционирования общества.

 

Изменить такое положение  дел можно только тогда, когда  политической деятельностью займутся в массе своей исключительно  профессиональные и нравственные люди, способные действовать в интересах  своих граждан на основе законов  и принципов, лежащих в основе научного государственного управления.

 

Российская государственность  завершает XX век с большим грузом тяжелых проблем, серьезных ошибок, которые для своего преодоления  требуют длительного времени  и серьезных усилий всего общества. Последнему еще предстоит сформировать новую генерацию политиков-управленцев. В обществе разрабатываются проекты  и программы подготовки политической элиты, но они пока не услышаны и  не поддержаны властью.

 

Еще одна принципиальная проблема для российской государственности  — гласность и публичность  государственного управления. Ее решение  начинается с выработки и предъявления обществу  общественной доктрины и  политического курса. Только в этом случае государство сможет опираться  на большинство, рассчитывать на его  активность и поддержку. В противном  случае — пассивность людей, сопротивление  осуществляемой политике и проводимому  курсу реформ обеспечены, а кризис государственной власти неизбежен, какие бы усилия она ни предпринимала  на уровне словесных деклараций, внешней  риторики нормативно-творческой суеты  и манипулирования общественным мнением.

 

Для российской государственности  имеет принципиальное значение определенность и четкость ее позиций в геополитическом  пространстве, в решении глобальных проблем, которые сегодня размыты  или выражены нечетко. Для решения  этих вопросов государственного строительства, следовательно, обеспечения национальной безопасности своих граждан в  России всегда имели большое значение исторические идеи.

 

Российскому государству  еще предстоит провести трезвый  и беспристрастный анализ своего исторического прошлого, правильно  оценить настоящее и сделать  обоснованные прогнозы на буду­щее. Это  имеет принципиальное значение для  налаживания нормального диалога  между государством и обществом  вместо усиления конфронтации. Направления  такого диалога, необходи­мые меры достижения согласия известны — принятие выверенной социальной доктрины и современной  социальной политики. Необходимость  этих мер давно назрела, требование это записано в Конституции, где  российское государство определяется как социальное. Нарушение данной конституционной нормы — главная  причина углубляющегося политического  кризиса и нарастающей конфронтации между обществом и властью.

 

Выводы

 

1. Чтобы решать новые  задачи российской государственности,  необходимо:

 

а) наполнить политические властные отношения властью духовной, нравственной, идеологической, информационно-аналитической, правовой, без которых невозможно сегодня собрать общество, обеспечить его целостность на основе системного управления;

 

б) в приоритетном порядке  российскому государству, в первую очередь, предстоит сформулировать социальную доктрину развития общества, как составную часть общественной доктрины развития общества в целом: экономической, социальной, политической (политический курс), духовно-культурной, национальной, муниципальной.

 

Без этого российскому  государству трудно ориентироваться  в геополитическом и глобальном мировом пространстве, которое, являясь  внешним фактором по отношению к  российскому обществу, во многом определяет качество государственного управления, его уровень и эффективность. Все это диктует в приоритетном порядке включение в политическую сферу интеллектуального и информационного  ресурса, научных методов управления, прежде всего социального программирования и прогнозирования. Только на прочных  началах научного социального управления и духовности, нравственности российская государственность может рассчитывать на «прорыв» как во внешней, так и  во внутренней политике.

 

2. Сама власть должна  быть поставлена под социальный  контроль со стороны общества, ограничена правом, и только тогда  она будет восприимчива к тем  требованиям жизни, которые выдвигаются  перед главным субъектом управления. В частности, общество, его живое  знание, наука предлагают власти  современный путь развития, инновационные  технологии решения назревших  проблем. Однако они пока не  принимаются властными структурами,  которые не несут ответственности  перед обществом. Российское общество  вправе потребовать от властных  структур, правительства, депутат­ского  корпуса, лидеров политических  партий и движений перевести,  наконец, свои усилия с устаревших  оборотов политических баталий  в плоскость решения острейших  социально-экономических проблем  россиян. Если таких решений  нет на «политическом Олимпе»,  то они присутствуют в обществе, его коллективном разуме, который  пока не может проникнуть в  «коридоры власти».

 

3. В общественном мнении  давно произошло осознание того, что в основе исповедуемого  ныне властью политического курса  лежит устаревшая монетаристская  идея накопления свободного капитала  в его торговой форме через  получение прибыли от разницы  между куплей и продажей товаров.  При таком курсе никогда не  будет денег ни у большинства  граждан, ни у государства,  как бы оно ни ужесточало  свою фискальную политику.

 

4. Настало время, когда  власти необходимо прислушаться  к голосу здоровых общественных  сил, отечественной науки, которые  давно предлагают внести существенные  коррективы в осуществля­емый  политический курс. Если такого  интеллектуального и нравственного  диалога между властью и обществом  не произойдет, не будет достигнуто  согласие, то назревающий социальный  взрыв трудно будет остановить. Его последствия известны и  для общества, и для власти, но  решительных действий по его  предотвращению пока нет ни  с одной стороны.

 

Вопросы   для   повторения   и   обсуждения

 

1. В чем сущность государства,  каковы особенности государственного  управления общественными делами?

 

2. Каковы главные функции  государственного управления, в  чем необходима их реорганизация? 

 

3. Каковы на ваш взгляд, первоочередные задачи, которые  стоят перед госуправлением, где  приоритетные направления их  решения?

 

Литература

 

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: Курс лекций. М, 1997.

 

Государственное и муниципальное  управление: Справочник /Отв. ред. Глазунова  Н.И. М., 1998.

 

Иванов В.Н., Мальцев В.А., Чартаев М.А. Россия: к концепции  развития общества и политической власти. М.— Н. Новгород, 1996.

 

Казанцев Н.М. Публично-правовое регулирование государственной  службы. М., 1999.

 

Радченко А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный  подход. Ростов-на-Дону, 1997.


Информация о работе Государство — главный субъект социального управления