Государственная и негосударственная системы помощи бездомным

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования: бездомные.
Предмет исследования: система работы по предупреждению бездомных.
Цель курсовой работы: выявление мер по профилактике бездомности.
Гипотеза. Меры профилактики бездомности эффективны, если:
- принимаются нормативно-правовые документы и целевые программы по предотвращению бездомности;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………3
Глава I. Характеристика бездомности и ее причины возникновения…………………………5
Характеристика бездомных……………………………………………………………………5
Детская беспризорность, как предпосылки формирования социального класса бездомных….9
Иные причины бездомности………………………………………………………………….11
Глава II. Статистика бездомных………………………………………………………………….14
Глава III. Государственная и негосударственная системы помощи бездомным……………...17
3.1. Проблема социальной выработки помощи бездомным………………………………........20
3.2. В Ульяновске учатся помогать бездомным…………………………………………………21
Заключение………………………………………………………………………………………..24
Список литературы………………………

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, общая численность бездомных  составляет от 4 до 5 миллионов человек  или от 2,76% до 3,44% постоянного населения России.

О значении семейного  фактора в формировании бездомности  говорят следующие данные, полученные в ходе исследования: у 36,6% опрошенных бездомных семья распалась, а официально разведены - 21% от общего числа опрошенных. При этом в трех из четырех случаев семья распалась до утраты жилья.

Следует также  отметить, что, как правило,  в  процессе распада семьи бездомные (те, кто впоследствии стал бездомным) играли пассивную роль. Только в 18,18% случаев (включая с оформленным разводом, и без него) инициатором распада выступал сам респондент, в 45,5% случаев - супруг(-а), в 18,2% - родственники супруга (супруги) или другие лица, в остальных случаях явного инициатора разрыва не было, люди просто стали чужими друг другу, или развод носил фиктивный характер (супруги оформили его для решения некоторых вопросов, но продолжали жить одной семьей).

3,1% респондентов  стали жертвами мошенничества со стороны собственных родственников (25% от числа утративших жилье в результате мошенничества), 9,4% всех опрошенных в качестве причины утраты жилья и прописки указали, что выписались сами из-за конфликтов с родственниками, а 3,1% респондентов утратили жилье в результате решения суда, инициированного родственниками.

У 6,3% респондентов семейные  причины явились вторичными причинами (бывшие осужденные, которым  родственники воспрепятствовали вселиться  и прописаться по прежнему месту  жительства, составляют четверть всех утративших жилье в результате осуждения).

Таким образом, более 21,9% респондентов стали бездомными непосредственно от различных семейных причин.

Статистика заболеваемости бездомных весьма красноречива. Почти каждый третий бездомный страдает трофическими язвами конечностей – это одно из «профессиональных» заболеваний людей, вынужденных большую часть жизни проводить на улице – в мороз, слякоть и дождь. Каждый десятый бездомный страдает туберкулезом легких. 13% - от 10 до 40 тысяч человек - ежегодно попадает в больницы с травмами, ожогами и обморожениями. Только в Москве, по данным «Врачей без границ», за последние пять зим от холода погибли более 2 тысяч бездомных. Из них за последнюю зиму – 437 человек.

По результатам  опросов бездомных в рамках межрегионального исследования «Правовые и социальные аспекты проблемы бездомности», проведенных в 2007 г. в семи регионах РФ Межрегиональной сетью «За преодоление социальной исключенности» в рамках проекта «Социальная реинтеграция бездомных граждан», самая частая причина потери жилья и регистрации (38%) - семейные обстоятельства. На втором месте (19%) - мошенничество (прежде всего при совершении сделок с недвижимостью), на третьем (11%) – отсутствие жилья на момент освобождения из заключения. 11% принудительно выселили из занимаемого ими жилья, самостоятельно продали свою жилплощадь 10% опрошенных, и лишь для 3% это стало так называемым личным выбором. 2% бездомных – не получившие жилье выпускники детских домов.

Как показывает практическая работа и проведенный  сбор статистических данных, среднестатистическая доля людей имеющих высшее образование, составляет 10 % от общего количества бездомных. (приложение Б)

Оценить заболеваемость среди лиц без определенного  места жительства крайне сложно, т.к. до поступления в ДНП они были лишены возможности пользоваться медицинской помощью. За период работы с сентября 2002 года по март 2008 года можно привести следующие цифры, отражающие условия жизни бездомных. (приложение В).

Проводилась целенаправленная работа по выявлению инфекционных заболеваний, таких как туберкулез и гепатит. За период 1996 – 2003 гг. в стационары было направлено более 177 человек по поводу различных форм туберкулеза, 10 человек с гепатитом, 19 человек с различными кожно- венерическими заболеваниями. Всего к медикам ДНП за указанный период было более 4500 обращений проживающих, с жалобами на различные хронические, простудные и др. заболевания, более 340 человек госпитализировано

Динамика оказания медицинской помощи лицам БОМЖ

2002 г. – 92 чел; 2003 г. – 128 чел; 2004 г. – 47 чел; 2005 г. – 922 чел; 2006 г. – 968 чел; 2007 г. 1193 чел; 2008 г. (1 квартал) – 1206 чел.

До 20.03.2001 года через  Комитет труда и занятости  города Москвы были заключены договора по трудоустройству лиц БОМЖ, проживающих в приютах.

За период 1996 – 2003 год трудоустроено около 3500 человек (в том числе трудоустроенных повторно):

1996 г. – 0; 1997 г. – 35 чел.;  1998 г. – 48 чел.;  1999 г. – 97 чел.;  2000 г. – 694 чел.;  2001 г. – 748 чел.;  2003 г. (1 квартал) – 599 чел.

С 2002 года до апреля 2008 года около 7000 человек, проживающих в стенах приюта «Люблино» получили гуманитарную помощь в виде продуктов питания, одежды и обуви: 2006 г. – 2108 человек получили продукты питания, 641 человек одежду, 810 человек - обувь; в 2005 году – 1038 человек получили продукты питания, 678 человек – вещевую помощь, 312 человек – обувь; в 2005 году – 1495 человек – продукты питания, 1187 человек получили одежду, 524 человек – обувь.

Возрастная  категория проживающих лиц следующая:

- лица предпенсионного  и пенсионного возраста (старше 50 лет) – 42 %

- лица в возрасте от 18 до 50 –ти лет, нуждающиеся в социальной опеке – 58 %.

- имеют не  совершеннолетних детей 4,1 %

Пол:

- мужчин –  64 %

- женщин –  36 %

За указанный  период юридическая помощь оказывалась  всем нуждающимся в ней и вновь  поступившим в приюты гражданам. В период 2002 – 2005 года это была в основном работа по подготовке документов для оформления паспортов гражданина РФ. Более 150 человек получили паспорт (около 80 % через паспортную службу ОВД «Люблино» и около 20 % через Паспортные столы по прежнему месту жительства и Приемник – распределитель.

 

 

 

 

Глава III. Государственная и негосударственная системы помощи бездомным.

Социальная  работа в России, общественное и  частное призрение задолго до появления понятия «Экология  общественной среды» были обращены к проблемам гармоничного существования человеческой общности на уровне и теории, и практики. В сфере ее внимания постоянно находились явления социальной патологии.

Работа по социальной реабилитации бездомных необходима потому, что человек, по какой-либо причине, потерявший регистрацию по месту проживания (т.е. бездомный в настоящий момент), теряет часть своих гражданских прав, т.к. законодательно этот человек не описан (нет юридической дефиниции «бездомный»). На основе нормативных актов и социальных программ исполнительной власти «привязана» к конкретным субъектам, которые в свою очередь взаимодействуют с людьми, постоянно проживающими на данной территории. В результате этого бездомный человек становится «невидимым» для субъектов исполнительной власти и их социальных программ. Выходом из этого положения является работа в 2-х направлениях: с одной стороны это законодательное определение статуса бездомного человека с определением его прав и обязанностей, с другой это законодательное определение статуса бездомного человека с определением его прав и обязанностей, с другой стороны это комплекс мер, направленных на «вытаскивание» бездомного из низшей социальной страты и обретение им либо регистрации по месту проживания, либо регистрации ее заменяющей позволяющей предоставить полный пакет социальной защиты гражданина РФ.

Кто им поможет? Есть два пути: большой, государственный, и малый, посильный каждому из людей, способных к состраданию. На государственном уровне необходимы изменения в законодательстве.

При этом обвинить государство в полном безразличии к судьбе бездомных, конечно, нельзя. Одним из способов разрешения проблемы лиц без определенного места жительства являются открытие домов ночного пребывания. Целью развития данной категории жилья – представление места ночлега для лиц без определенного места жительства и, тем самым опосредованное оказание им социальной помощи. На сегодняшний день в России действуют 96 учреждений социальной помощи для бездомных, предоставляющих им 5458 коек. В наиболее густонаселенной бездомными Москве работают семь домов ночного пребывания, в просторечии именуемых ночлежками, на 750 мест. Есть надежда, что со следующего года начнет работать муниципальный медпункт для бездомных, уже построенный в районе Курского вокзала. Там смогут получить медицинскую помощь до 100 человек в сутки. И все-таки для полноценной социальной реабилитации бездомных им необходимо предоставить возможность работать. Вот только возможна ли такая социальная реабилитация?

В соответствии с утвержденным положением в приютах осуществляется работа по социальной и трудовой адаптации лиц без определенного места жительства, при этом используются следующие формы социальной поддержки указанной категории граждан:

1. Предоставление  бесплатного ночлега и одноразового  бесплатного питания.

2. Бесплатная  санитарная обработка.

3. Предоставление  экстренной и плановой медицинской  помощи.

4. Оказание гуманитарной  помощи (одежда, обувь).

5. Регистрация  по месту пребывания.

6. Обязательная  паспортизация.

7. Гарантированное  трудоустройство.

8. Проведение  медико-социальной экспертизы.

9. Назначение  и выплата пенсий.

10. Оформление  в дома интернаты.

И все-таки практика показывает, что ситуация с социальной реабилитацией бездомных в нашей  стране не так уж безнадежна. Уже  есть пример чрезвычайно эффективной работы с бездомными. Это московский центр социальной адаптации «Люблино». Сотрудники центра уверены: если подобную практику возьмут на вооружение в других городах России – прежде всего в областных и районных центрах – это позволит во многом решить проблему бездомности.

Есть и еще  одно непременное условие, без которого невозможно решить проблему бездомности. Речь идет об отношении к бездомным  в обществе. Это уже касается всех. Чтобы помочь самой незащищенной категории населения, можно жертвовать продукты или деньги в столовые, открытые при благотворительных организациях и православных храмах. Можно приносить в специальные пункты (развернутые обычно рядом со столовыми) одежду, причем особенно важно приносить теплую одежду зимой. Можно просто помогать отдельно взятому бездомному – той же едой, одеждой. Правда, оказывая персональную помощь, следует всякий раз задумываться, пойдет ли эта помощь ему на пользу. К примеру, многие эксперты не рекомендуют давать всем без разбора бездомным деньги.

В воспитании толерантности российского общества по отношению к бездомным важную роль могут сыграть СМИ, которые на сегодняшний день в основном распространяют и закрепляют стереотипы отношения к бездомным, питающие предрассудки и страхи. Очень плохо пока обстоят дела с социальной рекламой, что говорит о недостаточной компетентности властей, гражданского общества и бизнеса – ее заказчиков. Необходимы общественные мероприятия и акции, привлекающие внимание к проблеме бездомности и бедности, распространение информации, дискуссии о возможных путях решения проблемы. Должен быть разработан комплексный подход к решению проблем бездомности, который бы сочетал развитие социальных услуг и федеральные программы, включающие людей без регистрации в действующие социальные институты и предотвращающие маргинализацию бездомных. Нельзя ограничиваться только предоставлением социальных услуг (в виде ночлега и материальной помощи) – следует принимать меры по возвращению бездомных к обычной жизни, помогать им заново обрести социальный статус, проводить профилактику бездомности, устраняя ее причины, оказывать бездомным психологическую помощь.

Необходимо  наладить систему обеспечения бездомных  документами, удостоверяющими личность лиц без гражданства и не имеющих  места жительства, или ввести и для них облегченную процедуру получения паспортов. На сегодняшний день в ряде российских регионах введены в оборот документы об альтернативной регистрации. Это различного рода справки, выдаваемые государственными учреждениями и – в отдельных случаях – негосударственными организациями, действующие только в том регионе, где они выданы.

Документ не имеет официального статуса, но все  же частично заменяет удостоверение  личности, дает (по согласованию с городскими властями) ее обладателю возможность  получить некоторые виды помощи (например, медицинской).

При наличии  альтернативного документа почти  в три раза повышается обращаемость бездомных за социальной помощью (69% против 22,8%) и вдвое увеличиваются  шансы обратившихся за помощью такую  помощь получить. Очевидно, что система местной альтернативной регистрации позволяет решить только часть проблем. Институт регистрации должен измениться на федеральном уровне. Необходимым представляется введение третьей формы регистрации – по месту фактического проживания на территории муниципального образования. Человек должен иметь возможность зарегистрироваться, арендуя комнату, живя у знакомых, в социальных учреждениях или ночуя в парке, как это практикуется в большинстве европейских стран. С мая 2008 года в Петербурге функционирует рабочая группа по разработке предложений о создании нового вида учета. Правительство РФ в 2008 году приступило к разработке законопроекта о профилактике бродяжничества и социальной реабилитации бездомных, концепция которого также включает вопросы, связанные с изменением системы регистрации.

Анализ действий федеральных и московских (городских) властей во время захвата заложников на мюзикле "Норд-Ост" в октябре 2002 года показал, что в случае, когда  власть воспринимает угрозу жизни и  здоровью граждан как угрозу собственному престижу, она способна к решительным действиям, мобилизации значительных ресурсов (финансовых, организационных, технических, людских и иных). Политическая воля властей проявляется в достаточно согласованных и конкретных действиях, направленных на ликвидацию такой ситуации. Задачи, связанные с этим, становятся для власти первоочередными. Однако в том случае, когда опасность для жизни и здоровья людей не ощущается властью как угроза своему престижу, она не предпринимает сколько-нибудь значительных и эффективных действий. Ежегодно в Российской Федерации от переохлаждения и голода умирают тысячи бездомных (только в Москве в 2007 году от переохлаждения умерло более 400 бездомных). И в этом году с наступлением холодной погоды в СМИ вновь появились многочисленные сообщения о смерти бездомных от переохлаждения. Данные об этом присутствуют в медицинской статистике и статистике моргов судебно-медицинской экспертизы. Но власть практически не реагирует на эту ситуацию: нет государственных программ, направленных на предотвращение гибели бездомных от голода и холода. Существующая государственная система профилактики бездомности и социальной помощи бездомным не соответствует масштабам и природе проблемы и, судя по темпу и характеристикам развития этой системы, не предполагает сколько-нибудь заметной эффективности.

Информация о работе Государственная и негосударственная системы помощи бездомным