Воззрение Платона о государстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 16:50, реферат

Краткое описание

В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и государство. Платон менее всего похож на аполитического мыслителя, равнодушного к явлениям общественной жизни и политическим учреждениям. С философским идеализмом в нем сочетается чрезвычайный интерес к общественным отношениям. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития.
О тяготении Платона к разработке вопросов общественного устройства хорошо говорит в рецензии на русский перевод «Поэтики» Аристотеля Н. Г. Чернышевский. «Платона, - писал Чернышевский, - многие считают каким-то греческим романтиком, вздыхающим о неведомом и туманном, чудном и прекрасном крае, стремящимся … далеко, далеко от людей и земли… Платон был вовсе не таков…

Вложенные файлы: 1 файл

ВОЗЗРЕНИЯ ПЛАТОНА О ГОСУДАРСТВЕ.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)
  1. ВОЗЗРЕНИЯ ПЛАТОНА О ГОСУДАРСТВЕ

 

В мировоззрении Платона важное место принадлежит его взглядам на общество и государство. Платон менее всего похож на аполитического мыслителя, равнодушного к явлениям общественной жизни и политическим учреждениям. С философским идеализмом в нем сочетается чрезвычайный интерес к общественным отношениям. Его чрезвычайно занимал вопрос о том, каким должно быть совершенное общежитие и каким воспитанием люди должны быть подготовлены к устройству и сохранению такого общежития.

О тяготении Платона к разработке вопросов общественного устройства хорошо говорит в рецензии на русский перевод «Поэтики» Аристотеля Н. Г. Чернышевский. «Платона, - писал Чернышевский, - многие считают каким-то греческим романтиком, вздыхающим о неведомом и туманном, чудном и прекрасном крае, стремящимся … далеко, далеко от людей и земли… Платон был вовсе не таков… Он не был праздным мечтателем, думал не о звездных мирах, а о земле, не о призраках, а о человеке. И прежде всего Платон думал о том, что человек должен быть гражданином государства …» [1, стр. 56]. 

В «Государстве» Платон, конструируя идеальное, справедливое государство, исходит из того соответствия, которое, существует между космосом, государством и отдельным человеком. «По самой идее справедливости,- говорит Платон, справедливый человек ни сколько не отличается от справедливого государства, но, напротив, схож с ним»[1, стр. 70].

В человеке существуют три начала:  
1.Разумное. 
2.Яростное. 
3.Вожделеющее (биологическое).

Идеальным человеком, по Платону, является тот человек, у которого разумное начало преобладает [5, стр.48]

В идеальном государстве, как и в человеке, существует три начала. 
1.Совещательное–правители(философы) 
2.Защитное–воины(стражи) 
3.Деловое–производители(ремесленники, земледельцы)

Справедливость состоит в том, чтобы каждое начало занималось своим делом и не вмешивалось в дела других. На это основывается наилучшее удовлетворение потребностей (т.к. каждый человек будет лучше заниматься одним делом, чем несколькими одновременно). 
Такое разделение труда вытекает из природного неравенства людей (миф о том, что при рождении одним людям подмешивается золото, другим – серебро и т.д. В мифе говорится, что государство погибнет, если им будет управлять железный или медный страж).  
Кроме того справедливость требует соответствующей иерархической соподчиненности всех начал во имя целого:  
философы(правители), стражи(воины), производители.

1. «Правители (философы) –  интеллектуальная элита общества. По Платону, править должны знающие, и править должны именно философы т.к. они не могут совершать плохих поступков». Существует диктатура правителей. Они являются законодателями, решают все вопросы государственной и общественной жизни, занимаются науками и воспитанием. В сословии правителей отбираются дети наиболее способные к умственному труду. Философы обязательно должны пройти военную службу, после которой они обучаются различным наукам и только по достижении пятидесяти лет становятся правителями.

2. Стражи (воины). В сословие  стражей отбираются дети с  хорошими физическими данными и преобладающим яростным началом. Задача стажей состоит в защите государства. Стражам строго запрещается прикасаться к деньгам, золоту, серебру и и меть какую-либо собственность (даже жены и дети у них должны быть общими).

3. Производители (торговцы и ремесленники) не должны вмешиваться в вопросы управления или иные сферы деятельности государства. Их главной функцией является обеспечение государства необходимыми благами.

Функции государства: 
1.Социальная функция (удовлетворение потребностей); 
2.Защитная функция; 
3. Воспитательная функция (человеку внушается, что интересы государства выше интересов личности); 
4.Духовная функция (развитие философии и науки).

Платон считал, что превыше всего благо государства, а не отдельных личностей или социальных слоев (главное, чтобы было счастливо все государство в целом) [7, стр. 65].

Идеальное государство, в понимании Платона, - это полис, т. е. небольшой город-государство. Территория полиса не должна быть особо обширной, поэтому завоевательные войны им осуждаются. Войны могли вестись только в целях защиты государства [9, стр. 82]. Война, по Платону, - главный источник частных и общественных бед. 
Оптимальной формой правления Платон считал аристократию (т.е. власть «лучших», управлять государством должны знающие). 

Следующей, по предпочтительности, формой правления является тимократия (т.е. власть воинов-сословия стражей ). Она наиболее близка к аристократии. Такой тип формы правления существовал в Спарте. Вместо разумного начала в таком государстве господствует яростный дух. 
Порча поглощенного войной и раздорами тимократического государства приводит в результате скопления значительного богатства у частных лиц к олигархии. Этот строй основан на имущественном цензе; у власти стоят богатые, бедняки не участвуют в управлении. 
У неимущих зреет ненависть против алчных богачей, приводящая к перевороту в государстве и установлению демократии. В целом демократию Платон расценивает как строй приятный и разнообразный, но не имеющий должного управления. Равенство при демократии уравнивает равных и не равных [4, стр. 47].

Согласно Платону, демократия опьяняется свободой в неразбавленном виде, и из нее вырастает ее продолжение и противоположность – тирания (т.е. власть одного человека). Черезмерная свобода превращается в черезмерное рабствво.

 Тирания – наихудший  вид формы правления, где царят  произвол, беззаконие и насилие. Тирания является неустойчивой  формой правления, т.к. у нее отсутствует  социальная основа [5, стр. 66].

То, что в прочном государственном строе считают благом и к чему стремятся (в тимократии – военные успехи, в олигархии – богатство, в демократии – свобода), губит данный строй. Другими словами, каждая форма государства гибнет из-за внутренних противоречий, присущих ее собственному принципу, и злоупотреблений последним.

Таким образом, Платон выделяет пять форм правления: 
1.Аристократия–наилучшая. 
2.Тимократия.  
3.Олигархия. 
4.Демократия. 
5.Тирания–наихудшая.

Особенностью этого учения является отсутствие монархии [13, стр.56].

Платон выступает против крайностей богатства и бедности, за умеренность и средний достаток. В идеальном государстве должен быть преодолен раскол на богатых и бедных. Частной собственности в идеальном государстве не должно быть. «Никто не может обладать частной собственностью если в том нет крайней необходимости»[13, стр.60]. Затем ни у кого не должно быть такого жилища или кладовой, куда не имел бы доступа всякий желающий. Необходимые припасы все получают от третьего сословия. 

Особое отношение к собственности должно быть у стражей. Чтобы стражи постоянно были на высоте своих задач, их быт и вся жизнь организуется на началах солидарности, общности, равенства и коллективизма. Живут и питаются они сообща, как во время походов [10, стр. 77].

Семьи, в обычном смысле, для двух первых сословий не существует. Решающее значение для идеального государственного устройства, по Платону, имеет введение для стажей общности жен и детей. Детей воспитывает государство. 

Вопросы регламентации брака, быта, собственности, труда, да и всей жизни людей третьего сословия Платон оставляет на усмотрение властей идеального государства [15, стр.87].

Этика - учение о нравственности. У Платона она построена, исходя из его понимания души, т.е. из осознания врожденных добродетелей, характерных для отдельных общественных сословий. Если они соблюдаются, - в государстве царит добро, которое понимается не как достижение личного счастья, а как достижение общественного благополучия. Поэтому этика у Платона не индивидуальная, а социальная, она тесно связана с политической организацией общества. Это означает, что человек может быть нравственно совершенным лишь в правильно организованном государстве. Образец совершенного государства и образец совершенного человека - такова цель этического и политического учений Платона [13, стр.91].

Человек может быть нравственно совершенным лишь в правильно организованном государстве. По Платону человек по своей природе существо общественное. Даже самые простые нужды невозможно удовлетворить без помощи других людей. Эти 
элементарные нужды распадаются на три группы, которые требуют осуществления в любом человеческом обществе трех основных социальных функций: приобретение и сохранение знания, активное общественное служение и производство материальных предметов, необходимых для поддержания здорового образа жизни. Эти три функции реализуются в учителе, воине и работнике. Главный принцип всей платоновской социальной  утопии можно охарактеризовать следующим образом - достичь идеала невозможно, но стремиться к этому необходимо. Речь, 
следовательно, должна идти о внутреннем, духовном состоянии человека, 
осмыслении им самой этой идеи и ее присутствии в общественной реальности [11, стр.65].

Теория идеального государства Платона признается утопией потому, что в основе ее лежат слишком высокие духовные требования к высшему классу -элите. Самое совершенное по своему строю и оттого благородное государство обладает четырьмя главными добродетелями: мудростью, мужеством, сдерживающей мерой (благоразумием) и справедливостью.

Для понимания платоновской элитологии особую важность имеет анализ всех этих добродетелей, взятых в некую системность. В интерпретации В.Ф.Асмуса, под «мудростью» Платон понимал высшее знание или способность дать добрый совет о государстве 
в целом - о способе направления его внутренних дел и о руководстве им в его 
внешних отношениях[1, стр. 73]. Такое знание «охранительное», а обладающие этим знанием правители – «совершенные стражи». «Мудрость» - доблесть, принадлежащая не массам, а весьма немногим - философам, - и есть, ближайшим образом, не столько даже специальность по руководству государством, сколько созерцание занебесной области вечных и совершенных идей - доблесть, в основе своей нравственная. Мужество так же, как и мудрость, свойственно небольшому кругу лиц, хотя в сравнении с мудрыми этих лиц больше. Платон разъясняет, 
что для того, чтобы государство как таковое было, например, мудрым, вовсе не обязательно, чтобы мудрыми были все без исключения его члены. То же и с мужеством: для него достаточно, чтобы в государстве существовала хотя бы некоторая часть граждан, обладающих способностью постоянно хранить в себе правильное и согласное с законом мнение о том, что страшно и что нет. Лишь сдержанность должна уже принадлежать всем членам наилучшего государства и выражаться в признании принятого закона и правительства. Таким образом, сдерживающая мера приводит к гармоничному согласованию как лучшие, так и худшие стороны. Сдерживающая мера подготавливает и обусловливает четвертую доблесть совершенного государства - справедливость. Благодаря справедливости, каждый разряд в государстве и всякий отдельный человек, 
одаренный известной способностью, получает для исполнения и осуществления свое особое дело: каждый гражданин должен производить только одно (свое дело), к чему его природа наиболее способна. Делание своего и есть, по мнению Платона, справедливость. внимание разрешению наиболее острых социальных проблем.

Таким образом, Платон рисовал идеальное государство во главе с 
философами, которых защищают воины, и которым, в свою очередь, все жизненные ресурсы доставляют свободные земледельцы и ремесленники. Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием. По его разъяснению каждому гражданину справедливость отводит особое занятие и положение. Господство справедливости сплачивает части 
государства в гармоническое целое. Наилучшая государственная система должна обладать рядом черт нравственной, экономической и политической организации, которые вместе обеспечивают решение самых важных задач. Во-первых, такое государство должно обладать силой собственной организации и средствами ее защиты, достаточными для 
сдерживания и отражения враждебного окружения. Во-вторых, оно должно 
осуществлять систематическое и достаточное снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами. В-третьих, оно должно руководить духовной деятельностью и творчеством. Выполнение всех этих трех задач означало бы осуществление идеи блага как высшей идеи, правящей миром.

 

 


Информация о работе Воззрение Платона о государстве