Государственный аппарат (механизм государства) – понятие, структура, основные принципы, характеристика его основных элементов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 09:50, контрольная работа

Краткое описание

Характерные признаки механизма государства.
Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата.
Структурные элементы механизма государства.

Содержание

1. Понятие и структура государственного аппарата (механизма государства)...........................................................................................................3
2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата..............8
3. Характеристика основных элементов механизма государства.......................10
4. Список литературы..............................................................................................12

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП.docx

— 29.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

Теория государства  и права

 

Государственный аппарат (механизм государства) – понятие, структура, основные принципы, характеристика его  основных элементов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

  1. Понятие и структура государственного аппарата (механизма государства)...........................................................................................................3
  2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата..............8
  3. Характеристика основных элементов механизма государства.......................10
  4. Список литературы..............................................................................................12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и структура  государственного аппарата

(механизма государства)

 

Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Необходимо выделить следующие  характерные признаки механизма  государства.

Это целостная иерархическая  система государственных органов  и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации  и деятельности государственных  органов и учреждений, едиными  задачами и целями их деятельности.

Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные  служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные  органы  связаны  между  собой  началами субординации и координации.

Для обеспечения государственных  властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения,  соответствующие  техническому  уровню каждой эпохи,— вооруженные  отряды людей,  тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

При помощи механизма государства  практически осуществляется власть, и выполняются функции государства.

Между функциями государства  и его механизмом существует прямая связь. В силу того, что механизм как раз и создается для  выполнения функций государства, последним  в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в  обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

В целом понятия «механизм» и «аппарат» государства являются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность.

Таким образом, функции государственной  власти реализуются посредством  аппарата управления и принуждения, который называется государственным  аппаратом. Наличие разветвленной  системы государственных органов  и организаций, как уже упоминалось  выше, является основным  атрибутивным признаком государства.

Государственный аппарат - это  закрепленная законом система ведомств, государственных органов, структурных  подразделений, государственных служащих, непосредственно осуществляющих государственную  власть.

Государственный аппарат  имеет пятизвенную структуру: государственный  аппарат - ведомство - государственный  орган - структурное подразделение - государственный служащий.

Ведомство - это  совокупность государственных органов специальной компетенции и подведомственных им организаций, обслуживающих определенную отрасль государственного управления и линейно подчиненных единому центру - центральному органу (министерству, государственному комитету, департаменту и др.). Ведомство включает в себя определённое количество  государственных органов, объединенных отношениями ведомственного подчинения вертикального типа.

Государственный орган - это  некоммерческая организация, наделенная компетенцией для реализации публичных  задач и функций государства.

Структурное подразделение - это обособленная часть государственного органа - отдел, управление, служба, компетенция  и функции которого производны от компетенции и функций государственного органа в целом. Структурное подразделение не обладает внешней самостоятельностью, то есть оно не может вступать в правоотношения от своего имени с третьими лицами.

Государственный служащий - это гражданин, занимающий должность  в государственном органе и на профессиональной основе, то есть за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет бюджетных средств, реализующий  задачи и функции этого органа.

Государственная служба - это  профессиональная общественно полезная деятельность по реализации задач и  функций государства лицами, занимающими  должности в государственных  органах. На государственную службу принимаются, как правило, только граждане государства. Государственный служащий наделяется специальным правовым статусом, предполагающим, с одной стороны, повышенные требования - обязанности, ограничения, ответственность, а с  другой - дополнительные гарантии. Например, государственным служащим в Российской Федерации запрещено:

·работать по совместительству;

·быть депутатом или судьей;

·заниматься любой предпринимательской деятельностью;

·использовать в личных, неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию;

·получать от частных лиц вознаграждения - подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.п., связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;

·принимать участие в забастовках;

·использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных и иных организаций;

·совершать аморальные проступки, подрывающие авторитет государственной власти.

Подобные ограничения  существуют во всех современных государствах. Они компенсируются специальными гарантиями, к которым относятся:

·надлежащие условия работы, обеспечивающие исполнение служащим своих должностных обязанностей;

·достойное денежное содержание, надбавки, повышенное пенсионное обеспечение;

·льготное медицинское обслуживание служащего и членов его семьи;

·переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации за счет бюджетных средств;

·обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением служебных обязанностей;

·защита служащего и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий;

·иные льготы, преимущества и привилегии.

Для государственного аппарата требуются специально подготовленные кадры чиновников-управленцев, обладающих необходимой квалификацией и  профессионализмом. Слой людей, занятых  на работе в аппарате государства, определяют как бюрократию (бюрократ — греч. столоначальник). Данный термин используют и для отрицательной характеристики таких проявлений в деятельности государственного аппарата, как формализм, волокита, карьеризм, стремление к личной выгоде, коррумпированность, равнодушие к людям и их нуждам.

Чтобы преодолеть негативные явления, используются демократические методы и стиль работы, целая система специально разработанных, реально действующих мер и механизмов, призванных обуздать, сдержать бюрократизацию. Эффективны такие меры, как замещение должностных постов по конкурсу, перевод управленческого аппарата на работу по контракту, лишение государственных служащих права участвовать в коммерческой деятельности, но одновременно установление для них высокого уровня заработной платы (социально-правовая защищенность), обеспечивающего заинтересованность в честной службе. Управленческий аппарат должен быть инструментом органов власти, избранных и контролируемых народом.

Для повышения эффективности  и качества функционирования государственного аппарата необходимо, чтобы в основе его организации и деятельности находилась система принципов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы организации  и деятельности государственного аппарата

 

Принципы организации  и деятельности государственного аппарата — отправные начала, непререкаемые  требования, предъявляемые к формированию и функционированию государственных  органов.

Основные принципы организации  и деятельности государственного аппарата:

1) Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации – многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть по разным каналам, в том числе и непосредственно(например, выборы президента и представительных органов государственной власти) или через органы местного самоуправления. Однако главное место в ряду средств осуществления власти народа Российской Федерации занимает механизм государства в лице объединяемых им органов;

2) Принцип гуманизма в формировании и деятельности механизма Российского государства зиждется на том понимании, что оно – социальное государство, политика которого направлена на удовлетворение духовных и материальных потребностей личности, обеспечение благосостояния человека и общества;

3) Принцип разделения властей, согласно которому государственная

власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ), их способность обеспечить механизм сдержек и противовесов в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти; не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий; установления диктатуры. Данный принцип представляет собой, как отмечалось, системообразующий фактор механизма современного Российского государства;

4) Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами власти субъекты Российской Федерации равноправны между собой;

5) Принцип законности заключается во всеобщности требования соблюдать и исполнять законы. Согласно статье 15 (п. 2) Конституции РФ, органы государственной власти и должностные лица, равно как и органы местного самоуправления, граждане и их объединения, обязаны соблюдать Конституцию и законы России.

Применительно к организации и  деятельности механизма Российского  государства данный принцип содержит такие требования, как:

- верховенство закона и непосредственное действие конституционно закреплённых прав и свобод человека и гражданина;

- осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов и соответствующих им подзаконных нормативных актов;

- особая ответственность органов государства и государственных служащих за обеспечение законности, прав и свобод граждан, гарантий от необоснованного привлечения их к ответственности или незаконного лишения тех или иных благ;

- решительное пресечение любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили, неотвратимость ответственности за совершенные преступления и иные правонарушения.

 

 

 

 

Характеристика  основных элементов механизма государства

Структурными элементами механизма государства являются:

- Орган государства,

- Государственное  учреждение,

- Материальные  средства.

Основным элементом  механизма государства является орган государства.

Орган государства - первичное звено организации государственной власти, обладающее властными полномочиями, компетенцией и структурой и в деятельности которого находят выражение задачи и функции государства. Главное отличие органов государства и государственных учреждений состоит в наличие властных полномочий. Властными полномочиями обладают только органы государства.

К органам государства  примыкают госучреждения. Госучреждения  не обладают властными полномочиями - это либо вспомогательный рабочий  аппарат какого-либо органа государства (канцелярия и т. д.), или учреждение, выполняющее социально-культурные функции - оно принадлежит государству.

Государственные учреждения - это часть механизма государства, представляющая собой организационно структурированные формирования, выполняющие задачи и функции государства на основе решений органов государства и находящиеся в подчинении у последних. Примерами учреждений являются поликлиники, больницы, детские сады, школы, государственные высшие учебные заведения, библиотеки и т. д. Все они финансируются из государственного бюджета, что показывает их государственный характер, существуют для выполнения задач и функций государства, но при этом не могут издавать общеобязательных властных велений. Учреждения занимаются каким-либо узким направлением деятельности (функцией государства) и находятся в подчинении государственных органов, распоряжения которых для них обязательны (например, подчиняются Министерству высшего и профессионального образования, Министерству культуры и т. д.). Значение учреждения может оказаться более существенным, чем его формальное положение в структуре (администрация Президента).

Информация о работе Государственный аппарат (механизм государства) – понятие, структура, основные принципы, характеристика его основных элементов