Виды монархий в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 18:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить понятие, признаки монархии как формы правления государства, а также виды монархий в современном мире.
Объект исследования – монархия как одна из форм государственного правления.
Предмет исследования – особенности, характерные для монархической формы правления современности.
Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач:
изучить научную и специальную литературу по теме исследования;
рассмотреть понятие, признаки монархии;
рассмотреть виды монархии, которые встречаются в современном мире;
познакомиться с перспективами монархии в современном мире;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Основная часть…………………………………………………………………….6
1. Понятие монархической формы правления и ее характерные признак….6
2. Виды монархии в современном мире ……………………………………12
3. Перспективы монархии в современном мире……….……………………21 Заключение……………………………………………….………………............26
Глоссарий……………………………………………………………....................29
Список использованных источников ………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 372.50 Кб (Скачать файл)

Гораздо чаще нам встречается родовая монархия, где действует принцип принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол.

Особая разновидность монархии – выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Выборная монархия была и в Византии. Она не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В настоящее время выборная монархия существует и в Малайзии, где главой государства является монарх, избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию.12

Еще одним отличительным признаком монархии является юридический иммунитет и независимость монарха, которые подчеркивает институт контрасигнатуры. Контрасигнатура – порядок, при котором утверждённые монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра (реже одного из министров), ответственного за исполнение данного закона. Контрасигнатура объясняется тем, что глава государства юридически не ответственен за свои действия.13

Монархия как форма правления весьма неоднородна и показала на протяжении веков свою гибкость и изменчивость, благодаря которым ей и удалось «выжить» в современных высокоразвитых демократических государствах.

Таким образом, сущность монархии, как власти нравственной, основана на вере, долге, справедливости и доверии, а сущность, как формы правления основана на ее непроизводности – она не зависит ни от кого на земле. То есть основанием власти служат ее нравственный авторитет в обществе и традиция, в силу чего власть наследственна и неотторжима.14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды монархий в современном мире

Монархия одна из самых древних форм правления. Можно с полным правом утверждать, что вплоть до начала XIX века монархия была правилом для всех государственно-организованных народов. Даже в современном мире, не смотря на то, что республика является исторически более прогрессивной формой правления, спор между ней и монархией продолжается и по сей день.

В настоящее время существует два вида монархии: абсолютная и конституционная.

Государство, в котором монарх ни с кем не делит верховную власть: сам издает законы, назначает чиновников на все высшие должности, вершит суд и управляет государством по собственному усмотрению, а если привлекает советников, то их советы для него не обязательны – называется неограниченной или абсолютной монархией.

Абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной  власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха.

Абсолютная монархия возникла в рабовладельческом обществе и достигла своего расцвета в средневековье, в XVI-XVIII вв. На Востоке абсолютная монархия приобрела форму восточных деспотий и теократических монархий, где глава государства – одновременно держатель и светской и духовной власти.15

При абсолютной монархии конституция и парламент отсутствуют. Абсолютные монархии «облечены» конституционной или парламентской оболочкой. Монарх властвует безраздельно, даже в некоторых конституциях говорится, что вся власть исходит от монарха, он имеет право абсолютного вето по отношению к законодательным актам своеобразного парламента: их решения не вступают в силу без согласия монарха, но по форме в такой монархии есть признаки ограниченной монархии.16

Обобщая опыт функционирования различных форм абсолютной монархии, можно выделить ее юридические признаки:

- монополия на власть  со стороны монарха;

- концентрация в его  руках всех ветвей государственной  власти (режим слияния властей);

- отсутствие каких-либо представительных учреждений ограничивающих его власть;

- внутреннюю и внешнюю  политику монарх осуществляет  с помощью назначаемых им министров, которые ответственны перед главой  государства (юридическая инвеститура  принадлежит монарху);

- народ не участвует  в управлении государством, он  полностью бесправен;

- отсутствие контроля  за верховной властью со стороны  общества.17

В настоящее время в мире сохраняются несколько абсолютных монархий: Бруней, Катар, Ватикан, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Свазиленд, Тонга. В некоторых из этих стран сделаны первые шаги по переходу к конституционной монархии.

В конституциях Бахрейна, Кувейта даже говорится об ответственности правительства перед парламентом. К тому же, например в Брунее, в парламенте численно преобладают лица, являющиеся его членами по должности, то есть назначенные монархом. Парламент по существу рассматривается как особая форма мусульманского института аш-шура – совещания правителя с авторитетными людьми. Конституция, не смотря на свое название, не является основным законом. Подлинной же конституцией считаются две священные мусульманские книги – Коран и сунна. Учитывая указанные обстоятельства, все же правильнее называть сохранившиеся монархии полуабсолютными.

Современные абсолютные монархии обладают рядом достоинств, которые проявляются:

- в способности верховной  власти концентрировать ресурсы  на решении актуальных задач;

- в единстве государственной  власти, выражающемся в соединении  властных полномочий в одном  центре, что обеспечивает высокую степень взаимодействия законодательной, исполнительной, судебной власти, предотвращает конфликты между ними;

- в способности проводить  эффективную внутреннюю и внешнюю  политику, которая гарантирует политическую  стабильность, правопорядок и единство нации;

- в организации единственного  механизма, который исключает дублирование  управленческих функций и, как следствие, существование относительно дешевого чиновничьего аппарата.18

Стоит отметить, что все эти достоинства будут иметь место лишь в том случае, если монархом становится сильная и умная личность, а правящая семья ориентирована на отстаивание национальных интересов.

Однако наряду с достоинствами абсолютная монархия имеет также существенные недостатки: политическое бесправие народа не участвующего в формирование институтов верховной власти и проведении государственной политики, монополию монарха на власть, юридическую безответственность монарха за принимаемые решения, способную привести к установлению режима личной диктатуры, злоупотребление властью.

Буржуазно-демократические революции в XVII-XVIII вв. пытались преодолеть явные недостатки абсолютной монархии, стремились создать умеренные формы правления, ограничивающие абсолютную власть монарха и способные достигнуть компромисса между исторически уходящим классом феодалов и растущей буржуазией. Такой формой стала конституционная монархия, при которой власть монарха ограничена представительным органом - парламентом. Ограничение власти монарха фиксировалось в конституции, которую принимал парламент и не вправе изменять монарх. Конституционная монархия имеет две разновидности: дуалистическую и парламентскую19.

В дуалистической монархии (от латинского слова «два») законы принимает только парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство.

Появление такой формы правления в Европе связано с выступлением широких слоев населения в XVIII-XIX вв. против абсолютизма, за ограничение прав монарха. Дуалистическая монархия стала воплощением компромисса между растущей буржуазией и еще сильным дворянством. По идее монарх должен был представлять интересы дворянства, а парламент – прежде всего интересы буржуазии и в определенной степени других слоев населения. Полномочия монарха были очень сильными: хотя он не мог издавать законы, он мог своими указами регулировать многие сферы жизни общества, такие указы не нуждались в одобрении парламента. Кроме того, король имел право вето по отношению к законам парламента (оно могло быть последним преодалено), право роспуска парламента.

Дуалистическая монархия существовала в Германии, Турции, Таиланде, Непале, во многих других странах. Россия после 1905 г. тоже имела определенные черты дуалистической монархии.20 В настоящее время с точки зрения норм конституционного права в «чистом» виде такой формы правления практически уже нет (ближе всего с позиций права к ней стоят Бутан, Бруней и Тонга). Если судить по нормам конституции, дуалистическая монархия была упразднена в 1980 г. поправкой к конституции в Непале и в 1991 г. в Иордании. Конституции некоторых стран теперь предусматривают смешанные формы дуалистической и парламентарной монархии с преобладанием элементов либо первой, либо второй. По нормам конституции это полудуалистические, полупарламентарные монархии. На деле же, с точки зрения фактических отношений между органами государств, их прямых и обратных связей с населением, Иордания, Марокко, Непал являются в своей основе дуалистическими монархиями.

В связях органов государства с населением персональный элемент при данной форме правления выражен слабее, но идея монарха еще присутствует. На местах назначенные монархом чиновники тоже внедряют эту идею. Однако при этой форме устанавливается новый вид связей – через представительный орган - парламент, в форме правления впервые возникают по существу не только прямые, но и обратные связи по поводу государственной власти.

Дуалистическая монархия характеризуется следующими признаками:

- юридически по конституции, верховная власть разделена между  парламентом, который наделен законодательной властью и избирается народом, и монархом, которому принадлежит исполнительная власть;

- король обладает правом вета на решения парламента и издание декретов - законов, равных по юридической силе законов парламента;

- управление государством монарх осуществляет путем назначения премьер-министра и правительства, который ответственен только перед ним;

- монарх имеет право  на роспуск парламента;

- монарх назначает руководителей  местного управления и самоуправления, которые ответственны перед ним 21.

Переход от дуалистической монархии к парламентской оказывается возможным благодаря наличию ряда факторов: зрелости гражданского общества, кристаллизации социально-экономических интересов населения, их устойчивости культуры гражданственности.

Общие черты парламентской монархии могут приобретать конкретно-исторические формы, обладать национальной спецификой. Это может касаться объема властных полномочий монарха, особенностей его взаимодействия с парламентом и правительством

Парламентская монархия существует практически во всех монархических государствах Европы (кроме Монако), в Японии, Малайзии, Таиланде, в тех государства – членах британского Содружества (Австралия, Канада, Ямайка и др.), в которых британский монарх представлен генерал-губернатором. В парламентарной монархии правительство формируется парламентом: его формирует партия или коалиция партий, получившая большинство на выборах в нижнюю палату парламента или в однопалатный парламент.22

 Таким образом, страной  правит партия или коалиция  партий, имеющих большинство мандатов в парламенте. Правительство нуждается в доверии парламента. Если против доверия голосует большинство парламентариев, оно обязано уйти в отставку. Монарх царствует, но не правит. Часто монарх – лишь символ нации. Он издает акты о назначении министров или о роспуске парламента, но делает это он, выполняя волю парламента или правительства. Монарх даже не имеет право вето по отношению к законам, принимаемым парламентом (Норвегия, Швеция, Япония), в связи с чем сложилась обычно-правовая норма конституционного права о неприменении права вето (Великобритания). Лишь в условиях, когда ни одной партии или коалиции партий не удается создать правительство, монарх может сам назначить премьер-министра (так бывало в Великобритании) 23.

Во многих странах у монарха есть «королевская прерогатива» - полномочия, не производные от парламента, а принадлежащие ему вследствие королевского достоинства (например, право войны и мира, управление королевскими владениями и т.д.), но фактически он ею не пользуется. Эти полномочия осуществляет парламент или правительство. В парламентарной монархии правит партия, имеющая большинство в парламенте (нижней палате).

Подобно абсолютной и дуалистической монархиям парламентская может иметь свои разновидности. Как уже говорилось, в Малайзии существует «выборная монархия», в Таиланде большую роль в парламенте играют военные, они, по существу, управляют страной, используя в том числе имя монарха (милитарно-парламентская монархия), в тех странах британского Содружества, где нет президентов, это опосредованная парламентская монархия, по существу возглавляемая генерал-губернатором как представителем монарха.24

В связях органов государства с населением персональный элемент практически утрачивается, исчезает повиновение монарху. Он и его семья могут пользоваться уважением (как в Великобритании или в Японии), но в данном случае государственные связи основываются только на традициях. Главное значение приобретает роль представительного органа – парламента, деятельность его членов, в том числе в избирательных кругах, возможность подачи в парламент индивидуальных и коллективных петиций, повседневное освещение его работы в средствах массовой информации, деятельность правительства, роль премьер-министра, критика деятельности правительства оппозицией.

Информация о работе Виды монархий в современном мире