Возникновение и развитие идеи правовой государственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы состоит в определении оптимальных путей построения правового государства. В связи с этим задачами работы являются:
-показать историю правовой государственности в политико-правовой мысли;
-дать определение и общую характеристику правового государства;
-раскрыть понятие правового государства;
-познакомить с особенностями, сущностью, прин¬ципами, целями, методами деятельности правового госу¬дарства;

Содержание

Ведение……………………………………………………………….….3

Глава 1. Возникновение и развитие идеи правовой государственности………………………………………………………..……5

Глава 2. Правовое государство в современном мире......................19
§ 2.1.Современный подход к пониманию правовой государственности….....19
§ 2.2.Особенности становления правовой государственности в России...…..33

Заключение………………………………………………………………..…….45

Список литературы……………………………………………………...……..47

Вложенные файлы: 1 файл

ТГП.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)
 

         ТЕМА 35: Теория правового государства 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Содержание 

       Ведение……………………………………………………………….….3 

       Глава 1. Возникновение и развитие идеи правовой государственности………………………………………………………..……5 

       Глава 2. Правовое государство  в современном  мире......................19

§ 2.1.Современный  подход к пониманию правовой государственности….....19

§ 2.2.Особенности  становления правовой государственности в России...…..33 

Заключение………………………………………………………………..…….45 

Список  литературы……………………………………………………...……..47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

             Россия провозгласила себя правовым государством. Включение этих норм в Конституцию Российской Федерации автоматически не приводит к реальным изменениям на пути строительства нового демократического государства. Формирование  правового в постсоветской России находится в самом начале теоретической и практической разработки.

       Для современной России забота о развитии политической науки и формировании новой системы политического  образования должна стать общим  делом государства. Правовое государство явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества.

       Функционирование  правового государства самым  тесным образом связано с утверждением гражданских и политических прав. Это право на участие в реализации власти, право на свободу слова, право на частную жизнь и т. п. Международные правовые документы составляют основу правового государственности и в самом общем виде обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт.

       Однако  очевидно, что от конституционного закрепления идеи правового, государства до ее практической реализации лежит долгий и трудный путь. Для этого необходимо создание соответствующей социально-экономической базы, развитие культуры, проведение политических реформ.

         В связи с этим актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что Россия, провозгласив себя  правовым государством, таковым не является.  Полное осуществление этих постулатов является в значительной мере еще целями развития.

       Практическая  значимость работы заключается в  оценке реальной ситуации по построению правового государства в России. Объект исследования – теория правового государства. Предметом  исследования данной работы являются  факторы, влияющие на становление правового государства. Цель данной дипломной работы состоит в определении оптимальных путей построения правового государства. В связи с этим  задачами работы являются:

       -показать  историю правовой государственности  в политико-правовой мысли;

       -дать  определение и общую  характеристику  правового государства;

       -раскрыть понятие правового государства;

       -познакомить  с особенностями, сущностью, принципами, целями, методами деятельности  правового государства;

       -изучить  становление в современной России  правового, государства.

       Настоящая работа состоит из 2 глав. Каждая, из которых состоит из параграфов. В первой главе рассматривается история и общая характеристика правового государства. Вторая  глава несет основную смысловую нагрузку. Во второй главе раскрываются понятие и принципы правового государства, а также становление правового государства в современной России.

         В последнее время  в научной  литературе все большее внимание  уделяется проблемам правового  государства. Появляются новые учебные пособия и статьи, посвященные данной теме. Теоретической разработкой данных проблем заняты такие научные деятели, как В.С. Нерсесянц, Н. Я. Гриценко, Е. А. Лукашева, Л. С. Мамут, И. Ю. Козлихин, В. Е. Чиркин.  В работе использованы не только практические разработки, книги, газетно-журнальные публикации  по теме правовое государство, но и ряд нормативных актов, важнейшим из которых, безусловно, является Конституция Российской Федерации.  Для более четкого понимания понятия, целей, задач и принципов правового государства необходимо было изучить международные нормативно-правовые акты, посвященные правам и свободам человека и гражданина. Правовое государство целиком должно базироваться на «Всеобщей декларации прав человека», принятой на третий сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948г и «Международном пакт о гражданских и политических правах». (Нью-Йорк. 19 декабря 1966г.)

       Глава 1. Возникновение и развитие идеи правовой государственности 

       Человечество  с древнейших времен ищет оптимальные  формы соотношения личности и  государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства.

       Однако  практика далеко не всегда достигала  таких высоких идеалов и обычно останавливалась на более низких устремлениях — выгоде для государства, отдельных слоев, облеченных публичной властью. Еще Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой — подданных, общества1.

       Любая власть, и главным образом государственная, не знает собственных границ, всегда стремится к неограниченному расширению властного пространства, что ведет, как правило, к ущемлению интересов личности. Еще В. Г. Белинский предостерегал, что «ни одна страсть не стоила человечеству стольких страданий и крови, как властолюбие». «Каждый человек, — по Расселу, — изначально наделен двумя связанными, но не тождественными страстями — стремлением к власти и славе. Обе страсти ненасытны и бесконечны»2.

       Люди  все больше и больше стали задумываться над такими вопросами: как сделать, чтобы государство не превращалось из «слуги» в «хозяина», как и с помощью какого средства, направлять его энергию, силу, власть в русло общего блага, какое противоядие можно использовать в целях минимизации произвола и различных злоупотреблений?

       На  эти вопросы отвечают по-разному, существует широкая амплитуда мнений. Одни мыслители считают, что в принципе ничего нельзя противопоставить такой страсти. Так, Л. Н. Толстой писал: «Сколько ни придумывали люди средств для того, чтобы лишить людей, стоящих у власти, возможности подчинять общие интересы своим, или для того, чтобы передавать власть только людям непогрешным, до сих пор не найдено средств для достижения ни того, ни другого…»3

       Другие  ученые исходят из того, что государственную  власть вообще не надо ограничивать. Подобные идеи характерны для этатистов (этатизм — от фр. etat — государство), которые всячески возвышают государство над правом, отвергают возможность жесткого упорядочения государственной власти со стороны права, в результате чего, как показывает практика, политика переходит границы рационального взаимодействия с экономикой и другими организующими жизнедеятельность общественными системами, происходит огосударствление социальной сферы.

       Третья  точка зрения выражает стремление к  максимальному ограничению государственной власти, а затем и к ее полному устранению с политической сцены, видя в этой власти главную угрозу для свободы личности. Такие взгляды присущи анархизму  - политическому течению, провозглашающему своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободой и добровольной ассоциацией граждан. С точки зрения анархистского типа политического сознания всякое право и правление (правительство) есть вмешательство в жизнь общества, есть источники всех социальных зол4.

       Мнение  четвертой группы мыслителей не столь  категорично. Они выступают, с одной стороны, против ликвидации государственной власти, ибо без нее пока просто не обойтись, а с другой стороны, не могут согласиться и с теми идеологами, которые данную власть абсолютизируют, выводят ее из-под социально-правового контроля. Представители концепции правового государства в качестве средства, организующего государственную власть, называют право. В этой связи идея правового государства выступает одной из форм своеобразного компромисса различных идеологий, той «золотой серединой», к которой предлагали стремиться еще древние мудрецы.

       Именно  через право предоставлялось  больше всего возможностей выразить и осуществить общественные интересы, именно право, в отличие от других социальных норм, носило формально определенный характер и могло детально регламентировать компетенцию органов государства, что облегчало контроль со стороны общества за деятельностью чиновников. Все эти качества послужили той объективной основой, которая позволила использовать право в виде своеобразного «лекарства» от злоупотреблений властью со стороны государства.

       Идея  правового государства имеет  длительную историю и занимает важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и произволу личности правителя. Идея утверждения права в общественной жизни родилась в тот период истории человечества, когда начали возникать первые государства. Древнейшие памятники письменности отразили процесс имущественного и социального расслоения первобытных коллективов и возросшую вследствие этого потребность в нормативно-властном упорядочении общественных отношений. Они зафиксировали, как на смену первобытной организации власти пришло государство и что само его формирование потребовало проведения законодательных реформ, положивших начало правовой регламентации механизма государственного управления. С момента своего возникновения право, таким образом, выступает не только инструментом воздействия на общественные отношения, но и средством обеспечения нормального функционирования государственной власти. Для того чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конструировать себя законодательным путем5.

       В общем ключе углублявшихся представлений  о праве и государстве сравнительно рано сформировалась идея о разумности и справедливости организации такой политической формы общественной жизни людей, при которой право, благодаря признанию и поддержке власти, становится властной силой (т.е. общеобязательным законом), а публично-властная сила (с ее возможностями насилия и т.д.), признающая право, упорядоченная, а следовательно, ограниченная и оправданная им одновременно, - справедливой (т.е. соответствующей праву) государственной властью. Такое понимание государства как правовой организация публично-властной силы является основной идеей правовой государственности6.

       Еще древнегреческий философ Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон — владыка над правителями, а они — его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».

       Сходные взгляды развивались другим выдающимся древнегреческим философом Аристотелем: «Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя. Закон должен властвовать над всем...»,

       Согласно  Цицерону, государство есть дело народа как соединение «многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов». Право же является, по его мнению, необходимым конституирующим источником государственности вообще.

       Таким образом, уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конструкций  для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависимостей и согласованного взаимодействия права и власти. Довольно рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей, когда в государстве господствуют право, закон.

       Идеи  древнегреческих и древнеримских  мыслителей, воплощавшиеся в характерных для той эпохи понятиях, не имели еще логически завершенной формы, поэтому «говорить о становлении концепции правового государства во времена античности - значит делать очень большое допущение...»7 Однако в условиях рабовладельческого, а затем и феодального строя они не имели шансов получить последовательного обоснования. Существовавшая в те времена действительность не могла еще дать необходимой информации.

       В теоретически развитом и развернутом виде учения о правовом государстве были оформлены гораздо позже — в условиях борьбы против феодального произвола и абсолютистского деспотизма, в период буржуазных революций и утверждения нового строя. Возникновение целостной концепции правового государства относится к концу XVIII — началу XIX в., к периоду становления буржуазного общества, когда в исторически прогрессивных политических теориях осуществлялась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, абсолютистских и полицейских режимов, утверждались идеи гуманизма, принципы свободы и равенства всех людей, неотчуждаемость прав человека, решительно отвергались узурпация публичной политической власти и ее безответственность перед людьми и обществом.

Информация о работе Возникновение и развитие идеи правовой государственности