Государственная воля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 18:56, реферат

Краткое описание

Государство гарантирует молодежи право на труд, но из-за отсутствия реальной практической ориентации, социально-правовых и профессиональных знаний, а иногда и моральной неподготовленности к конкуренции на рынке труда молодым людям достаточно сложно реализовать данное право. Это обусловлено также такими факторами, как отсутствие необходимого опыта, разрыв между высокими требованиями молодежи к размеру заработной платы и низкой стартовой оплатой труда молодых работников.

Вложенные файлы: 1 файл

конст право , реферат.docx

— 19.04 Кб (Скачать файл)

Государство гарантирует молодежи право на труд, но из-за отсутствия реальной практической ориентации, социально-правовых и профессиональных знаний, а иногда и моральной неподготовленности к конкуренции на рынке труда  молодым людям достаточно сложно реализовать данное право. Это обусловлено  также такими факторами, как отсутствие необходимого опыта, разрыв между высокими требованиями молодежи к размеру  заработной платы и низкой стартовой  оплатой труда молодых работников.

К указанным выше факторам добавляются  и другие, не менее негативные. Дело в том, что переход российского  общества на путь рыночных отношений  привел к возникновению принципиально  новой ситуации в социально-трудовых отношениях. В результате молодежь оказалась недостаточно подготовленной к современным реалиям рынка  труда. В частности, наблюдается  увеличение численности работающих не по специальности выпускников  профессиональных училищ, средних специальных  и высших учебных заведений.

Сегодня этот процесс осложнен кризисными явлениями  переходного периода. Ситуация, сложившаяся  на рынке труда, характеризуется по крайней мере тремя негативными тенденциями.

Во-первых, производство испытывает недостаток в  специалистах с практическими навыками работы (производственная практика) в  машиностроительной, энергетической, сельскохозяйственной, медицинской, образовательной  и других сферах. Во-вторых, российское образование излишне теоретизировано, школьные программы не отвечают требованиям, предъявляемым к молодым людям, когда они выходят на рынок труда. И в третьих, у выпускников школ часто отсутствует личная мотивация в получении специальности.

Необходима  государственная воля

Выбор профессии – важный и ответственный  шаг в жизни каждого человека, поскольку активная профессиональная деятельность занимает примерно половину жизни и влияет на личностные качества человека и отношения с окружающими  людьми и миром.

Для миллионов молодых людей качественные профориентационные услуги остаются недоступными. Где сегодняшний российский школьник может получить грамотную профессиональную консультацию или пройти курс занятий, которые помогли бы ему выбрать профессиональный путь? Таких примеров очень мало.

А вот в США, на которые часто  ориентируются либералы (представители  идейного и общественно-политического  течения, объединяющего сторонников  представительного правления и  свободы личности, а в экономике - свободы предпринимательства), эта  работа ведется. Еще в 1994 году Конгресс США принял акт, который был назван «Школа — работе». В соответствии с этим документом главным национальным богатством страны провозглашается  не сырье, а высококвалифицированные, обучаемые и гибкие кадры. Этот документ ориентирует специалистов системы  образования на подготовку школьников и студентов к будущей работе и карьере, на объединение академических  и профессионально-технических знаний. Не забыты необходимость формирования у школьников личных целей и планов собственной карьеры в реальной экономике, влияние на заблаговременный выбор молодым человеком будущего рабочего места, а значит и на сокращение безработицы среди молодежи. Особо  указывается в акте важность связи  между образовательными учреждениями и предприятиями.

Говоря  о профориентационной работе в Российской Федерации, что решение проблемы безработицы стало необходимым.

С одной стороны, потребность в  проведении качественной и крупномасштабной профориентационной работы с молодежью прекрасно осознается чиновниками и специалистами, которые занимаются трудовыми ресурсами. Не случайно постановлением Министерства труда и социального развития от 27 сентября 1996 года было утверждено «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации».

С другой стороны, межведомственная разобщенность  привела к тому, что руководители российской системы образования  не отвечают за профессиональное самоопределение  выпускников и их подготовку к  выбору специальности, обучению и трудоустройству.

Любимая профессия как условие социальной адаптации

Особую  актуальность в период кризиса приобрела  задача создания условий для социально-экономической  адаптации молодежи, ее включения  в систему трудовых отношений. Давно  назрела необходимость введения профильного обучения на старшей  ступени общеобразовательной школы, обеспечение предпрофильной подготовки школьников.

Результаты  опросов выпускников школ и школьников старших классов свидетельствуют, что участие школы крайне необходимо в подготовке к взрослой жизни, выбору профессии. Да и практика показывает, что шансов найти хорошую работу больше у тех, кто еще в школе  интересовался избранной специальностью, участвовал в кружках юных техников, а также у тех, кто начал  работать, будучи еще студентом.

В данной связи важно формировать  у учащихся начальные представления  о трудовой деятельности, о рабочих  специальностях. Не последнюю роль в выборе профессии молодым человеком  должна сыграть пропаганда обучения, проводимая в любом техникуме  или вузе.

В целом для реализации программ профориентации учащихся, а значит, и профилактики потенциальной безработицы, следует, предпринять следующее:

Первое. Необходима разработка государственной  базовой программы, которая будет  максимально отражать практическую направленность и профориентацию школьников, предусматривать специальные факультативные курсы на базе имеющихся профтехучилищ, техникумов, высших учебных заведений, (а может быть, и на современной  базе реального бизнеса???)

Второе. При создании межшкольных учебно-производственных мастерских, цехов и комбинатов трудового  обучения и профориентации оснащать их современным оборудованием и  укомплектовывать высококвалифицированными кадрами преподавателей и мастерами  производства. При этом особое внимание обратить на функционирование подобных учебно-производственных учреждений в  сельских районах.

Третье. На курсах переподготовки при институтах повышения квалификации работников образования ввести спецкурс по профориентации учащейся молодежи.

Несомненно, профессиональная ориентация, направленная на оказание помощи в самоопределении  школьников на основе согласования личных интересов, склонностей, способностей, возможностей личности и потребностей рынка труда, осуществляемая на всех этапах развития карьеры гражданина, является важной частью социальной политики, а потому – исключительно государственной  задачей. Ее решение позволит поднять  престиж нашего Отечества как  страны высоких технологий, производительности труда, а значит, и достойного уровня жизни граждан.

Современное состояние российского рынка  труда предъявляет высокиетребования к претендентам на вакантные рабочие места. Для успешногопоиска работы необходимо обладать такими качествами как: личная мо-бильность, высокая квалификация, упорство и настойчивость, способностьвыдерживать конкуренцию, обладание необходимыми навыками. Такиеусловия, заданные социально-экономической ситуацией современной жиз-ни, труднее всего выдержать людям, впервые столкнувшимся с жестокимиреалиями рынка рабочей силы. Молодежь является одной из слабо защи-щенных групп населения, и проблемы трудоустройства молодежи не тре-буют отлагательства.Особенности молодежи как социально-демографической группыопределяют ее невысокую конкурентоспособность на рынке труда и явля-ются непривлекательными для работодателя. Понятно, что «недостатки»в качестве рабочей силы молодежи в значительной степени связаны с еевозрастом, и с течением лет в той или иной мере могут быть устранены.Однако в условиях неопределенности рыночной ситуации российские ра-ботодатели в подавляющем большинстве не хотят тратить время и средствана «взращивание» молодого работника в своем коллективе до состояниязрелого специалиста, а предпочитают нанимать уже сформировавшихсяопытных специалистов.Молодые люди — будущее страны, и от стартовых условий их деятель-ности зависит её последующее развитие. Молодежь является одной из осо-бо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. В условияхРоссии, когда за последнее десятилетие происходит резкое снижение каче-ства жизни, здоровья юношей и девушек, обеспечения занятости, усилениенаркозависимости, рост преступности в молодежной среде, требуется кар-динальная активизация государственной политики по отношению к поко-лению, самостоятельно вступающему в жизнь. В работе В. Багаева «Заня-тость молодежи — задача государственная» речь идет именно об этом. [2]Но, несмотря на проблемы, молодежь является самой трудоспособнойчастью экономически активного населения. Для молодежи характерна го-товность на рискованные эксперименты, наивысший уровень физическогоздоровья и значительные запасы энергии, эмоциональная насыщенностьих жизни в совокупности с борьбой за экономическую самостоятель-ность, преуспевание, социальное признание и самореализацию. Поэтому193при должном внимании со стороны руководства и благожелательном на-ставничестве старших коллег неопытность молодых специалистов можетуступить место профессиональной зрелости и сделать их конкурентоспо-собными.

По  классификации МОТ, которая приведена  в статье Л.А. Гордона и Э.В. 
Клопова «Социальная эффективность и структура безработицы в России»1, все население Российской Федерации можно разделить на две группы:

1. Экономически активное население

Данная  группа включает ту часть населения, которая обеспечивает предложение  рабочей силы для производства товаров  и услуг. В свою очередь она  делится на следующие категории:

. Занятые (Выполняют работу по  найму за вознаграждение на  условиях полного или неполного  рабочего времени; временно отсутствуют  на работе из-за болезни, отпуска,  работы по специальному графику,  отпуска по беременности, обучения, забастовки, по другим причинам; самостоятельно обеспечивают себя работой)

. Безработные (Не имеют работу, т.е. доходного занятия; занимаются  поиском работы, т.е. обращались  в службы занятости, использовали  объявления, обращались к работодателю  и т.п.; готовы приступить к  работе)

2. Экономически неактивное население

Данная  группа включает в себя людей, не входящих в состав рабочей силы:

. Учащиеся и студенты, посещающие  дневные учебные заведения

. Лица, получающие пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидности

. Лица, занятые ведением домашнего  хозяйства, уходом за детьми

. Отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиск

. Другие лица, у которых нет  необходимости работать

Границы рынка труда определяются следующей  частью экономически активного населения  России:

. Незанятые, но ищущие рабочее место

. Занятые, но неудовлетворенные работой и подыскивающие другую работу или дополнительное рабочее место

. Занятые, но рискующие потерять рабочее место

 


Информация о работе Государственная воля