Государственная корпорация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 16:25, доклад

Краткое описание

Создание государственных корпораций помимо новых возможностей несет и определенные риски: злоупотребления руководства корпораций своим положением в рамках взаимоотношений с частными компаниями, получения дополнительных функций, полномочий, ресурсов и в связи с этим снижение качества управления ресурсами при ненадлежащем уровне контроля со стороны государства. Снижение этих рисков и устранении недостатков сделает государственные корпорации действенным инструментом модернизации, восстановления отраслевой системы экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (4).docx

— 27.32 Кб (Скачать файл)

Государственная корпорация  

 

(введена Федеральным законом от 08.07.1999 N 140-ФЗ) 

 

1. Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация  не отвечает по обязательствам государственной  корпорации, если законом, предусматривающим  создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

В случаях и порядке, которые  установлены федеральным законом, предусматривающим создание государственной корпорации, за счет части ее имущества может быть сформирован уставный капитал. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов.

(абзац введен Федеральным законом от 17.05.2007 N 83-ФЗ)

2. Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества  в соответствии с законом, предусматривающим  создание государственной корпорации, если иное не предусмотрено указанным  Законом.

Годовая бухгалтерская отчетность государственной корпорации подлежит обязательному аудиту, проводимому  аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса и утвержденной высшим органом управления государственной корпорации.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)

Годовой отчет государственной  корпорации, публикуемый с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, должен содержать информацию о выполнении стратегии деятельности государственной корпорации, иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию и быть утвержден не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к содержанию годового отчета государственной корпорации, в том числе в части инвестиционной деятельности.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)

Годовой отчет государственной  корпорации размещается на официальном  сайте государственной корпорации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" с учетом требований законодательства Российской Федерации  о государственной тайне, коммерческой тайне в срок не позднее двух недель с даты принятия высшим органом управления государственной корпорации решения  об утверждении этого отчета, если федеральным законом, предусматривающим  создание государственной корпорации, не установлен иной срок.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ, в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

На официальном сайте  государственной корпорации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" должны быть размещены  стратегия деятельности государственной  корпорации, порядок закупки товаров, выполнения работ, оказания услуг для  нужд государственной корпорации.

(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ, в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Особенности правового  положения государственной корпорации  устанавливаются законом, предусматривающим  создание государственной корпорации. Для создания государственной  корпорации не требуется учредительных  документов, предусмотренных статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В законе, предусматривающем  создание государственной корпорации, должны определяться наименование государственной  корпорации, цели ее деятельности, место  ее нахождения, порядок управления ее деятельностью (в том числе  органы управления государственной  корпорации и порядок их формирования, порядок назначения должностных  лиц государственной корпорации и их освобождения), порядок реорганизации  и ликвидации государственной корпорации и порядок использования имущества  государственной корпорации в случае ее ликвидации.

3.1. Федеральным законом,  предусматривающим создание государственной  корпорации, должно быть предусмотрено  формирование совета директоров  или наблюдательного совета государственной  корпорации (далее - высший орган  управления государственной корпорации).

В состав высшего органа управления государственной корпорации могут входить члены, не являющиеся государственными гражданскими служащими. Правительство Российской Федерации  устанавливает порядок участия членов Правительства Российской Федерации и государственных гражданских служащих в высших органах управления государственных корпораций.

К компетенции высшего  органа управления государственной  корпорации относятся:

утверждение долгосрочной программы  деятельности и развития государственной  корпорации, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и  финансовых показателей, и (или) иного  документа о долгосрочном планировании, определенного федеральным законом, предусматривающим создание государственной  корпорации (стратегии деятельности государственной корпорации);

утверждение системы оплаты труда работников государственной  корпорации, предусматривающей зависимость  оплаты труда ее работников от достижения основных показателей эффективности  деятельности;

определение порядка использования  прибыли государственной корпорации;

принятие решения о  передаче части имущества государственной  корпорации в государственную казну  Российской Федерации.

Федеральным законом, предусматривающим  создание государственной корпорации, к компетенции высшего органа управления государственной корпорации могут быть отнесены также иные вопросы.

Высший орган управления государственной корпорации вправе создавать комитеты, комиссии по вопросам, отнесенным к его компетенции, для  их предварительных рассмотрения и подготовки. Порядок деятельности таких комитетов, комиссий и их персональный состав устанавливаются решениями о создании комитетов, комиссий.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)

3.2. Инвестирование временно  свободных средств государственной  корпорации осуществляется на  принципах возвратности, прибыльности  и ликвидности приобретаемых  ею активов (объектов инвестирования). Правительство Российской Федерации вправе установить перечень разрешенных активов (объектов инвестирования), порядок и условия инвестирования временно свободных средств государственной корпорации, порядок и механизмы контроля за инвестированием этих средств, порядок совершения сделок по инвестированию временно свободных средств государственной корпорации, формы отчетов об инвестировании временно свободных средств государственной корпорации, порядок предоставления и раскрытия этих отчетов.

Предельный объем инвестируемых  временно свободных средств государственной  корпорации, порядок принятия решений  об инвестировании временно свободных  средств государственной корпорации определяются высшим органом управления государственной корпорации. Высший орган управления государственной  корпорации вправе установить дополнительные ограничения и требования в отношении  операций по инвестированию временно свободных средств государственной  корпорации.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)

3.3. Решения о заимствованиях, осуществляемых в иностранной  валюте, принимаются государственной  корпорацией в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации.

(п. 3.3 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)

3.4. Счетная палата Российской  Федерации и иные государственные  органы в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять контроль за деятельностью государственных корпораций.

(п. 3.4 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 437-ФЗ)

4. Положения настоящего  Федерального закона применяются  к государственным корпорациям,  если иное не предусмотрено  настоящей статьей или законом,  предусматривающим создание государственной  корпорации.

 
 
Первой ГК в России стало Агентство  по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), возникшее в 1999 году. В 2003 появилось  вторая ГК – Агентство по страхованию  вкладов. Но настоящий бум государственных  корпораций начался в 2007 году.

Сфера деятельности государственных  корпораций разнообразна. Некоторые  из них заняты функциями, которые  могли бы выполняться частными предприятиями, деятельность других не востребована никем, кроме членов правительства  и сводится к распределению государственных  субсидий.

Таблица 1.  Виды деятельности государственных корпораций

Корпорация

Виды деятельности

Агентство по страхованию  вкладов

Обязательное страхование

АРКО

Кредитование

Внешэкономбанк

Банковское дело, консалтинг, страхование, ценные бумаги

Олимпстрой

Строительство, эксплуатация олимпийских объектов

Росатом

Производство электроэнергии на АЭС, ядерных материалов, контроль над расщепляющимися материалами

Роснанотех

Распределение государственных  средств

Ростехнологии

Консалтинг, финансовое посредничество

ФСР ЖКХ

Распределение государственных  средств


 

Вопрос о контроле за деятельностью государственных корпораций со стороны учредителя является ключевым при анализе их реального правового статуса и стимулов, влияющих на их экономическое поведение. Поскольку для каждой их государственных корпораций эти вопросы регулируются отдельным законом.

Наиболее существенными  недостатками государственной корпорации как организационно - правовой формы  являются:

  • нечеткость понятия «общественно - полезные функции» (в Европе, например, перечни соответствующих видов деятельности включают оказание помощи беженцам, благотворительность, защиту гражданских прав и свобод человека, защиту прав потребителей, защиту окружающей среды и т. п., есть и государственные отличия, в Нидерландах общественно полезной считается церковная деятельность) и соответственно возможность расширительного толкования при необходимости использования данной формы;
  • при учреждении происходит безвозмездная передача государственного имущества, поэтому контроль за собственностью государственной корпорации может быть выведен из под надзора Счетной палаты РФ;
  • не установлены принципы управления имуществом, что влечет дополнительные риски и не определены вопросы реорганизации и ликвидации государственной корпорации.

Преимущества государственной  корпорации следующие:

  • создается для реализации конкретных, необходимых стране, но затратных проектов;
  • позволяет обеспечить максимальный учет интересов общества;
  • участники не имеют вещных и иных прав на ее имущество, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, прибыль направляется на цели, ради которых создана корпорация.

Создание государственных  корпораций помимо новых возможностей несет и определенные риски: злоупотребления  руководства корпораций своим положением в рамках взаимоотношений с частными компаниями, получения дополнительных функций, полномочий, ресурсов и в  связи с этим снижение качества управления ресурсами при ненадлежащем уровне контроля со стороны государства. Снижение этих рисков и устранении недостатков  сделает государственные корпорации действенным инструментом модернизации, восстановления отраслевой системы  экономики. Без поддержки государства некоторые сферы российской экономики не восстановить. Поэтому нужно собрать остатки государственной собственности и сделать из них прибыльные компании. Это не означает возврат к госкапитализму, поскольку новые корпорации должны работать по рыночным законам. Появление в настоящее время в российской экономике государственных корпораций предполагает новый подход к созданию и расширению деятельности институтов развития, повышению результативности государственных программ и выполнению отдельных государственных функций, трансформации органов государственной власти для комплексного решения стратегических задач, расширению круга субъектов проведения долгосрочной государственной политики.

Информация о работе Государственная корпорация