Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 21:41, курсовая работа

Краткое описание

Для обеспечения достойного существования современного общества необходима сложноорганизованная и многогранная правовая система, способная регулировать различные сферы полноценной и разнообразной человеческой жизни, а сильный государственный аппарат – гарантировать её функционирование. Для каждой конкретной личности характерно сочетание нескольких социальных ролей, достаточно широкий круг интересов, увлечений.
В силу этого любой человек имеет определённый круг прав и обязанностей.

Содержание

Введение………………………………………………….………...... 3
1. Первобытное общество……………………………….……....….. 5
1.1. История возникновения и формирования……...................... 5
1.2. Характеристика первобытного общества…...........................7
2. Власть в первобытном обществе…………….....…............….….11
2.1. Власть на ранних стадиях….....................……...............……11
2.2. Эволюция власти……………...…………........…......….……14
3. Социальные нормы в первобытном обществе ............................18
3.1. Мононормы…………....…...…..…...……………............…..18
3.2. Виды социальных норм в первобытном обществе..…...…..20
Заключение…………………………………………………...…..….24
Библиография………………………………………………...…..….25

Вложенные файлы: 1 файл

Власть и социальные нормы в первобытном обществе.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Из-за отсутствия письменности социальные нормы в первобытном сообществе не фиксировались документально. Как правило, они складывались стихийно, методом «проб и ошибок», передаваясь из поколения в поколение и существуя в сознании людей. Часть из них отмирала сама собой, другие проходили проверку временем и признавались полезными и необходимыми. Люди на практическом опыте убеждались в полезности и целесообразности определенных правил, запретов, предписаний.

В более позднее время появились нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс.

Признаками социальных норм в первобытном обществе таким образом были отсутствие четкого разграничения прав и обязанностей, они выражали интересы и волю всех членов рода, носили общеобязательный характер, исполнялись в силу привычки, добровольно и под влиянием общественного мнения.

Для мононорм характерным было и то, что они никогда не давали преимуществ одному члену рода перед другим, т.е. закрепляли «первобытное равенство».

 

 

3.2. Виды социальных норм в первобытном обществе

 

Главный источник социальных норм в первобытном сообществе – обычай, то есть стихийно сложившееся, многократно повторяемое и вошедшее в привычку людей правило поведения. Его исполнение обеспечивалось силой общественного мнения. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившим в тот период.

Первобытные обычаи сложились в результате многократного повторения и вошли в привычку первобытного общества, были консервативны по своей природе, поскольку закрепляют то, что складывалось в результате длительной общественной практики.

Соблюдение норм, содержащихся в обычаях, на ранних стадиях развития общества обеспечивалось такими мерами общественного воздействия на нарушителей, как изгнание из рода или племени, лишение огня и воды, и пр.28

Постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.29

Можно также выделить и Простейшие нормы морали – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле;

В раннепервобытном обществе экономические отношения собственности закреплялись именно в морали, в которой выражалась воля общества в целом.

К примеру, важнейшей нормой такой морали было предъявляемое к каждому члену коллектива требование делиться пищей с остальными. Соблюдение этой нормы обеспечивалось лишь силой общественного мнения.

Однако сказать, что общественное мнение принуждало человека делиться пищей с остальными членами коллектива, было бы неверно. Эта норма входила в плоть и кровь человека. Она была столь само собой разумеющейся, что никому не могло прийти в голову не поделиться с членами своего коллектива. В этой норме выражалась и закреплялась общественная собственность на пищу.

Это означает, что в раннепервобытном обществе существовали не только экономические отношения собственности, но и волевые.

Религиозные нормы были правилами поведения, регулировавшими отношения между людьми за счёт их религиозных представлений. К ним можно причислить такие социальные нормы, как культовые ритуалы и обряды. Они произвели поистине революционные изменения в нервно-психической деятельности человека и позволили ему по сравнению с животным буквально прыгнуть на новую ступень развития. Они позволяли первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, тревоги пред окружающим миром и направить его на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных, в определенной мере предсказуемых и гарантированных отношений.30

На особом месте стоит  табу – религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов первобытного общества.

Различного рода табу составляли смысловое содержание мононормы, например, обязанность почитать и сохранять определенных животных.

Табу - немотивированный запрет, однако за его несоблюдение общество жестоко карало своих членов, нередко даже лишало их жизни.

Этнологи давно уже выделили эти нормы из всего огромного многообразия правил поведения, существовавших в первобытном обществе. Исследователи давно заподозрили, что именно в такой форме возникли самые древние из всех существующих человеческих поведенческих норм.

Существовало глубокое убеждение коллектива в том, что если кто-то из его членов совершит определенные действия, то это неизбежно навлечет не только на него, но и на весь коллектив опасность, возможно даже приведет к гибели всех. При этом люди не могли сказать ничего определенного ни о природе этой опасности, ни о том, почему и каким образом данные действия влекут ее за собой. Им было известно только то, что пока они воздерживаются от запретных действий, эта опасность остается скрытой; когда же они их совершают, опасность автоматически из потенциальной превращается в реальную и угрожает всем. В силу этого они рассматривали человека, совершающего такого рода действия, одновременно и как находящегося в опасности, и как представляющего опасность для коллектива.

Соблюдение социальных норм в первобытном обществе достигалось силой общественного мнения, внутреннего страха и потестарных санкций. Человека, не желавшего жить так, как это было принято у родственников, ждала кара. Особо злостных нарушителей, а находились и такие, умерщвляли или изгоняли из рода. В условиях первобытности это были практически равнозначные наказания. В одиночку выжить было невозможно.31

Можно сделать вывод, что социальные нормы, существовавшие в первобытном обществе регулировали отношения между людьми, существовали в поведении и в сознании людей, не имея письменной формы выражения, обеспечивались соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода), имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу), как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали, были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы, выражали интересов всех членов рода и племени.

Принятие существовавших норм поведения как «своих», безусловная солидарность с ними была связана и с тем, что первобытный человек не отделал себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Заключение

 

На поверхности лежит вывод, что первобытное общество на всём пути своего существования стремилось подчиниться одному конкретному человеку, что обусловлено естественными законами природы и выживания в целом. На ранних стадиях субъектом первобытной власти и одновременно её же объектом являлся народ. Долгое время просуществовала так называемая «первобытная демократия». Постепенно акцент внимания власти был перенесён на имущественные блага, а если быть точнее, на накопление их у обладателей такой власти, что было обусловлено появлением в обществе прибавочного продукта, в свою очередь, появившегося с приходом неолитической революции. Из этого следует, что именно неолитическая революция положила начало процессу формирования государства на базе классового деления, для закрепления классового неравенства и более чёткого разделения людей на классы «управляющих» и «управляемых».

Социальное регулирование сопутствует человеческому обществу с момента его возникновения. Одновременно с развитием общества в целом происходит развитие социальных норм. С усложнением и увеличением разнообразия отношений, нуждающихся в регулировании, усложняется и система общепринятых правил поведения, которая с изобретением письменности положит начало праву, которое, в свою очередь, придёт на смену обычаям.

Таким образом, на фоне описанных явлений, государственная организация постепенно займёт место родовой, а право займёт место обычаев и табу.

 

    

 

 

 

     Библиография

 

1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учебник для вузов по спец. «История». М.: Высш. шк., 1990.

 

2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. М.: Юриспруденция, 2000.

 

3. История государства и права зарубежных стран. Часть 1: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996.

 

4. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2004.

 

5. Каширина Т.В. История государства и права зарубежных стран Часть 1 М.: МИЭМП, 2009.

 

6. Марченко М. Н.Теория государства и права: Учебник. Изд-е 2, перераб. и дополн. М.: OOO «ТК Велби», 2002.

 

7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004.

 

8. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 1996.

 

9. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.

 

10. Храпунов И.Н, Древняя история Крыма. Симферополь: Сонат, 2003.

 

11. Энциклопедический словарь историка: Всеобщая история / Сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М.: Педагогика- Пресс, 1994.

 

12. Дробышевский С. А. Политическая организация, право и доклассовое общество. // Правоведение, 1988, № 5.

 

13. Першиц А.И. Проблемы нормативной этнографии // Исследования по общей этнографии. Под общ. ред. Ю.В. Бромлея. М., 1979.

 

14. Серегин. А. В. Истоки монархического правления в социальной организации первобытного общества // Правоведение, 2006, № 1.

1 Энциклопедический словарь историка: Всеобщая история / Сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. – М.: Педагогика- Пресс, 1994. С. 317

2 Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учебник для вузов по спец. «История». – М.; Высш. шк., 1990, С. 136

3 Энциклопедический словарь историка ... С. 318

4 История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А.- М.- Издательство НОРМА, 1996. С.105

5 Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества, С. 255

6 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1996. С. 53.

7 Там же.

8 И.Н. Храпунов, Древняя история Крыма, Симферополь, изд-во «Сонат», 2003. С. 29.

9 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд. С. 54.

10 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева, изд. 2-ое. С. 54.

11 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М. : Юриспруденция, 2000. С. 17.

12 Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Учебное пособие. М. : Высшая школа, 2004. С. 17.

13 Там же. С. 19.

14 Лат. «potestas» – власть, мощь.

15 Венгеров А.Б. Теория государства и права ... С. 17.

16 Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. С. 242.

17 Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. С. 23

18 Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. С. 242.

.

19 История государства и права зарубежных стран. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А. С.112

20 Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. С. 19

21 Истоки монархического правления в социальной организации первобытного общества /А. В. Серегин.

//Правоведение. -2006. - № 1. - С. 197.

22 Истоки монархического правления в социальной организации первобытного общества /А. В. Серегин. С. 199.

23 История государства и права зарубежных стран. Под ред. проф. Крашенинниковой Н.А и проф. Жидкова О. А. С.113

24 Каширина Т.В. История государства и права зарубежных стран Часть 1 - М.: МИЭМП, 2009. С.24

25 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001 С. 29.

26 Першиц А.И. Проблемы нормативной этнографии // Исследования по общей этнографии. М., 1979. С. 214.

27 Дробышевский С. А. Политическая организация, право и доклассовое общество. // Правоведение, 1988, № 5, стр. 42.

28 Марченко М. Н.Теория государства и права. Учебник. Изд-е 2, перераб. и дополн. – М.: OOO «ТК Велби», 2002. С. 464.

29 Общая теория права и государства … Под ред. В.В. Лазарева.  3-е изд. С. 29.

30 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. -М.: Юристъ, 2004 С. 24

31 И.Н. Храпунов, Древняя история Крыма … С. 30.


Информация о работе Власть и социальные нормы в первобытном обществе