Взаимосвязь морали и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 00:40, курсовая работа

Краткое описание

С течением времени общество выработало множество различным норм и правил для упорядочения поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. В своей повседневной жизни люди руководствуются правом, моралью, привычками, нравами, обычаями и традициями, обрядами и ритуалами, требованиями этикета, приличиями, деловыми обыкновениями и т.д. Эти социальные нормы обязательны для функционирования государства и общества, они тесно взаимосвязаны с нормами права.

Содержание

Введение
Глава I. Мораль и право в системе социальных норм
1.1 Понятие морали
1.2 Право: современные подходы Глава II. Единство морали и права
2.1 цели и задачи морали и права
2.2 объекты регулирования морали и права
Глава III. Различия и противоречия морали и права
3.1 основные различия в сфере морали и права
3.2 противоречия в сфере морали и права Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 402.41 Кб (Скачать файл)

•          национальный - право является выражением интересов определенной нации;

•          расовый - интересы определенной расы стоят на первом месте.

Право есть Публичная форма согласования интересов, средство

достижения социального компромисса. И в этом качестве оно объективно необходимо любому современному обществу. Р. Иеринг считал целью права «...выравнивание интересов и нахождение равновесия между ними».[2]

Можно выделить некоторые наиболее характерные признаки права, раскрывающие его содержание и роль в обществе.

•          связь с государством - правовые нормы исходят от государства как официального представителя всего общества, они применяются и обеспечиваются государственной властью. Между правом и властью существует тесная взаимосвязь: власть, не ограниченная правом, опасна; право, не обеспеченное властью, бессильно.

 



 

•          нормативность - право состоит из норм, т.е. общих правил поведения, которые регулируют общественные отношения.

•          волевой характер - право реализуется через волевую деятельность индивидов, это продукт их сознания и воли. Оно служит формой выражения государственной воли общества, различных его слоев, групп, структур. Право немыслимо вне волевой сферы жизнедеятельности людей и их коллективов.

•          формальность - право имеет внешне выраженную письменную форму, его нормы фиксируются в соответствующих юридических актах.

•          системность - право представляет собой упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль. Это не хаотическое нагромождение норм, а строго согласованная целостная система.

Исходя из вышесказанного, право можно определить как совокупность общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, выражающих идеи свободы, справедливости, гуманизма, прав человека и направленных на урегулирование общественных отношений в целях нормального развития и функционирования общества.

 



 

Глава П.Единство морали и права

2.1    Цели и задачи морали и права

 

2.2    Объекты регулирования морали и права

Правовые нормы и правовые отношения - это те части правовой материи, те проявления права, в которых роль права в обществе получает практическое воплощение. Эти нормы и отношения составляют столь прочное единство, что их подчас трудно разделить. Тем не менее нормы и отношения - разные проявления права. Нормы права - это прежде всего правила поведения, получившие, как правило, государственную апробацию и потому обладающие потенциальной принудительной силой. Таковыми являются законы - основные, важнейшие нормы права, а также подзаконные акты, судебные решения, сложившиеся обычаи. Особенность обычаев в том, что они не всегда получают государственную апробацию, их нормативность чаще всего основана не на силе государства, а на авторитете общественных традиций.

Отношения, входящие в сферу права, - это часть общественных отношений. Все общественные отношения в совокупности образуют гражданское общество. Гражданское общество как совокупность потребностей, интересов, противоречий людей определяет основу права.

Например, в области экономических отношений процессы производства, развития техники, создания новых машин, механизмов правом прямо не регулируются. С другой стороны, отношения распределения, обмена, собственности (а это тоже экономические отношения) требуют правового регулирования. В области политических отношений внутрипартийная жизнь: принятие в Члены партии, разработка целей и программ, принятие уставов ,размер членских взносов и их расходование и др. - правом не регулируется. А такая область политических отношений, как выборы, деятельность парламента, правом регулируется. Внутрисемейные отношения супругов находятся за пределами правового регулирования. Но регистрация брака, развода, взыскание алиментов являются объектом правового регулирования. Следовательно, граница правовой сферы не

2.2    Объекты регулирования морали и права

Правовые нормы и правовые отношения - это те части правовой материи, те проявления права, в которых роль права в обществе получает практическое воплощение. Эти нормы и отношения составляют столь прочное единство, что их подчас трудно разделить. Тем не менее нормы и отношения - разные проявления права. Нормы права - это прежде всего правила поведения, получившие, как правило, государственную апробацию и потому обладающие потенциальной принудительной силой. Таковыми являются законы - основные, важнейшие нормы права, а также подзаконные акты, судебные решения, сложившиеся обычаи. Особенность обычаев в том, что они не всегда получают государственную апробацию, их нормативность чаще всего основана не на силе государства, а на авторитете общественных традиций.

Отношения, входящие в сферу права, - это часть общественных отношений. Все общественные отношения в совокупности образуют гражданское общество. Гражданское общество как совокупность потребностей, интересов, противоречий людей определяет основу права.

Например, в области экономических отношений процессы производства, развития техники, создания новых машин, механизмов правом прямо не регулируются. С другой стороны, отношения распределения, обмена, собственности (а это тоже экономические отношения) требуют правового регулирования. В области политических отношений внутрипартийная жизнь: принятие в члены партии, разработка целей и программ, принятие уставов ,размер членских взносов и их расходование и др. - правом не регулируется. А такая область политических отношений, как выборы, деятельность парламента, правом регулируется. Внутрисемейные отношения супругов находятся за пределами правового регулирования. Но регистрация брака, развода, взыскание алиментов являются объектом правового регулирования. Следовательно, Граница правовой сферы не



 

совпадает с границами известных групп общественных отношений. Поэтому для выделения правовой сферы следует опираться не на известные классификации общественных отношений, а на специфику, сущность самого права. По своей сущности, по социальному назначению право представляет собой определенный порядок в обществе.

Наконец, в сферу правового регулирования безусловно входят отношения по предотвращению и пресечению нарушений общественного порядка, установление меры вины и меры ответственности за подобные нарушения. Это та область отношений, где общество само себя защищает о- деструктивных проявлений, используя для этого авторитет и силу правовые норм.

Итак, названные три группы общественных отношений имущественные, управленческие и обеспечение защиты общественног порядка - составляют сферу правового регулирования. Другие общественнь отношения подпадают под правовое регулирование тоща и постольку, ког; и поскольку они носят имущественный, управленческий или охранительнь характер. Вот почему в той или иной группе общественных отношений час их регулируется правом, а Другая часть не регулируется.

Каждая из отраслей законодательства (гражданское, уголовн административное, трудовое, пенсионное и др.) регулирует определенн группу общественных отношений, имеет свой предмет регулирования, предметы отраслей законодательства и сфера правового регулирова определяются по разным признакам. Предмет регулирования той или и отрасли законодательства определяется практическими потребност законодателя в определенной сфере общественных отношений. А сс1 правового регулирования в целом определяется общими закономерное права как системы общественного порядка. Сфера действия всех отра законодательства, вместе взятых, совпадает со сферой праве регулирования. Все отрасли законодательства в своей области (земель

трудовые, пенсионные, экологические и другие отношения) регулируют и имущественные, и управленческие, и охранительные отношения. Эти три слоя составляют как бы «сквозные жилы», которые пронизывают предметы всех отраслей законодательства.

Но ширина, охват - не единственный показатель, характеризующий сферу правового регулирования. Не меньшее, а, возможно, большее значение имеет глубина регулирования. Этот показатель определяет характер правового регулирования.

Сущность морали не может быть выражена путем четкого выделения особой сферы деятельности человека (как в науке, искусстве, политике и т.д.), попробуем рассмотреть своеобразие ее социальной роли, т.е. основные функции морали. Среди множества выполняемых моралью функций основными принято считать следующие: регулятивную, оценочно­императивную, познавательную.

Главная функция морали, конечно, — регулятивная. Мораль выступает, прежде всего, как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда естественно- природные регуляторы уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную свободу человека от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому. Вот на этом изначально очень небольшом пространстве свободы воли человека и начинает формироваться мораль как своеобразный координатор и организатор очень многих «свободных воль», интересов, стремлений людей в некую единую целостность, существующую в саморегулирующемся режиме.

 



 

Сущность морали не менее ясно проявляется и в другой ее функций — оценочно-императивной. Нравственное освоение Человеком действительности предполагает разделение всех социальных явлений на «добро» и «зло». С помощью этих основополагающих категорий морали и Дается собственно оценка любому проявлению общественной жизни. А уже из утвержденной оценки того или иного факта логично вытекает и

I соответствующее повеление (императив) индивиду: . поступай таким-то конкретным образом, ибо это добро, и, наоборот, воздерживайся от таких-то §- поступков, потому что это зло.

Познавательная функция морали в известной степени производна от оценочной. В принципе историческое развитие морали можно интерпретировать как своеобразный поиск человечеством наиболее гуманных, достойных и перспективных путей развития и совершенствования как всего общества, так и каждого человека. А конечный результат этого поиска выражается в виде моральной оценки тех или иных социальных образований, которая во многих случаях предвосхищает И даже направляет их теоретический анализ. Моральное одобрение или возмущение каким-либо стилем поведения часто есть самый верный показатель того, что та или иная Л форма жизни устарела, утратила свое историческое оправдание или, наоборот, знаменует собой хотя и непривычный, но вполне перспективный новый уклад жизни..

Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности:

•          «Золотое правило» нравственности - в религиозно-философских изысканиях у разных народов (в Китае, Индии, Греции) с середины I тыс. до н. э. на смену принципу «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб» стало выдвигаться «золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в

исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми.

•          Моральная автономия личности - этот принцип — завоевание Нового времени. Он означает, что личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответ-'ственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету ко^жи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т. д. Этот принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства.

•          Гуманизм - человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др.

Таким образом, нравственная и правовая культура личности — это знание общих моральных и правовых принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение четко различать цели и задачи , поставленные нравственностью и правом, а также точно знать область и объекты, которые регулируются моралью и правом.

Глава Ш.Различия и противоречия морали и права

3.1    Основные различия в сфере морали й права

В последнее время все чаще высказывается, утверждение, что право есть минимум требований, предъявляемых обществом к лицу. Более важные для внешнего порядка юридические предписания охраняются более строгим контролем общественной власти, но по своему содержанию они представляются более ограниченными, чем нормы нравственные. Если прибавляют иногда к этому, что право есть минимум нравственных Предписаний, или, как говорят иначе-этическйй минимум, то в этом нельзя не видеть известного недоразумения. Несомненно, что к области права могут относиться не только действия, безразличные с нравственной точки зрения, но даже и запрещаемые нравственностью. Право, никогда Не может всецело проникнуться началами справедливости и любви. Но если оно вступает в известных случаях в противоречие с нравственными заветами, то его нельзя называть нравственным, даже й в минимальной степени. Это, конечно, не исключает того, что право находится под влиянием нравственности и отчасти воплощает в себе ее требования.

Не будучи всецело нравственным, право дает известный простор личным интересам и стремлениям, даже в их эгоистическом и своекорыстном проявлении. Напротив, нравственность представляет собой более чистое воплощение альтруистических начал, и соответственно с этим ее требования имеют более всеобъемлющий и безусловный характер.

Право очерчивает свободу внешних действий человека, оставаясь нейтральным по отношению к его внутренним мотивам. Иное дело мораль, она не только определяет границы внешней свободы, но и требует внутреннего самоопределения личности. В этом смысле мораль - неформальный определитель свободы.

Рассмотрим основные различия:

№ п/п

Критерии

Различия в сфере права

Различия в сфере мо

1

Способ

установлен

ия,

формирова

ния

Создаются государством Или с его согласия общественными организациями. Им же отменяются, дополняются, изменяются.

Правотворчество - исключительная прерогатива государства

Возникают и развив; спонтанно в про практической деятельности л Носит неофйциал (негосударственный характер

2

Методы

обеспечени

я

Обеспечивается, охраняется, защищается государством. Норма носит обязательный, непререкаемый характер. За правом стоит аппарат принуждения.

Опирается на общественного мн Нарушение нравстве норм не влечёт за с государственного вмешательства

3

Форма

выражения,

фиксации

Закрепляются в специальных юридических актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по отраслям и институтам, систематизируются для удобства в соответствующие кодексы, сборники, уставы,

Не имеют чётких ( выражения, учитываются и обрабатываются, возникают и сущест: в сознании люде! участников общественной ж! Могут включаться статьи законов

 

 

составляющие в целом обширное и разветвлённое законодательство

 

4

Характер и

способ

воздействи

я на

сознание и

поведение

людей

Содержат в себе более подробные описания запрещаемого или разрешаемого действия, точно указывают нужный вариант поведения, отличаются чёткостью, формальной определённостью, властностью. Заранее устанавливают санкцию за нарушение предписаний.

Не имеют большой степени детализации. Не предусматривают заблаговременно известный вариант наказания

5

Характер и порядок ответствен ности за нарушение

Противоправные действия влекут за собой юридическую

ответственность. Порядок её возложения носит процессуальный характер. Человек наказывается от лица государства

Чёткой процедуры наказания не существует. Нарушитель подвергается моральному осуждению, Порицанию. К нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации И т.п.) Это ответствен носи перед обществом коллективом, семьёй

 

 

 

окружающими людьми.

6

Уровень

Пресекает лишь наиболее

Значительно выше, так

 

требований

крайние и

опасные

как требует соблюдение

 

предъявляв

проявления

нечестности,

гораздо большего

 

мых к

лжи, клеветы

и обмана.

количества догматов. Не

 

человеку

Наказывает

наиболее

терпит

 

 

злостные

случаи

антиобщественного

 

 

антиобщественного

поведения. Заставляет

 

 

поведения.

 

считаться с мнением окружающих людей. Важны совесть, порядочность, Честность, отзывчивость, благородство и т.д.

7

Сферы

Регулирует

наиболее

Моральное пространство

 

действия

важные

сферы

шире, включает в себя

 

 

общественной

жизни -

нерегулируемые правом

 

 

собственность,

власть,

сферы деятельности

 

 

ТРУД,

управление,

любовь, дружба,

 

 

правосудие.

 

товарищество, взаимопомощь, вкусы, моду и т.д.

Информация о работе Взаимосвязь морали и права