Сущность
античного полиса. Реформы Солона
и Клисфена
Разложение первобытнообщинного
строя и образование городов-государств
(полисов) в Греции привели к разным
политическим результатам. Афины, Коринф,
Мегара, Малоазийские города-полисы представляли
собой образцы демократии.
С точки зрения своей внутренней
организации античный полис представлял
собой закрытое государство, за бортом
которого оставались не только рабы, но
и чужаки-иностранцы, даже выходцы
из других греческих полисов. Для
самих же граждан полис являлся
своего рода политическим микрокосмосом
со своими священными для данного
города формами политического устройства,
традициями, обычаями, правом и т.д.
Полис заменил у древних греков
распавшиеся под влиянием частной
собственности земельно-общинные коллективы
гражданской и политической общиной.
Большие различия в экономической
жизни, в остроте политической борьбы,
в самом историческом наследии являлись
причиной большого разнообразия внутреннего
устройства городов-государств. Но безусловное
преобладание в полисном мире имели
различные республиканские формы
-- аристократия, демократия, олигархия,
плутократия и т.п. 7
Наряду с этими полисами были
и такие, в которых сохранились
значительные пережитки первобытнообщинного
строя и установились своеобразные
формы аристократического государства
(Спарта, Крит, Фессалия и др.).
Согласно преданию, в Аттике
к VIII в. до н.э. существовали четыре племенных
группы - филы. Затем происходит объединение
этих некогда раздробленных греческих
общин вокруг одного центрального пункта
- Афин. Процесс слияния племен в единый
афинский народ греки называли "синойкизмом"
и приписывали его легендарному царю Тесею.
Будто бы к нему восходит разделение всего
народа независимо от рода, фратрии или
племени на три класса: эвпатридов или
благородных, геоморов или земледельцев
и демиургов или ремесленников. Только
эвпатриды могли занимать государственные
должности. Продолжается ослабление власти
вождя - базилевса.
В VIII в. до н.э. наследственная
царская власть прекращается. Эвпатриды
выдвигают из своей среды некоторое количество
должностных лиц, т. н. "архонтов",
к которым теперь и переходят функции
управления. Коллегия архонтов состояла
из 9 человек. Первый архонт - председатель
коллегии, второй - военноначальник, третий
- жрец. Остальные шесть архонтов занимались
отправлением правосудия.
В VII в. до н.э. появился орган
контроля за деятельностью архонтов-
ареопаг. Ареопаг состоял из бывших архонтов.
Ареопаг вытеснил прежний племенной совет
старейшин. Аттика была разделена на мелкие
территориальные округа - навкрарии, которые
несли военные повинности. Во главе навкрарий
стояли пританы. Данные органы власти
укрепили аристократическую форму правления.
В VI в. до н.э. в Афинах демос
(народ) стал требовать от властей улучшения
своего материального положения (наделения
землей, отмены долгового рабства, введения
свободы завещания и др.). Чтобы ликвидировать
очаг социальной борьбы между демосом
и эвпатридами коллегия архонтов в 594г.
до н.э. поручает Солону (члену коллегии)
провести реформы, которые ввели максимальный
размер земельного надела, его куплю, продажу
и дробление, свободу завещания. Лурье
И.М. История Греции. Курс лекций. М. 1998.
Долговое рабство было отменено. Солон
вводит различие между гражданами по имущественному
признаку. Он делит все население на четыре
разряда. К первому разряду относятся
наиболее богатые собственники; ко второму
относятся те, которые обладали достаточным
состоянием для приобретения колесницы
и тяжелого оружия (это были т.н. "всадники"),
к третьему разряду, или зевгитам, относилась
средняя группа собственников; к четвертому
разряду причислялись феты - батраки, не
обладавшие каким бы то ни было имуществом.
Солон создал Совет 400 (булэ), которому
вверялась вся полнота правительственной
власти в стране. В него выбирались по
100 представителей от каждого разряда
граждан. Солон сохраняет в неприкосновенности
и ареопаг, который имел право затормозить
любое решение Совета 400.
Реформы Солона ограничили власть наследственной
аристократии, однако же, не сломили
её влияние до конца. Борьба эвпатридов
и демоса за политическое господство продолжалась
еще почти столетие. Дальнейшая демократизация
афинского общества связана с именем Клисфена.
Клисфен в 509 г. до н.э. разделил Аттику
на 10 фил. Филы являлись территориальными
округами, между которыми граждане распределялись
не по происхождению, а по месту жительства.
Каждая фила составлялась из трех тритий,
включая в себя одну городскую тритию,
одну береговую и одну тритию в центре
страны. Филы делились на демы (волости)
- по 10 в каждой филе. Демы, принадлежавшие
хотя бы к одной и той же филе, но к разным
тритиям, лежали в разных районах Аттики.
Поскольку территориальный принцип возобладал
над родовым и поскольку гражданство стало
теперь определяться не принадлежностью
к роду, а к тому или иному дему, то и получилось,
что в демы, тритии и филы входили наравне
знатные и незнатные. На основе нового
территориального устройства страны Клисфен
организовал новые государственные учреждения
и должности. Он отказывается от солоновского
Совета 400 и взамен последнего вводит Совет
500- высший правительственный орган, куда
вошли по 50 представителей от десяти фил.
Клисфеном был образован еще один новый
орган - коллегия стратегов.
Важность преобразований Солона и
Клисфена состояла в том, что они способствовали
ликвидации первобытнообщинного строя
и возникновению развитой формы государства
- демократической республики.8
Заключение
Особенности
процесса становления государственности
в античном мире (в отличие от
стран Востока) во многом предопределялись
природно-географическими факторами.
Широкое развитие обменных, а затем
и торговых отношений, особенно морской
торговли, способствовало быстрому становлению
рыночного хозяйства и росту
частной собственности. Усилившаяся
социальная дифференциация стала основой
острой политической борьбы, в результате
которой переход от примитивных
государств к высоко развитой государственности
проходил более стремительно и с более
значимыми социальными последствиями,
чем это имело место в других странах древнего
мира.
Полисная
система была одной из самых значительных,
практически уникальных черт государственности,
характерных не только для Греции,
но и для всего античного мира.
Море и морская торговля связывали
в единую полисную систему все
города-государства, создавали открытую
общегреческую и средиземноморскую
политическую культуру, цивилизацию.
Ликвидация монархии привела к
победе в античном мире республиканского
строя, а также к окончательному
утверждению (до эпохи кризиса и
разложения рабовладельческого общества)
полисной системы организации государства.
Но в раннереспубликанский период демократический
потенциал, присущий полисной системе,
предусматривающей элементы непосредственной
демократии (народные собрания и т.д.),
не получил полного развития. Простой
народ в полисах, не имевший политического
опыта и черпавший свои представления
о власти из патриархально-религиозной
прошлого, уступил бразды правления практически
во всех античных полисах родовой, жреческой
и новой имущей аристократии. Именно таковой
была государственная власть в Афинах
накануне реформ Солона, в ранний период
патрицианской республики в Риме и т.д.
Дальнейший процесс демократизации политической
жизни в античных городах-государствах
сопровождался обострением борьбы между
аристократией, державшей в своих руках
власть и стремившейся законсервировать
старые полисные порядки, и народом (демосом),
все более осознающим свое гражданское
единство. Результатом этой борьбы (эвпатридов
и демоса в Афинах, патрициев и плебеев
в Риме и т.д.) стала серия законодательных
реформ, подрывающих монополию аристократии
в государственных органах и создающих
основу для развития демократических
институтов.
К I в. до н.э. исчерпала себя и полисная
система в Риме, когда особенно стало очевидным,
что республика-город не может справиться
с восстаниями рабов и не в состоянии обеспечить
внутреннее гражданское единство. В этих
условиях сохранение республиканской
системы, рассчитанной на управление государством-городом,
становится анахронизмом. На смену республике,
превратившейся к I в. до н.э. в мировую
державу, приходит империя. Влияние полисной
системы за долгую историю Римской республики
стало столь велико, что в течение первых
веков (принципат) императоры, стремящиеся
создать централизованную бюрократическую
монархию, еще долго не могли освободиться
от республиканских полисных институтов.
Список используемой
литературы
- Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А, и проф. Жидкова О. А. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. — М.: Издательская группа ИНФРА М— НОРМА, 1997. — 480 с
- Никифорова Н. А. История государства и права зарубежных стран, - М.: Окей-кига, 2007. — 160 с.
Желудков А.В., Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. Конспект лекций. - М.: ПРИОР, 2003. — 176 с.
- Милехина Е.В. История государства и прав зарубежных стран. Конспект лекций.2002г. — 208с
Милехина Е.В. История государства и права зарубежных стран. - М., 2003. – 143 с.
- Под ред. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание второе. Т.1 – М, 1999. – 528 с.
1 Под ред. проф. Крашенинниковой
Н.А, и проф. Жидкова О. А. История
государства и права зарубежных стран.
Часть 1. — М.: Издательская группа ИНФРА
М— НОРМА, 1997. — 480 с
2 Никифорова Н. А. История государства
и права зарубежных стран, - М.: Окей-кига, 2007. — 160 с.
3 Под ред. проф. Крашенинниковой
Н.А, и проф. Жидкова О. А. История
государства и права зарубежных стран.
Часть 1. — М.: Издательская группа ИНФРА
М— НОРМА, 1997. — 480 с
4 Под ред. проф. Крашенинниковой
Н.А, и проф. Жидкова О. А. История
государства и права зарубежных стран.
Часть 1. — М.: Издательская группа ИНФРА
М— НОРМА, 1997. — 480 с
5 Желудков А.В., Буланова А.Г.
История государства и права зарубежных
стран. Конспект лекций. - М.: ПРИОР, 2003. — 176 с.
6 Милехина Е.В. История государства и прав зарубежных стран. Конспект лекций.2002г. — 208с
7 Милехина Е.В. История государства и права
зарубежных стран. - М., 2003.
8 Под ред. Омельченко О.А. Всеобщая
история государства и права: Учебник
в 2 т. Издание второе. Т.1 – М, 1999. – 528 с.