Всеобщая декларация прав человека и глава вторая Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2014 в 11:46, контрольная работа

Краткое описание

Все государственные органы, учреждения и должности образуются и действуют в установленном правовом порядке. Их государственно-властные полномочия, порядок, формы и процедуры реализации ими своих полномочий определяются и регламентируются законами и иными нормативно-правовыми актами. Система государственных органов строится по иерархическому принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. В системе государственных органов, выражающей суверенную власть государства, каждый орган (учреждение, должностное лицо) наделен своей компетенцией, соответствующей его месту в данной системе и согласованной с компетенцией других органов.

Вложенные файлы: 1 файл

Государство и право.doc

— 105.50 Кб (Скачать файл)

1. Государственный аппарат (механизм)

- понятие государственного  аппарата и государственного  органа;

- система государственных  органов и их задачи.

2. Формы (источники)  права

- виды нормативно-правовых  актов;

- предмет действия  нормативных актов;

- систематизация нормативных актов

 

  1. Государственный аппарат (механизм)

 

Государство – это правовая, суверенная организация публичной власти свободных людей. Сущность государства проявляется в его функциональной деятельности.  Государство, как право, действует во всех сферах социальной жизни людей, определяя соответствующий порядок отношений и способ разрешения задач в этих разнообразных сферах – экономики, культуры, науки, образования, окружающей среды и т.д. Определяющее значение в разрешении задач имеет надлежащий государственно-правовой порядок их разрешения.

К основным  функциям государства относятся:

- правоустановительная :

- правореализаторская;

- правозащитная;

- внешнегосударственная.

По принципу разделения власти в правовом государстве его основными внутренними функциями являются: законодательная, исполнительная и судебная. Все функции носят социальный характер, т.е. деятельность государства направлена на социальную защиту людей и обеспечение достойных условий жизни всех членов общества.  

Под механизмом (аппаратом) государства понимается организационная структура государственной власти, институциальная форма существования государства и осуществление государственной власти.

Органы государственной  власти, являющиеся структурной частью аппарата, – это органы, созданные или уполномоченные государством и осуществляющие государственные функции управления.

Механизм (аппарат) государства – это система органов, учреждений и должностных лиц, которые в установленном правовом порядке наделены государственно-властными полномочиями и реализуют функции государства.

Все государственные  органы, учреждения и должности образуются и действуют в установленном  правовом порядке. Их государственно-властные полномочия, порядок, формы и процедуры  реализации ими своих полномочий определяются и регламентируются законами и иными нормативно-правовыми актами.

Система государственных  органов строится по иерархическому принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. В системе государственных органов, выражающей суверенную власть государства, каждый орган (учреждение, должностное лицо) наделен своей компетенцией, соответствующей его месту в данной системе и согласованной с компетенцией других органов.

Компетенция государственного органа – это совокупность его  государственно-правовых полномочий, т.е. его права и обязанности.

Система государственных  органов, их компетенции зависят от типа и формы государства.

Механизм (аппарат) современного правового государства строится и функционирует по принципу разделения государственной власти на:

  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Законодательную власть осуществляет представительный орган парламент;

Исполнительную власть осуществляют глава государства, правительство, различные министерства и другие центральные учреждения, местные государственные органы исполнительной власти.

Судебную власть составляют суды общей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Правосудие осуществляется только судом. Судьи независимы и подчиняются только закону и конституции.

Правоохранительными и  правозащитными являются все государственные органы. Государство в целом, обладающее суверенной властью, является не силовой структурой, а правовой организацией публичной власти. Основная юридическая особенность государственных органов, обычно называемых “силовыми” состоит в их правомочии применять соответствующие, предусмотренные законом, меры государственно-правового или властно-правового принуждения.

Вооруженные формирования (армия, внутренние войска и т.д.) –  это объекты не только ведомственного управления, но прежде всего и главным образом общегосударственного ведения и руководства.

Механизм (аппарат) государства  – это организованная форма и  средство реализации суверенной государственной  власти в соответствии с требованиями правопорядка и законности. От качества этого аппарата, уровня его демократичности и компетенции, от его готовности и способности защитить и удовлетворить права и законные интересы граждан, зависят реальное положение дел в стране, благосостояние народа, мера доверия общества в целом к государству. 

Конституцией Российской Федерации закреплено федеративное устройство России.

 

Конституционная система  органов государственной власти РФ

Государственные органы

Состав

Функции

Органы

Законодательной власти РФ и ее субъектов

Представлены:

Федеральным Собранием РФ,

народными собраниями,

государственными собраниями,

верховными советами.

Законодательными собраниями, государственными собраниями республик в составе  РФ.

Думы, законодательные собрания.

Областные собрания и др. законодательные  органы власти краев, областей, городов федерального

Осуществляют государственную  деятельности по возведению общеобязательной воли народа в закон.

Органы

Исполнительной власти РФ и ее субъектов

 

 

По характеру полномочий подразделяются на:

Совокупность полномочий по управлению всеми гос. делами

 

Органы общей компетенции

Ведают многими отраслями исполнительной деятельности.

 

Органы специальной компетенции

Ведают отдельными отраслями или сферами исполнительной

деятельности

Органы

Судебной власти РФ и ее субъектов

 

Конституционный суд РФ

Осуществляют гос. власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в строго установленном процессуальном порядке, т.е. осуществляют

правосудие и контроль за законностью, толкование правовых норм.

 

Верховный Суд РФ

 

Высший Арбитражный суд РФ

 

Федеральные суды и суды субъектов  Федерации

Президент России

Не входит ни в одну из ветвей власти.

Должностное лицо, которое занимает высшее место в иерархии институтов государственной власти и обеспечивает конституционный порядок.

Гарант согласованного функционирования и взаимодействия органов гос.власти. Определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Высшее представительство в международных отношениях.


2. Формы (источники) права

2. 1. Виды источников права. Нормативно-правовые акты.

 

Источники (формы) права - это официально определенные формы внешнего выражения содержания права.

Нормы действующего права  содержаться в определенных, официально признанных источниках права, которые представляют собой официально определенные (институционализированные) формы закрепления и существования норм права.

Применительно к разным системам права известны следующие  виды источников (форм) позитивного, т.е. действующего, права:

  1. правовой обычай
  2. судебный претендент
  3. юридическая доктрина
  4. религиозный памятник
  5. нормативно-правовой договор
  6. нормативно-правовой акт
  7. естественное право.

Правовой обычай (обычное право) – это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила регулирования общественных отношений, которые официально признаны в качестве обязательных норм права. Государственное санкционирование обычаев часто осуществляется в официальной письменно-документальной форме – признанием в нормативно-правовых актах позитивно-правового значения соответствующих обычаев.

Судебный претендент – судебное решение по конкретному делу, имеющее значение обязательного правила для такого же решения всех аналогичных дел. Судебный претендент является основным источником права в национальных системах права.

Юридическая доктрина, или “право юристов” – это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют юридическую силу. Юридическая доктрина остается одним из источников права в системах романо-германской правовой семье общего права и играет значительную роль в мусульманском праве.

Религиозный памятник – это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права. При этом необходимо иметь в виду, что соответствующее религиозное право – это не национально-государственная система права, а право существования соответствующей религиозной общины.

Нормативно-правовой договор – это договор, содержащий новые нормы действующего права. Такие договоры имеются в системе частного и публичного права. Публичное право – совокупность отраслей права, служащее интересам государства, частное право регулирует отношения, обеспечивающие частные интересы граждан и корпораций в их имущественной деятельности и в личных отношениях.

Нормативно-правовой акт – это письменный правоустанавливающий акт государства, содержащий нормы действующего права. Нормативно-правовые акты являются основным источником права в системах права романо-германской правовой семьи, к которой относится и правовая система России.

Существует множество нормативно-правовых актов, которые в своей совокупности образуют иерархическую систему актов различной юридической силы.

По своей юридической силе нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Основным законом является Конституция. Конституция принимается посредством всенародного голосования – референдума, Учредительным (или Конституционным) собранием или высшим представительным и законодательным органом страны (как правило, парламентом) в специальном усложненном порядке. Конституция регулирует основные положения государства. Некоторые, наиболее важные законы, принимаются путем референдума

В странах романо-германской правовой семьи закон выступает в качестве основного и главного нормативно-правового регулятора общественных отношений. Объектами законодательной системы являются наиболее важные и существенные общественные отношения, имеющие основополагающее значение для жизни общества и устанавливаемого в нем правопорядка.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основе и во исполнение действующих законов и, прежде всего, конституции страны. Соотношение различных подзаконных актов строится по принципу иерархии, с учетом различной юридической силы различных подзаконных актов. Юридическая сила и сфера действия подзаконных нормативно-правовых актов определяется законодательно-установленным местом и властно-функциональным значением соответствующего государственного органа (или должностного лица) в общей системе исполнительной ветви власти. Поэтому подзаконные нормативно-правовые акты нижестоящих государственных органов должны соответствовать нормативно-правовым актам вышестоящих органов государственной власти.

Естественное право – это официально-признанные государством и закрепленные в его конституции и законах естественные, прирожденные и неотчуждаемые права человека и права народа. Естественные права и свободы человека, официально признанные и закрепленные  в Конституции и в иных правоустанавливающих государственных актах, занимают высшее место в иерархии источников действующего позитивного права государства и обладают высшей юридической силой. В случае коллизий они обладают приоритетом по отношению ко всем остальным нормам всех других источников позитивного права. Естественное право, приобретая посредством конституционного признания позитивно-правовую силу, продолжает одновременно оставаться естественным правом.

 

2.2. Источники права в Российской Федерации.

В российской системе права в современных условиях основным источником права являются нормативно-правовые акты. Определенную роль играют также нормативно-правовой договор и обычное право (санкционированные государством обычаи). Приоритетное значение в системе источников современного российского права имеют официально признанные и закрепленные Конституцией РФ естественные права и свободы человека.

Источники конституционного права в РФ

Вид

источника права

Иерархическая система 

актов

Законы

Конституция РФ

Конституция субъектов Федерации

(республик)

Уставы субъектов Федерации 

(краев, областей, городов федерального значения, автономных округов, автономных областей)

Федеральные конституционные законы

Федеральные законы

Кодексы

Обычные законы

Законы субъектов РФ

 

Правовые позиции

Конституционного Суда

Подзаконные акты

Нормативные указы Президента РФ

Постановления палат Федерального Собрания

Постановления Правительства России

Регламенты палат Федерального Собрания

Нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов Федерации

Договоры

Федеральный договор

Между органами государственной власти РФ и субъектов РФ

Между органами государственной власти субъектов Федерации

Ратифицированные международные  договоры

 

Декларации

 

Общепризнанные нормы и принципы международного права


     

Конституция РФ как нормативно-правовой акт обладает высшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов страны и, вместе с тем, является главным правоустанавливающим актом, определяющим основы системы источников действующего в стране позитивного права.

Информация о работе Всеобщая декларация прав человека и глава вторая Конституции РФ