Геоэкономика Беларуси и ее правовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 17:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в современной глобальной ситуации встает вопрос о роли и месте Беларуси в стратегическом балансе сил, о переориентировании на геоэкономическую стратегию развития, о встраивании национальной экономики в геоэкономическую систему с целью обеспечения доступа к участию в формировании и распределении мирового дохода.
Цель работы - изучение геоэкономических аспектов современной внешнеэкономической политики Республики Беларусь.
Задачи дисциплины в соответствии с поставленной целью заключаются в изучении:
процессов, характеризующих особенности развития Беларуси в условиях глобальной экономики;
понятий и основных составляющих и национальных геоэкономических ресурсов;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 3 к. ГоТоВаЯ.docx

— 70.57 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский государственный университет

Юридический факультет

 

 

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Геоэкономика Беларуси и ее правовое регулирование

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса, 12 группы,

юридического факультета БГУ

специальности «Экономическое право»

очной формы обучения

Мазайло Наталья Михайловна

_________________

(подпись  студента)

 

Научный руководитель:

Калинин Сергей Артурович

кандидат юридических наук,

доцент

 

 

 

Минск

2011 
Оглавление

 

 

 

Введение

Национальные экономики уже давно являются частью динамичной системы мирового хозяйства. Сегодня очевидно - чем активнее страна включается в систему мирохозяйственных связей, тем точнее выверен ее курс взаимодействия с остальным миром, тем выше благосостояние общества и его граждан. Поэтому знание направления мировых тенденций, показателей успеха одних стран и кризисного состояния других необходимо для стабильного развития Беларуси.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в современной глобальной ситуации встает вопрос о роли и месте Беларуси в стратегическом балансе сил, о переориентировании на геоэкономическую стратегию развития, о встраивании национальной экономики в геоэкономическую систему с целью обеспечения доступа к участию в формировании и распределении мирового дохода.

Цель работы - изучение геоэкономических аспектов современной внешнеэкономической политики Республики Беларусь.

Задачи дисциплины в соответствии с поставленной целью заключаются в изучении:

  • процессов, характеризующих особенности развития Беларуси в условиях глобальной экономики;
  • понятий и основных составляющих и национальных геоэкономических ресурсов;
  • методологических подходов к анализу геоэкономического фактора развития современного глобального хозяйства;
  • современных позиций Беларуси в мировом геоэкономическом пространстве.

Предметом исследования данной работы является непосредственно место Республики Беларусь в современном геоэкономическом пространстве, а также правовое регулирование происходящих геоэкономических процессов.

За основу данной курсовой работы взяты труды Жана К., Савона П., Кочетова Э., Неклессы А. и других авторов. Данные труды использовались с учетом особенностей нашей страны.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе содержатся основные понятия геоэкономики как составной части научной стратегии развития; определение положения Республики Беларусь в условиях глобализации; а также обзор основных геоэкономических ресурсов страны. Во второй главе рассматриваются геоэкономическое процессы и правовая система Республики Беларусь.

Объем работы составляет 27 страниц.

 

ГЛАВА 1. ГЕОЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ

1.1. Геоэкономика в современном мире: общие положения

Экономика в современном мире является многогранным и всепроникающим понятием. Трудно назвать сферу человеческой деятельности, с которой бы она не взаимодействовала. Но наиболее тесное сплетение экономика образует с политикой. Это новое образование представляет собой комплексный феномен, который находится на стыке двух научных дисциплин, двух сфер жизни человека. Это сфера взаимодействия экономики и политики, для которой требуется – как для всякого явления, открытого человеком – своя категория, лексема, слово. Так и для определения этой сферы было избрано понятие «геоэкономика». Оно появилось лишь в конце 80-х годов благодаря Эдварду Люттваку.

Геоэкономика - это наука о перераспределении мирового дохода и ресурсов, об определении государственной стратегии развития с учётом факторов глобализации и регионализации. Главной геоэкономической целью государства является повышение конкурентоспособности национальной экономики на мировых рынках, а также экономическое процветание и безопасность (военная, экологическая, социально-экономическая, информационная).

В заданной плоскости государство рассматривается как субъект экономической жизни, т.е. как «национальная корпорация». Это не стирает границы национальной направленности государства. Здесь можно говорить о перенаправлении данной политики на бизнес.

Геоэкономическая стратегия заключается поиске нового смысла некоторой системы деятельности. Так в выигрыше останется тот, кто сможет сконструировать новое экономическое пространство и правила игры в нем. Идет переадаптация на новые формы деятельности, которые завтра будут вытеснять уже существующие. И субъект, который разработает такую арену деятельности становится игроком в мировой экономике до следующего шага развития.

Аналитическим инструментом геоэкономики является геоэкономический баланс, который в свою очередь напрямую связан с мировым обменом. Обмен товарами и движение капиталов — лишь часть потоков, текущих в геоэкономическом пространстве. Необходимо еще учитывать движение культурных ценностей (идеи, технологии, культурные образцы и пр.), а также оборот человеческого капитала и природной среды.

В рамках геоэкономики выделяются геофинансы. Геофинансы – синтез мировых денег, информационной технологии и либерализации законодательного регулирования. Инвестиции капитала считаются положительным процессом для экономики. Однако иностранные инвестиции ставят национальную экономику в зависимость от решений, принимаемых за рубежом. Чрезмерное привлечение международных кредитов и их неэффективное использование способно привести к негативным результатам для заёмщиков, о чём свидетельствует кризис внешней задолженности развивающихся стран.

Экономический рост и рост населения требуют новых источников стратегических ресурсов, таких, как энергия, вода и продовольствие. Борьбу за природные ресурсы можно наблюдать уже сейчас, т.к. показатель использования природных ресурсов планеты напрямую связан с уровнем жизни. Геоэкономика природных ресурсов предлагает вариативные пути разрешения данных споров.

В международных экономических отношениях сложилось разделение государств исходя из уровня экономического развития и из того, является ли экономика данного государства рыночной. Правовой массив Всемирной торговой организации направлен на государства с рыночной экономикой. Это свидетельствует о дискриминации стран с нерыночной экономикой. На основе разделения государств по данным критериям еще возможны конфликты, вытекающие из государственных интересов.

Нередко меры ответственности, которые принимают одни государства в отношении других, являются неправомерным или слишком жестким применением экономической силы.

1.2. Беларусь и глобализация

Глобализация экономики – закономерный процесс мирового развития. Ее предпосылками являлись: во-первых, технологическая революция в области информации, связи и транспорта; во-вторых, рост третичного сектора, представленного сферой услуг. Произошло стирание границ. Экономическое пространство выходит за рамки какого-либо государства. Если раньше политика занимала доминирующее положение перед экономикой, то теперь экономическая сфера вырывается из этого подчинения.

Глобализация мирового хозяйства ведет к увеличению масштабов и темпов движения капиталов, росту международной торговли, возникновению постоянно работающих в реальном времени мировых финансовых рынков. Технологический прогресс, способствующий созданию новых информационных систем, позволил увеличить скорость обращения капитала. Это обстоятельство вызвало разрушение старых экономических систем.

Растущая глобализация экономики – сложный и противоречивый процесс. С одной стороны, она облегчает хозяйственные отношения между государствами, создает условия для доступа стран к передовым технологиям, обеспечивает экономию ресурсов, стимулирует мировой прогресс. С другой, глобализация несет негативные последствия: потеря своих ресурсов странами, разорение малого бизнеса, распространение на слабые страны глобализации конкуренции, снижение уровня жизни и др.

Республика Беларусь также столкнулась с таким новым явлением как глобализация. Теперь не представляется возможным сохранять старые принципы развития, не учитывая мировых тенденций. Глобализация для Беларуси, с одной стороны – это увеличение экономической активности, появление новых рынков сбыта; с другой же – это зависимость от мировых векторов развития и ограничение экономического суверенитета.

Наша страна не является крупным производителем технологий, поэтому в контексте глобализации существует риск оказаться лишь их Пользователем. А это приведет к тому, что назначение Беларуси сведется к роли сырьевого и трудового (прежде всего интеллектуального) ресурса для высокоразвитых стран.

Геоэкономическая политика Беларуси ориентирована на создание полицентричного мира. Страна поддерживает и развивает тесные связи с Российской Федерацией, другими странами Содружества, рядом государств Европы, Арабского Востока, Китая и многими другими. Внешняя политика страны основывается на принципах партнерства и взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами, при сохранении национального суверенитета.

Основополагающий интерес Беларуси заключается в создании современной рыночной экономики. Для этого необходимо присутствие на мировых рынках белорусских конкурентоспособных товаров и услуг, государственная поддержка инноваций. Это важнейшая задача стратегии нашей внешней политики.

Сегодня глобализация несет негативные последствия для экономики Беларуси. Это выражается в отрицательном сальдо торгового баланса и «утечке мозгов» за рубеж. Существенными барьерами для экспорта являются международные стандарты качества и сертификации продукции и услуг, а также таможенные тарифы и квоты.

В этих условиях наряду с глобальной интеграцией, необходимо усиливать интеграцию региональную (в рамках СНГ), чтобы обеспечить коллективную защиту. Кроме того нужно укреплять государство и проводить протекционистскую политику. Постепенная адаптация к глобализации должна выработать механизм управления этим процессом, направляя его на развитие национальной экономики.

В Беларуси необходимо сформировать баланс между рыночной и нерыночной сферами. В условиях глобализации у реформ должно быть человеческое измерение. Если руководствоваться лишь принципом максимальной прибыли, то это приведет к тупику.

1.3. Геоэкономические ресурсы Республики Беларусь

В 90-е гг. XX в. в Республике Беларусь появилась необходимость сформировать основы внешней политики, определить ее цели и прерогативы. В результате чего были разработаны различные пути к решению этой проблемы. Базисом предлагаемых концепций являлось то, под каким углом рассматривались место и роль Республики Беларусь на мировой арене. Разумеется, анализ был основан на имеющихся в распоряжении ресурсах. Их наличие либо отсутствие рассматривалось в качестве предпосылок для той или иной геополитической ориентации нашей страны. К данным ресурсам, прежде всего, следует отнести современное географическое положение Республики Беларусь, ее демографические и социальные, экономические, военно-стратегические, информационные и внешнеполитические ресурсы.

Так как значение данных ресурсов велико, подробнее остановимся на каждом из них.

Географическое положение. Наша страна имеет выгодное географическое положение: расположена на пересечении европейских транспортных связей, имеет возможность использовать это расположение как для стимулирования развития национальной экономики, так и для усиления своих позиций в региональной политике.

В то же время важно помнить, что Республика Беларусь не является единственным транзитным коридором между Россией и Европой. Поэтому стремление правительства получать дополнительную прибыль путем увеличения транзитных может привести к смещению основных транспортных потоков на территории соседних стран.

Кроме того, Республика Беларусь не имеет выхода к морю. Это в некоторой степени препятствует развитию торговли с отдаленными регионами. Решение данной проблемы видится в использовании российских портов.

Демографические и социальные ресурсы. Население нашей страны составляет почти 10 млн. человек, достаточно равномерно распределенных по территории в 207 600 кв. км. Поэтому проблема перенаселения в ближайшее время для Республики Беларусь не будет являться актуальной.

Весьма серьезной тенденцией для нашей страны становится значительное уменьшение общего уровня рождаемости и увеличение смертности. Это на фоне постепенного увеличения количества лиц пенсионного возраста может впоследствии стать причиной нехватки трудовых ресурсов и обусловить необходимость привлечения их извне.

Уже сейчас Беларусь сталкивается с проблемой нелегальной миграции из стран третьего мира и государств СНГ. Это, в свою очередь, угрожает сохранению межэтнической и межконфессиональной стабильности в Республике Беларусь. Белорусы равномерно расселены по всей ее территории, составляя абсолютное большинство населения во всех шести областях и Минске. Около четырех пятых населения причисляет себя к православным. Вероятность возникновения в одном из регионов межэтнического конфликта очень мала.

Военно-стратегические ресурсы. Республика Беларусь обладает боеспособной армией, способной совместно с союзниками по Договору о коллективной безопасности обеспечить защиту нашей страны от любой военной угрозы извне.

Огромное значение для безопасности нашей страны имеет также ее членство в таких международных организациях как СНГ, ОБСЕ и ООН, в рамках уставных документов каждой из которых предусмотрен механизм защиты их участников от вооруженной агрессии со стороны одного либо нескольких государств. Но необходимо признать, что основным гарантом безопасности нашей страны фактически выступает Российская Федерация, военно-стратегическая мощь которой по-прежнему позволяет причислить это государство к числу мировых лидеров.

Информация о работе Геоэкономика Беларуси и ее правовое регулирование