Государство Платон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 20:29, доклад

Краткое описание

Государство Платона состоит из трёх сословий:
Высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (сословие воспитателей).
Сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов).
Сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев).

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 26.36 Кб (Скачать файл)

«Госуда́рство» (греч. Πολιτεία) — диалог Платона, посвящённый проблеме идеального государства. Написан в 360 г. до н. э. С точки зрения Платона, государство является выражением идеи справедливости. В диалоге впервые отчётливо определяются философы как люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе (идея).

Устройство  по Платону

Государство Платона состоит из трёх сословий:

  • Высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (сословие воспитателей).
  • Сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов).
  • Сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев).

Правители-философы в ходе 50-летнего образования, совершенствуют свою особую одарённость. В их лице мудрость должна объединиться с властью.

В государстве Платона введена  общность имущества, частная собственность  запрещена. Даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших.

— Пусть  так. Мы с тобой уже согласились, Главкон, что в образцово устроенном государстве жёны должны быть общими, дети — тоже, да и всё их воспитание будет общим; точно так же общими будут военные и мирные занятия, а царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и в военном деле.

— Да, мы в  этом согласились.

— И договорились насчёт того, что как только будут  назначены правители, они возьмут  своих воинов и расселят их по тем  жилищам, о которых мы упоминали  ранее; ни у кого не будет ничего собственного, но всё у всех общее. Кроме жилищ мы уже говорили, если ты помнишь, какое у них там  будет имущество.

— Помню, мы держались взгляда, что никто  не должен ничего приобретать, как это  все делают теперь. За охрану наши стражи, подвизающиеся в военном деле, будут получать от остальных граждан  вознаграждение в виде запаса продовольствия на год, а обязанностью их будет заботиться обо всём государстве.

— Глава 8.

Также в этом диалоге содержится систематика  и краткий критический анализ видов государственного устройства (идеальное «государство будущего», которое пока не существует в него не входит), размещённых Платоном на шкале постепенной деградации, которая  выглядит как эволюция во времени, но необратимость такой эволюции прямо  не утверждается, и сам вопрос неизбежности деградации не поставлен явно, так  что при желании эту деградацию можно считать лишь описанием  некоторой тенденции. Вот эта  шкала типов государства (от наилучшего к худшему):

  • Аристократия — справедливая власть меньшинства, лучших граждан;
  • Тимократия — несправедливая власть меньшинства, военных вождей, уважаемых граждан;
  • Олигархия — несправедливая власть меньшинства, богатых людей;
  • Демократия — справедливая и, одновременно, несправедливая власть большинства;
  • Тирания — несправедливая власть одного человека.
  • Структура диалога

 

Диалог  выстроен так, что кажется разбором идей справедливости и блага —  как основополагающих для автора идей — на примере государства  как пригодном для анализа  и в то же время достаточно высоком  и общем. Это заставило некоторых  исследователей толковать диалог исключительно  метафорически — без какой-либо связи с настоящим государством, что, скорее всего, является преувеличением, хотя в диалоге и отрицается близость современных автору государств к  идеальному и даже высказывается  сомнение в возможности идеального государства на земле.

Также в диалоге заметная часть посвящена  некоторым другим философским темам, связанным с описанной выше. Например, обсуждению общего понятия идеи, в  связи с чем излагается знаменитый миф о пещере.

 

 

 

Политическая  мысль в Древней  Греции и Древнем Риме развивалась как форма теоретического общения в ходе интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности и сегодня.

Великий  греческий  философ   Платон  (427-347 гг. до  н.э.)

в  своих произведениях ("Государство", "Политика", "Законы") создал интересную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый отдельный человек не в силах удовлетворить свои потребности и нуждаться в помощи.

Он  сформулировал представление об идеальном государстве, т.е. реально  не существующем идейном образе и  его особенностях: власть здесь принадлежит  людям способным, присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве  властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; политические отношения в таком государстве  подчиняются принципу справедливости, смысл которого Платон видит в  том, что каждый гражданин выполняет  определенные обязанности и получает за них вознаграждение; "коммунизм" как принцип равенства потребления  осуществляется в высших классах  и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших.

Платон  дал характеристики реальных типов  государственного устройства, бытовавших в его время и служивших  искажением задаваемого идеальным  типом образца: тимократия - власть  честолюбцев; олигархия - господство немногих над большинством; демократия - власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания - власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).

Для Платона демократия - это власть масс, посредственности, которая неминуемо  приведет к тирании большинства. При демократии, по его мнению, происходит общая порча нравов, изгоняется всякое благополучие, водворяется наглость и своеволие. Кроме того, он предупреждает, что демократия обычно кратковременна, толпа очень скоро (в силу усталости  от хаоса и беспорядков)  уступает власть единоличному тирану.

Несовершенным формам государства Платон противопоставляет  идеальное государство - справедливое правление избранных философов-мудрецов. Их власть должна быть абсолютной и  безусловной. Личность в таком государстве  полностью подчинена государству. Он вводит строгую иерархию сословий - философы-правители (высший класс), стражи и воины и, наконец, ремесленники и крестьяне, занимающиеся физическим трудом. У подданных нет ничего своего: ни семьи, ни собственности - все  общее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сердцевину платоновской философии составляет теория идей. Миру чувственных предметов и  явлений Платон противопоставил  особый мир идей, или общих понятий, которые якобы существуют где-то за пределами неба. Бестелесные идеи вечны и неизменны, им присуще  истинное бытие. Наш мир, пояснял  Платон, занимает как бы среднее  положение между "подлинным бытием" и миром небытия. Точно так  же и человек: до того как вселиться  в телесную оболочку, его душа пребывала  в царстве идей. Знания человека об окружающей природе, согласно Платону, не могут быть истинными. Достоверное  знание дают только воспоминания души о том, что она созерцала, находясь в мире истинно сущего. Объективный  идеализм Платона смыкался с религией и мистикой. Философия в его  трудах, особенно поздних, приобретала  черты теологии. Возражая софистам как представителям наивного материализма, Платон без обиняков писал: "Пусть  у нас мерой всех вещей будет  главным образом бог, гораздо  более, чем какой-либо человек, вопреки  утверждению некоторых".

Политико-правовым вопросам посвящены самые крупные диалоги  Платона — "Государство" и "Законы".

В диалоге "Государство" идеальный государственный строй  Платон рассматривал по аналогии с  космосом и человеческой душой. Подобно  тому как в душе человека есть три  начала, так и в государстве  должны быть три сословия. Разумному  началу души в идеальном государстве  соответствуют правители-философы, яростному началу — воины, вожделеющему — земледельцы и ремесленники (низшее сословие). Сословное деление  общества Платон объявил условием прочности  государства как совместного  поселения граждан. Самовольный  переход из низшего сословия в  сословие стражей или философов  недопустим и является величайшим преступлением, ибо каждый человек должен заниматься тем делом, к которому он предназначен от природы. "Заниматься своим делом  и не вмешиваться в чужие —  это и есть справедливость".

Платоновское определение  справедливости было призвано оправдать  общественное неравенство, деление  людей на высших и низших от рождения. В подкрепление своего аристократического идеала Платон предлагал внушать  гражданам мифы о том, как бог  примешал в души людей частицы  металлов: в души тех из них, что  способны править и потому наиболее ценны, он примешал золота, в души их помощников — серебра, а в души земледельцев и ремесленников —  железа и меди. Если же у последних  родится ребенок с примесью благородных  металлов, то его перевод в высшие разряды возможен только по инициативе правителей.

Во главе государства, утверждал Платон, необходимо поставить  философов, причастных к вечному  благу и способных воплотить  небесный мир идей в земной жизни. "Пока в государствах не будут  царствовать философы либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать.., до тех пор государствам не избавиться от зол". В проекте идеальной организации власти Платон отходит от принципов "аристократии крови" и заменяет ее "аристократией духа". Обосновывая эту идею, он наделил философов-правителей качествами духовной элиты — интеллектуальной исключительностью, нравственным совершенством и т.п.

Механизму осуществления  власти (ее устройству, роли закона) Платон не придавал в диалоге "Государство" особого значения. В частности, по поводу формы правления в образцовом государстве сказано лишь то, что  оно может быть либо монархией, если править будет один философ, либо аристократией, если правителей будет  несколько. Основное внимание здесь  уделяется проблемам воспитания и образа жизни граждан.

Чтобы достигнуть единомыслия  и сплоченности двух высших сословий, образующих вместе класс стражей  государства, Платон устанавливает  для них общность имущества и  быта. "Прежде всего никто не должен обладать никакой частной собственностью, если в том нет крайней необходимости. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий". Продовольственные  запасы стражи получают от третьего сословия в виде натуральных поставок. Денег  у стражей нет. Жить и питаться они должны сообща, как во время  военных походов. Стражам запрещается  иметь семью, для них вводится общность жен и детей.

Образ жизни низшего сословия Платон освещал под углом зрения многообразия общественных потребностей и разделения труда. Крестьянам и  ремесленникам разрешалось иметь  частную собственность, деньги, торговать  на рынках и т.п. Отметив значение разделения труда в экономической  жизни общества, Платон тем не менее  выступал за ограничение хозяйственной  активности и сохранение аграрно замкнутого, самодостаточного государства. Производственную деятельность земледельцев и ремесленников предполагалось поддерживать на уровне, который позволил бы обеспечить средний достаток для всех членов общества и в то же время исключить возможность возвышения богатых над стражами. Преодоление в обществе имущественного расслоения — важнейшая социально-экономическая особенность идеального строя, отличающая его от всех остальных, порочных, государств. В последних "заключены два враждующих между собой государства: одно — бедняков, другое — богачей".

Прообразом идеального государственного строя для Платона послужила  аристократическая Спарта, точнее, сохранявшиеся там патриархальные отношения — организация жизни  господствующего класса по образцу  военного лагеря, пережитки общинной собственности, группового брака и  др.

Характеризуя извращенные  формы государства, Платон располагал их в порядке возрастающей деградации по сравнению с идеалом.

Вырождение аристократии мудрых, по его словам, влечет за собой  утверждение частной собственности  и обращение в рабов свободных  земледельцев из третьего сословия. Так  возникает критско-спартанский тип государства, или тимократия (от "тиме" — честь), господство сильнейших воинов. Государство с тимократическим правлением будет вечно воевать.

Следующий вид государственного устройства — олигархия — появляется в результате скопления богатства  у частных лиц. Этот строй основан  на имущественном цензе. Власть захватывают  немногие богатые, тогда как бедняки  не участвуют в управлении. Олигархическое государство, раздираемое враждой  богачей и бедняков, будет постоянно  воевать само с собой.

Победа бедняков приводит к установлению демократии — власти народа. Общественные должности при  демократии замещаются по жребию, вследствие чего государство опьяняется свободой в неразбавленном виде, сверх всякой меры. В демократии царят своеволие  и безначалие.

Наконец, чрезмерная свобода  обращается в свою противоположность  — чрезмерное рабство. Устанавливается  тирания, наихудший вид государства. Власть тиранов держится на вероломстве  и насилии. Тиранический строй —  это самое тяжелое заболевание  государства, полное отсутствие в нем  каких бы то ни было добродетелей.

Информация о работе Государство Платон