Государственный орган: понятие, признаки, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах меняются многие принципы жизни общества, появляются новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Все прочнее в нашу жизнь входят такие понятия, как гуманизм, демократия, правовое государство, гражданское общество и многие другие. Для построения правового государства необходима хорошо организованная система органов государственной власти.

Содержание

Введение
§ 1. Понятие и признаки государственных органов
§ 2. Классификация государственных органов
Заключение
Список источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

госорг тгп инет.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

В унитарном государстве образуется одно правительство. В федеративном государстве существуют правительство общефедеральное и правительства членов федерации. По всем вопросам своей компетенции правительство издает правовые акты (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны к исполнению.

Свою многостороннюю деятельность правительство осуществляет через многочисленные органы государственной администрации – министерства, ведомства, комиссии и т.д. Министерства и другие ведомства обрастают сложным, громоздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим аппаратом, образующим основу механизма государства.

Органы правосудия образуют довольно сложную систему, состоящую из гражданских, уголовных, административных, военно-полевых, транспортных и иных судов. На верху этой системы находятся верховные и конституционные суды. Судебные органы реализуют правосудие посредством регулируемого процессуальным правом судопроизводства. В странах, где существует судебный прецедент, они участвуют в правотворчестве. Суды независимы. Законодательством закреплены такие демократические принципы, как равенство всех перед законом и судом, участие в рассмотрении дела присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту и т. д.

Конструирование правовых норм, определяющих организацию прокуратуры, в главе 7 Конституции РФ, озаглавленной «Судебная власть», не должно вводить в заблуждение и давать повод рассматривать прокуратуру как один из органов судебной системы. Единственный субъект этой системы – суд. Прокуратура Российской Федерации играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства. По своему назначению, принципам организации и деятельности, формам и методам работы прокуратура Российской Федерации занимает в системе государственной власти Российской Федерации самостоятельное место. Это специфический орган государственной власти, что позволяет ей успешно осуществлять возложенные на нее задачи и функции по обеспечению законности и правопорядка в государстве8.

Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной: у нее единый властеобразующий источник – народ, она выражает единые коренные интересы населения страны. Поэтому самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Глава государства как раз и призван обеспечивать согласованное функционирование этих органов в интересах единой властной воли народа и достижения общегосударственных целей. В современных государствах глава государства, по общему правилу, является единоличным: в конституционных монархиях – монарх, в республиках – президент.

Вместе с тем, несмотря на относительное обособление в рамках государственного аппарата законодательной, исполнительной и судебной ветвей, ни одна из них в демократическом обществе не может обладать верховенством перед другими. Представляющие их органы наделены необходимыми властными полномочиями и образуют единую систему органов государственной власти. Последним термином мы и будем пользоваться в дальнейшем применительно ко всем структурным звеньям аппарата российского государства.

По территории действия выделяют федеральные органы власти и органы власти субъектов Федерации.

Первые реализуют свои полномочия на всей территории России, вторые – в границах соответствующего субъекта.

В зависимости от основной формы осуществления полномочий различают органы законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

Основной формой деятельности законодательных (представительных) органов является издание нормативно-правовых актов (законов), исполнительных – оперативная деятельность по социальному управлению, судебных – разрешение споров, возникающих между участниками общественных отношений, защита их прав.

Условность классификации заключается в том, что, во-первых, она не полностью охватывается принципом разделения властей, в рамках которого сложно определить точное место такого государственного органа власти, как прокуратура. Во-вторых, исполнительные и судебные органы в пределах их компетенции тоже могут издавать соответствующие юридические нормы, что сближает их деятельность с нормотворческой деятельностью органов законодательных.

На уровне Федерации законодательная власть представлена Федеральным Собранием; исполнительная – Правительством; судебная – Конституционным Судом, Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом.

В субъектах Федерации законодательные (представительные) и исполнительные органы называются по-разному (например, в Челябинской области – это Законодательное Собрание и администрация, в Московской – областная Дума и Правительство, и т. п.). Судебную власть в них осуществляют Конституционные суды. Верховные суды и Высшие Арбитражные суды республик, краевые, областные, городские суды, суды автономной области и автономных округов, а также краевые, областные, городские арбитражные суды и арбитражные суды автономной области и автономных округов.

По порядку принятия решений государственные органы делятся на единоначальные (например, Президент России, Глава областной администрации) и коллегиальные (Федеральное Собрание, Правительства (Советы Министров) и т. д.)9.

По способу формирования различают первичные органы, избираемые непосредственно населением (например, органы законодательной власти), и производные, в формировании которых население прямого участия не принимает (суды, прокуратура и др.).

На практике в некоторых регионах вопреки конституционному принципу всеобщего избирательного права отмечается неравный подход к вовлечению граждан в избирательный процесс. Например, в Республике Дагестан еще в марте 1999 г. всерьез рассматривалась возможность принятия закона, наделяющего региональную избирательную комиссию правом определять для обеспечения представительства женщин «специальные женские избирательные округа». В республике практика создания таких округов существовала и ранее. По сообщению Центризбиркома России, в период проведения выборов в органы государственной власти Республики Дагестан был зарегистрирован курьезный факт отказа Гильярской окружной избирательной комиссией № 47 гражданину Б. в регистрации кандидатом в депутаты Народного собрания по мотиву, что он не может баллотироваться по «женскому округу». Вынося решение в защиту прав Б., Магарамкенский районный суд сослался на принцип равенства всех перед законом независимо от пола, расы, национальности10.

Таким образом, механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема – это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры).

 

 Заключение

Итак, подводя некоторые итоги, можно сказать, что органы государственной власти в Российской Федерации построены в соответствии с конституцией на демократических основах. В нашем государстве осуществляется теория разделения властей, но пока прежде всего в плане общего начала, при создании структуры государственных органов и определении контуров их полномочий. Теория разделения властей – общедемократическая концепция, завоевание передовой общественной мысли, общечеловеческая ценность, которая может служить целям демократии в государственном управлении. Однако вряд ли стоит переоценивать (как и недооценивать) полезность теории, «разделение властей - отнюдь не панацея от всех бед. Необходимо общественное правосознание и многое другое»11.

Так, государственный орган следует создавать под ту или иную функцию, а не наоборот – создавать орган, а потом находить ему занятие, функцию. Впрочем, необязательно и создание отдельного государственного органа под каждую новую функцию государства. Уже имеющиеся в государственном аппарате органы могут взять на себя и новые функции, их компетенция может быть расширена.

Эти положения, когда они соблюдаются в государственной жизни, приобретают большое значение для практической организации наиболее эффективной деятельности государства, выполнения его социального назначения. Напротив, недопустимо дублирование одних и тех же функций разными органами.

В теоретическом плане очень важно отметить, что именно государственные органы как раз характеризуют формирование в государстве особого слоя людей, физически оторванного от материального производства, но выполняющего весьма важные управленческие функции. Этот слой известен под разными наименованиями: чиновники, бюрократы, управленцы, функционеры, номенклатура, менеджеры и т. д. Он представляет собой объединение профессионалов, занятых управленческим трудом – это особая и важная профессия.

Как правило, этот слой людей обеспечивает выполнение функций государства, государственной власти, государственных органов в интересах общества, народа. Но в определенной исторической обстановке функционеры могут стать на путь обеспечения собственных интересов. Тогда-то и возникают ситуации, когда для тех или иных лиц создают специальные органы или ищут этим органам новые функции и т. п.12.

Конечно, государственные органы не идеальны, их чиновники не являются воплощением честности и альтруизма, образцом служения долгу. Однако это не должно останавливать построение правового государства, которое в качестве одной из своих предпосылок предусматривает разумно работающий государственный аппарат, функционирующий на основе принципа разделения властей.

 

Список источников и литературы

  1. Конституция Российской Федерации. [электронный ресурс] Доступно из справочно-правовой системы «Гарант».
  2. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1994.
  3. Байтин М.И. Механизм  современного  Российского  государства. // Правоведение, 1996, № 3.
  4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998.
  5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1996.
  6. Пахоменко Т. Избирательное законодательство и соблюдение законности // Законность. 2000. № 7.
  7. Теория государства  и  права. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько.   М.: Юристъ, 2001.
  8. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 1997.
  9. Хасбулатов Р.И. Бюрократическое государство. М., 1991.
  10. Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Советское государство и право. 1990. № 8.

1 Венгеров А.Б. Теория государства и права.  М.: Юриспруденция, 2000. С.  165.

2 Байтин М.И. Механизм  современного  Российского  государства. // Правоведение, 1996, № 3. С. 5.

3 Теория государства  и  права. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько.   М.: Юристъ, 2001. С.97-98.

4 Там же.

5Теория государства  и  права. / Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько.   М.: Юристъ, 2001. С. 98.

6 Алексеев С. С. Государство и право. М., 1994. С. 189.

7 Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Советское государство и право. 1990. № 8. С. 28.

8 Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. Л.А. Окунькова. М., 1996. С. 352.

9 Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 1997. С. 97.

10 Пахоменко Т. Избирательное законодательство и соблюдение законности // Законность. 2000. № 7. С. 35.

11 Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты //Советское государство и право. 1990. № 8. С. 26.

12 Хасбулатов Р. И. Бюрократическое государство. М., 1991. С. 128.

 


 



Информация о работе Государственный орган: понятие, признаки, виды