Государство Платона – основные аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

История политических учений одна из ключевых тем не только во всемирной политологии, но и в системе общественных наук в целом, это огромнейший опыт, который имеет свои отклики и в наше, современное время. Этот удивительный опыт заключает в себе решения, которые протягивают руку ученным нашего времени, позволяя сравнить изыскания и суждения современности с практикой прошлого, с прошлыми идеями и убеждениями.
Наряду с божественной идеологией происхождения власти и государства, сложившейся на древнем Востоке, постепенно начинаются зарождаться и основы политической философии в Древней Греции и Риме.

Содержание

Введение
Глава 1. Государство Платона – основные аспекты
Глава 2. Значение труда философа для развития знаний в области государства и права
Заключение
Список литературы и источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая платон.docx

— 42.24 Кб (Скачать файл)

Показательной в этой связи является оценка результатов платоновского подхода к эмпирической реальности крупнейшим физиком современности В. Гейзенбергом. Сравнивая понимание природы вещества, оснований материального мира, развиваемое Платоном, с тем, которое отстаивал Демокрит, он писал: «Мне думается, современная физика со всей определенностью решает вопрос в пользу Платона. Мельчайшие единицы материи в самом деле не физические объекты в обычном смысле слова, они суть формы, структуры или идеи в системе Платона» [5]. Кроме того, напомним, что утопизм как настроенность ума и души был чужд Платону как личности, как философу и как гражданину. Он, по справедливому замечанию Виндельбанда, «принадлежит к тем, которые желают знать истину, чтобы осуществить ее» [3]. Оценка истинности и познавательных возможностей платоновской теории государственного устройства может быть, конечно, различной, но для превращения ее в утопию нет убедительных оснований. Напротив, имеются весомые основания утверждать ее исключительное значение для возникновения и развития политической науки.

Действительно, Платон, по сути, разработал эталон государства как такового и дал на его основе идеально-типические характеристики различных политических режимов, создав тем самым для социально-политического познания объективный критерий изучения, классификации и совершенствования реально существующих политических форм. Именно на этом основано мощнейшее влияние теории Платона на весь ход развития политического познания вплоть до наших дней. Как отмечает современный немецкий исследователь К. Хюбнер: «Дефинитивное введение абстрактного мышления в политическую философию Платоном имело эпохальные последствия, с какими бы неправильно понятыми утопическими конструкциями оно ни связывалось» [14]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Взгляды Платона на происхождение общества и государства можно охарактеризовать как систему идеальных образований, а именно теорию идей и идеала. «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников, производящих все необходимое для жизни горожан, воинов и правителей, которые являются философами. Такое «идеальное государство» Платон противопоставил античной демократии, допускавшей народ к участию в политической жизни, к государственному управлению. По мнению Платона, государством признаны управлять только аристократы, ибо они являются мудрейшими и лучшими из всех сословий.

Что касается ремесленников и земледельцев, то эти граждане должны заниматься только своим профессиональным делом и не касаться государственных дел и вопросов. Воины в свою очередь – охранять государство и его территорию, не имея при этом частной собственности, и обязаны жить отдельно от других сословий.

«Идеальное государство», по Платону, должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели должна преследовать и вся система воспитания и образования [12].

Но в этой утопии есть и положительная черта. С редким реализмом Платон понял характерную для античного полиса связь единичного с целым, зависимость личности от более широкого целого, обусловленность индивида государством. Поняв эту связь, Платон превратил ее в норму задуманного им проекта идеального общественно-политического устройства. Более того, создавая диалог "Государство", Платон, в первую очередь, пытался понять, какова идея государства в нашем мире, с какого образца создавались существующие государства. Проблема познания идеи государства, безусловно, шире, чем проблема построения "лучшего" государства, поняв идею государства, мы одновременно поймем, к чему надо стремиться. Следовательно, вопрос о том, насколько хорошо государство Платона, вторичен, важнее то, что это не существующее государство, но его "идея".

 В заключении следует  отметить, что учение Платона  оказало громадное влияние на  последующее развитие политико-правовой  идеологии. Под его воздействием  складывались философские и социально-политические  взгляды Аристотеля, стоиков, Цицерона  и других представителей античной  политической мысли. Выдвинутые  Платоном идеи «правления философов»  и «мудрых законов» были восприняты  многими мыслителями эпохи Просвещения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

 

1. Асмус, В. Ф. Государство / Платон. Соч. Т. 3. Ч. 1. М., 1971. С. 594. 613

2. Богомолов, А. С. Античная  философия. М., 1985. С. 166.

3. Виндельбанд, В. Платон. СПб., 1909. С. 172.

4. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по  истории философии. Т. 2. СПб., 1994. С. 116.

5. Гейзенберг, В. Шаги за  горизонт. М., 1987. С. 118.

6. Кант, И. Соч. Т. 3. М., 1964. С. 352, 351.

7. Лосев, А. Ф. История античной  эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М., 1969. С. 153. 602

8 . Лосев, А. Ф. Очерки античного  символизма и мифологии. М., 1993. С. 690–703.

9. Платон. Сочинения в 4-х  томах. М.: Мысль, 1964

10. Сеземан, В. Е. Теоретическая философия марбургской школы // Новые идеи в философии. Cб. V. M., 1913. С. 16.

11. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека. ЖЗЛ. М., 1995.

12. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 736 с.

13. Тойнби, А. Постижение истории. М., 1991. С. 344.

14. Хюбнер, К. Нация. М., 2001. С. 24.

15. Чанышев, А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 269–

16 . Философский энциклопедический  словарь. М., 1983. С. 710.

17. Фролов, Э. Д. Факел Прометея. М., 1991. С. 413.

18. Журнал Философия и общество. Выпуск №1(38)/2005 Автор: Голубев С.В.

19. Материалы лекций и  семинаров.

20. Электронные версии  книг www.referat.ru

Размещено на Allbest.ru

 

 


Информация о работе Государство Платона – основные аспекты