Государственное прогнозирование на долгосрочную и среднесрочную перспективу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 21:22, контрольная работа

Краткое описание

Перечень вопросов, охватываемых темой «Стратегическое планирование в Российской Федерации», – это и вопросы формирования бюджета, и реализация приоритетных национальных проектов. А значит, к основополагающим в планировании относятся такие документы программного характера и бюджетного планирования, как: Бюджетное послание Президента Российской Федерации; прогноз социально-экономического развития; основные направления бюджетной и налоговой политики; основные направления деятельности Правительства Российской Федерации; Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации; доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, др.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Нормативная база государственного прогнозирования в РФ….………....……4
Функции государственных органов управления по разработке прогнозов и планов…………......................................................................................................6
Государственное прогнозирование на долгосрочную и среднесрочную перспективу …………………………….………………………………………12
Задача…………………………………………………………………………...14
Тесты…………………………………………………………………………….15
Заключение………………………………………………………………….…....17
Список использованной литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Прогнозирование и планирование в условиях рынка.docx

— 28.15 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...……3

Нормативная база государственного прогнозирования в РФ….………....……4

Функции государственных  органов управления по разработке прогнозов  и планов…………......................................................................................................6

Государственное прогнозирование  на долгосрочную и среднесрочную  перспективу …………………………….………………………………………12

Задача…………………………………………………………………………...14

Тесты…………………………………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………….…....17

Список использованной литературы…………………………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Система стратегического  государственного планирования является важнейшим фактором обеспечения  конкурентоспособности экономики  и национальной безопасности страны. Стратегическое планирование обеспечивает формирование долгосрочных приоритетов  деятельности государства, прозрачность и согласованность планов федеральной  и региональной власти, реализацию крупномасштабных задач, увязку принимаемых  в процессе государственного стратегического  управления решений с бюджетными ограничениями, определяемыми как  на среднесрочную, так и долгосрочную перспективу.

Перечень вопросов, охватываемых темой «Стратегическое планирование в Российской Федерации», – это и вопросы формирования бюджета, и реализация приоритетных национальных проектов. А значит, к основополагающим в планировании относятся такие документы программного характера и бюджетного планирования, как: Бюджетное послание Президента Российской Федерации; прогноз социально-экономического развития; основные направления бюджетной и налоговой политики; основные направления деятельности Правительства Российской Федерации; Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации; доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, др.

 

 

 

 

 

1. Нормативная база государственного прогнозирования в РФ

 

 Рассмотрим вопрос  нормативной правовой базы стратегического  планирования в Российской Федерации  и практику разработки и согласования  стратегических документов.

Нормативно-правовая база по вопросу государственного планирования не обширна: Федеральный закон от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ "О государственном  прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №536 «Об Основах стратегического  планирования в Российской Федерации», другие нормативные правовые акты, большей частью касающиеся разработки планов и прогнозов на среднесрочную  перспективу или имеющие программный характер.

 Указ «Об Основах  стратегического планирования в  Российской Федерации» является  единственным, а поэтому основным  методологическим документом для  организации работы федеральных  органов исполнительной власти  и органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  по реализации стратегических  национальных приоритетов на  федеральном, региональном и отраслевом  уровнях. 

 Федеральный закон  от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ "О государственном  прогнозировании и программах  социально-экономического развития  Российской Федерации" определяет  следующий перечень и порядок  разработки документов:

 Прогноз социально-экономического  развития на долгосрочную перспективу  разрабатывается раз в пять  лет на десятилетний период.

 На основе прогноза  на долгосрочную перспективу  Правительство РФ организует  разработку концепции социально-экономического  развития страны на долгосрочную  перспективу. 

 В целях обеспечения  преемственности социально-экономической  политики государства данные  прогноза и концепции социально-экономического  развития на долгосрочную перспективу  используются при разработке  прогнозов и программ социально-экономического  развития России на среднесрочную  перспективу. 

 Прогноз социально-экономического  развития на среднесрочную перспективу  разрабатывается на период от  трех до пяти лет и ежегодно  корректируется.

 Первое после вступления  в должность Президента Российской  Федерации Послание Президента  РФ, с которым он обращается  к Федеральному собранию, содержит  специальный раздел, посвященный  концепции социально-экономического  развития Российской Федерации  на среднесрочную перспективу. 

 Правительство РФ разрабатывает  программу социально-экономического  развития Российской Федерации  на среднесрочную перспективу  исходя из положений, содержащихся  в Послании Президента РФ.

 Правительство РФ одновременно  с предоставлением проекта федерального  бюджета предоставляет Государственной  думе прогноз социально-экономического развития на предстоящий год.

 

 

 

2. Функции государственных органов управления по разработке прогнозов и планов

 

 

При определении состава  органов управления, прогнозирования  и планирования, их взаимодействия между собой соблюдаются принципы и подходы, которые приняты в  других государствах.

Национальное собрание обеспечивает нормативно-правовую базу, рассматривает  планы-прогнозы экономического и социального  развития, программы, утверждает бюджет государства.

Руководство по организации  разработки государственных планов-прогнозов  экономического и социального развития и контроль за их исполнением осуществляется Советом Министров.

Процесс непосредственного  прогнозирования и планирования на макроуровне, на уровне отраслей, регионов, предприятий и организаций осуществляется специализированными органами в  составе центральных органов  управления, аппарата соответствующих  министерств, ведомств, исполнительных комитетов, органов управления предприятий  и организаций.

К центральным экономическим  органам относятся:

1. Министерство экономики;

2. Министерство финансов;

3. Министерство труда;

4. Министерство статистики и анализа;

5. Министерство предпринимательства и инвестиций;

6. Министерство по управлению государственным имуществом и приватизации.

Планирующим и координирующим центром является Министерство экономики. Его роль в современных условиях возрастает в связи с повышением значимости прогнозов в системе  управления народным хозяйством.  Министерство экономики подчиняется Совету Министров и в своей деятельности руководствуется законодательством республики и положением, которым определены его задачи и функции.

Основными задачами Министерства экономики являются:

1. разработка государственной экономической политики;

2. координация деятельности в сферах бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной, инвестиционной, ценовой и социальной политики;

3. создание условий для формирования экономической среды, способствующей активизации инновационной и инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования, повышению конкурентоспособности продукции и услуг.

Важнейшие функции Министерства экономики:

1. анализ и оценка социально-экономического состояния страны;

2. разработка и реализация стратегии социально-экономического развития

методическое обеспечение  прогнозных расчетов;

3. разработка концепций, экономического и социального развития;

4. формирование механизма государственного регулирования экономики;

5. методическое и научное обеспечение проведения экономических реформ;

6. разработка принципов функционирования рыночной системы хозяйствования;

7. проведение экономических экспертиз проектов решений, соглашений, инвестиционных проектов, намечаемых иностранных кредитов;

8 разработка методологии формирования издержек производства и обращения, амортизационной и денежно-кредитной политики;

9. комплексный анализ и оценка социально-экономического состояния регионов с выделением ключевых проблем и выработкой путей их решения;

10. проработка и методическое обеспечение формирования заказа на поставку продукции и выполнение работ для государственных нужд;

11. разработка прогнозов и программ развития внешнеэкономической деятельности;

12. экономический анализ состояния отраслей, выработка направлений их структурных преобразований и развития;

13. разработка мер но обеспечению отраслей экономики стратегически важными энергетическими и материальными ресурсами;

14. формирование инвестиционной политики и др.

Важным центральным экономическим  органом является Министерство финансов. Его основная задача заключается  в мобилизации денежных средств  и планировании направлений их эффективного использования.

Министерство труда формирует  тарифную систему, разрабатывает и  утверждает минимальный потребительский  бюджет, решает проблемы обеспечения  эффективной занятости трудоспособного  населения.

Министерство статистики и анализа обеспечивает плановые и другие органы управления необходимой  статистической информацией, осуществляет анализ, дает оценку конъюнктуры рынка, уровня жизни народа и т.д. Главной  его задачей является повышение  степени достоверности информации, комплексности и оперативности  ее представления.

Важное место в системе  органов управления и планирования отводится Министерству иностранных  дел. Оно производит прогнозные расчеты  экспорта и импорта, разрабатывает  торговый баланс, совместно с Министерством  экономики осуществляет прогнозирование  платежного баланса, решает вопросы  квотирования, лицензирования и валютного  регулирования.

Отраслевое прогнозирование  и планирование обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами.

Региональные органы планирования и управления решают проблемы социально-экономического развития регионов.

Порядок и сроки разработки планов-прогнозов экономического и  социального развития определяются правительством.

Основой разработки годовых  планов-прогнозов являются: Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития; Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу; Программы и решения президента и правительства но важнейшим  направлениям экономического развития, межгосударственные соглашения.

В этих документах обосновываются главные цели, задачи преобразования экономики, сформирована ее перспективная  модель.

Всю работу по составлению  плана-прогноза можно подразделить на ряд этапов:

1. Аналитическая, научно-исследовательская и организационно-методическая работа;

2. Разработка Концепции прогноза социально-экономического развития;

3. Разработка проекта плана-прогноза;

4. Рассмотрение проекта плаца-прогноза в Совете Министров, на комиссиях Национального Собрания, его уточнение и утверждение важнейших параметров социально-экономического развития.

На первом этапе аналитическая  работа предполагает проведение комплексного анализа экономических и социальных процессов и явлений, оценку сложившейся  социально-экономической ситуации, определение уровня развития и результатов  реформирования экономики.

На втором этане Министерством  экономики при взаимодействии с  другими органами управления разрабатывается  Концепция прогноза социально-экономического развития. В ней дается оценка социально-экономической  ситуации, определение основных целей, представляются сценарии развития экономики  и предложения по корректировке  экономической политики и системы  государственных регуляторов.

Расчеты к Концепции прогноза носят ориентирующий характер и  осуществляются в нескольких вариантах  по узкому кругу важнейших макроэкономических показателей.

Основные положения Концепции  прогноза социально-экономического развития сообщаются Министерству финансов, Национальному  банку, Министерству труда, Министерству внешнеэкономических связей, Государственному таможенному комитету и другим республиканским  и территориальным органам управления.

Третий этап связан с разработкой  проекта плана-прогноза на соответствующий  год. План-прогноз разрабатывается  Министерством экономики исходя из основных положений Концепции  прогноза, нормативов, задающих и ориентирующих  показателей, а также предложений  министерств и региональных органов  управления.

В самом начале осуществляются расчеты прогнозных индексов цен, обменного  курса, макроэкономических показателей  и важнейших пропорций, уточняются социальные и экологические нормативы.

Возможны два подхода  к оценке и обоснованию экономических  показателей. При первом используются прогнозно-аналитические расчеты, и  только корректировка показателей  осуществляется с учетом намерений  субъектов хозяйствования. Такой  подход обеспечивает для производителей возможность определения своего социально-экономического развития с  учетом заранее заданных экономических  условий. Второй подход базируется на показателях намерений субъектов  хозяйствования. Первый подход используется преимущественно на этапе подготовки Концепции годового прогноза, а второй — при формировании развернутого варианта плана-прогноза.

Информация о работе Государственное прогнозирование на долгосрочную и среднесрочную перспективу