Государственная власть: понятие, формы и способы ее осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 22:56, реферат

Краткое описание

Цель настоящей работы - комплексное теоретическое осмысление правовых форм осуществления государственной власти, глубокий и всесторонний анализ способов их реализации.
Цель работы предполагает постановку и решение следующего круга задач:
- рассмотреть особенности происхождения государства и права;
- изучить понятие государственной власти;
- проанализировать формы и механизмы государства;
- рассмотреть понятие правовое государство.

Вложенные файлы: 1 файл

философия права государство.docx

— 53.90 Кб (Скачать файл)

Введение

Публичное право — совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенное властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть.

Публичная власть — это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.

Выбор темы обусловлен ее теоретическим и практическим значением. Развитие теории права предполагает глубокое изучение вопросов сущности форм выражения и средств осуществления  права.

Цель настоящей  работы - комплексное теоретическое  осмысление правовых форм осуществления  государственной власти, глубокий и  всесторонний анализ способов их реализации.

Цель работы предполагает постановку и решение  следующего круга задач:

- рассмотреть  особенности происхождения государства и права;

- изучить понятие государственной власти;

- проанализировать  формы и механизмы государства;

- рассмотреть понятие правовое государство.

 

 

 

 

1. Происхождение государства и права

Государство — политическая структура особого  рода, возникшая на определенном этапе  общественного развития, представляющая собой центральный институт власти в политической системе конкретного  общества. Вопрос о происхождении  государства является дискуссионным. В различных теориях происхождения  государства указываются различные  причины: в теологической — божественная сила; в договорной — сила разума, сознания; в психологической —  факторы психики человека; в органической — биологические факторы; в материалистической — социально-экономические; в теории насилия — военно-политические и  т.д.

Такой плюрализм  мнений обусловлен следующем: во-первых, на процесс происхождения государственности  действительно влияли многие факторы (социально-экономические, военно-политические, природно-климатические, информационно-управленческие, нравственно-религиозные, национально-исторические, духовно-культурные, эколого-психологические  и т.п.); во-вторых, мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в  разные исторические эпохи и, разумеется, использовали разный объем накопленных  человечеством знаний; в-третьих, объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации  своих идей регионы земли, в которых  они проживали, игнорируя другие регионы; в-четвертых, зачастую мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались эти результаты применить  к наукам общественным, и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения  государства, делая это подчас так  увлеченно, что не замечали влияния  на развитие общества других факторов; в-пятых, нельзя исключить и того, что на взгляды авторов теорий очень часто сильно влияли их философские  и идеологические пристрастия1.

В каждой из теорий есть свои рациональные зерна, позитивные моменты, отражающие действительность в той или иной ее части. Вместе с тем в них есть и свои слабые стороны, за которые их можно критиковать.

При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые  весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной  власти.

1. Если первобытно-общинная  организация власти основывалась  на кровном родстве всех членов  родоплеменного объединения, то  государство – на территориальной  общности своих граждан или  подданных. Территория предопределяет  пространственные пределы, границы,  отделяющие одно государство  от другого, порядок формирования  и структуру органов государства,  их задачи и функции. Следует  подчеркнуть, что признаком государства  является не территория сама  по себе, а деление населения  по месту проживания, устанавливающее  принадлежность граждан определенному  государству.

2. Государство  – это особая организация публичной  власти, которая уже не совпадает  с волей всего населения, носит  политический характер. Ее специфика  в следующем:

– если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие  все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь  корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;

– реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют  управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

– выполнение решений политической власти обеспечивается специально созданным карательным  аппаратом, аппаратом насилия (армия, милиция, разведка, тюрьмы и т.д.).

3. Для содержания  многочисленного аппарата государственных  служащих, представляющего политическую  власть, необходимы различные налоги и сборы2.

2. Государственная власть: понятие, формы и способы ее осуществления

Социальная  власть представляет собой присущее всякой общности людей отношение  господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это  системообразующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность.

Необходимость социальной власти в человеческих коллективах  проистекает из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений  людей в коллективе и коллективов  между собой. Государственная же власть представляет собой особую разновидность  социальной власти.

Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение3.

Характерные черты государственной власти:

  • она распространяется на все общество;
  • носит публично-политический характер;
  • опирается на государственное принуждение;
  • осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.);
  • действует система налогов;
  • население делится по территориальному признаку;
  • ей присущи легитимность, легальность и т.п.

Арсенал форм и методов реализации государственной  власти достаточно разнообразен. В современных условиях значительно возросла роль методов морального и особенно материального стимулирования, используя которые, государственные органы воздействуют на интересы людей и тем самым подчиняют их своей властной воле.

К общим, традиционным методам осуществления государственной  власти, несомненно, относятся убеждение и принуждение. Эти методы, по-разному сочетаясь, сопровождают государственную власть на всем ее историческом пути.

Убеждение – это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, ее целей и функций. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определенных социальных ценностей. Метод убеждения стимулирует инициативу и чувство ответственности людей за свои действия и поступки4.

Государственная власть не может обойтись без особого, только ей присущего вида принуждения – государственного принуждения. Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Государственное принуждение – это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства. Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее может обернуться произволом государственных органов, ставящих личность в никем и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место в государствах с антидемократическим, реакционным режимом – тираническим, деспотическим, тоталитарным.

Формы государственного правового принуждения достаточно многообразны. Это меры предупредительного воздействия – проверка документов с целью предотвращения правонарушений, прекращение или ограничение  движения транспорта, пешеходов при  авариях и стихийных бедствиях  и др.; правовое пресечение – административное задержание, привод, обыск и т. д.; меры защиты – восстановление чести и доброго имени и другие виды восстановления нарушенных прав.

Легитимность  означает качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. И напротив, если правящая группа не пользуется общественным доверием и вынуждена постоянно прибегать к средствам принуждения, то власть такой группы принято считать нелегитимной.

Легитимность  и легальность (законность) власти —  не совпадающие понятия. Если легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам, что выступает ее юридической характеристикой, то легитимность — это доверие и оправдание власти, что выступает ее нравственной характеристикой. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но "обеспечивающая их выполнение, — легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

О степени  легитимности государственной власти можно судить по уровню принуждения (насилия), необходимого для проведения той или иной политики в обществе, по количественному и качественному  анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения (бунтов, восстаний  и т.п.); по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным  проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму и пр.5

Функции государства — это основные направления его деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Функции характеризуют государство в динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, от основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач.

Классификация функций государства: постоянные и  временные, внутренние и внешние, основные и неосновные.

В зависимости  от продолжительности действия функции  государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как  правило, имеющей чрезвычайный характер, например, функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение); в зависимости от принципа разделения властей — на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и  судебные; в зависимости от значения — на основные (например, функция  охраны общественного порядка) и  не основные (например, функция рассмотрения споров); в зависимости от того, в  какой сфере общественной жизни  они осуществляются, — на внутренние и внешние.

Внутренние  функции государства — это  основные направления деятельности государства по выполнению стоящих  перед ним внутренних задач.

К внутренним функциям можно отнести следующие: охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка; экономическая; налогообложения; социальной защиты; экологическая; культурная.

Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка — это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества. Данное направление деятельности должно быть связано с более надежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.

Экономическая функция заключается в выработке и государственной координации основных направлений развития экономики в устойчивом режиме. Данная функция сегодня в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.

Функция налогообложения  выступает самостоятельной основной функцией государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п.

Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для всего общества и социальную защищенность личности. Эта функция выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержки.

Экологическая функция — это относительно новое направление деятельности молдавского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Государство берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д.

Культурная  функция призвана обеспечить культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Содержание ее сегодня составляет разносторонняя поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объеме.

Внешние функции  государства — это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Они тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым. К внешним функциям современного государства относятся следующие: 1) оборона страны; 2) поддержание мирового порядка; 3) сотрудничество с другими государствами и т.п.

Информация о работе Государственная власть: понятие, формы и способы ее осуществления