Взаимоотношение высших представительных учреждений, главы государства и федерального правительства по конституциям США 1787 г и ФРГ 1949 г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 22:32, контрольная работа

Краткое описание

Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки на федеральном уровне осуществляется конгрессом США. Он состоит из двух палат - сената и палаты представителей. Заседания конгресса проходят в здании Капитолия, расположенном на холме в центре Вашингтона

Вложенные файлы: 1 файл

работа.docx

— 36.08 Кб (Скачать файл)

 

Вариант 2

 

I. Взаимоотношение высших представительных  учреждений, главы государства и  федерального правительства по  конституциям США 1787 г  и ФРГ 1949 г. Самостоятельно заполните вторую  и третью колонки:

Позиции для сравнения

Конституция США

Конституция ФРГ

1. О высших представительных органах

1.1 Наименование и структура

 

 

 

 

 

1.2 Формирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Участие в формировании правительства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. О главе государства

2.1 Наименование

 

 

 

2.2 Избрание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Роль в законодательном процессе

 

 

 

 

 

2.4 Есть ли контрасигнатура и в чем её назначение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Участие в формировании правительства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6 Досрочное отстранение от  должности за виновные деяния

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.7 Наделен ли правом роспуска органа народного представительства

 

 

3. О правительстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Кто возглавляет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Участие в законодательном  процессе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Ответственно ли перед органом  народного правительства

 

 

1.1 Законодательная власть в Соединенных Штатах Америки на федеральном уровне осуществляется конгрессом США. Он состоит из двух палат - сената и палаты представителей. Заседания конгресса проходят в здании Капитолия, расположенном на холме в центре Вашингтона.

Число членов палаты представителей зафиксировано законом в 1912 г. и с тех пор не изменялось - 435.

1.2 Конгресс избирается  гражданами США старше 18 лет путем всеобщего, прямого и тайного голосования.

По конституции США каждый штат должен быть представлен в палате, по крайней мере, одним членом.

Члены палаты представителей избираются на двухлетний срок, исчисляемый с января следующего после выборов года. Конгресс каждого созыва проводит две сессии, начинающиеся в январе и продолжающиеся с перерывами в течение почти всего года. По конституции президент имеет право созывать конгресс на чрезвычайную сессию.

В сенате каждый штат представлен двумя членами, т. е. в его состав входят 100 сенаторов. Каждый сенатор избирается в своем штате на шестилетний срок, начинающийся в январе следующего после выборов года. В отличие от палаты представителей, каждые два года подлежит переизбранию лишь треть сенаторов, что обеспечивает определенную стабильность состава этой палаты и преемственность в ее деятельности. По традиции сенат занимает более привилегированное положение, чем палата представителей.

1.3 Конгресс устанавливает единообразные для всей территории страны налоги, пошлины, подати и акцизные сборы, утверждает федеральный бюджет и выделяет ассигнования на все без исключения государственные акции, занимает деньги в кредит и уплачивает долги от имени Соединенных Штатов, регулирует внешнюю торговлю и торговлю между штатами и т. д. Конгрессу принадлежит важная функция контроля за деятельностью правительственных учреждений и ведомств. Такой контроль осуществляется путем проведения расследований по различным вопросам, проверки расходования бюджетных ассигнований, надзора за организацией и действиями правительственных учреждений. Большая роль в осуществлении этой функции принадлежит специализированным учреждениям конгресса, таким, как Главное контрольно-финансовое управление, Управление по оценке технологии и Бюджетное управление при конгрессе.

Прерогативой сената является контроль за назначениями должностных лиц правительства. Сенат утверждает назначения руководителей правительственных ведомств, дипломатических представителей, членов Верховного суда, федеральных судей, а также передвижения и продвижения высших чинов вооруженных сил и заграничной службы.

В случае, если ни один из кандидатов в вице-президенты не получит более половины голосов выборщиков, сенат осуществляет выборы вице-президента.

Конституция предоставляет конгрессу право отстранять от должности при осуждении в порядке импичмента гражданских должностных лиц, включая президента и вице-президента, если они будут признаны виновными в измене, взяточничестве или других серьезных преступлениях и проступках. При этом полномочия палат также разделены: только палата представителей имеет право возбуждать преследование в порядке импичмента и только сенат выполняет в этом случае функцию суда (для осуждения необходимо согласие двух третей присутствующих сенаторов). В случае признания привлеченного к ответственности лица виновным сенат может применить в отношении него единственную меру наказания - отстранение от занимаемой должности, после чего лицо, признанное виновным, может подлежать уголовной ответственности на общих основаниях.

2.

 

2.1 Президент занимает  центральное место в системе  высших государственных органов  США. Он глава государства и  единоличный носитель исполнительной  власти, глава вооруженных сил  и высший руководитель федерального  административного аппарата.

2.2 Обеспечению независимости  исполнительной власти, носителем  которой является президент, служит  особый порядок его избрания. Пост главы государства в США  замещается путем всеобщих выборов, участие в этом процессе конгресса  может быть связано только  с особыми, из ряда вон выходящими  обстоятельствами. Вместе с президентом  избирается вице-президент.

Президентские выборы в США всегда проводятся в заранее обусловленный день - в первый вторник после первого понедельника ноября месяца каждого високосного года. Использование такой формулы позволяет избежать специального назначения даты выборов со стороны каких-либо органов и в то же время весьма точно определяет срок президентских полномочий - четыре года. Наконец, по этой формуле можно надолго вперед знать все даты президентских выборов.

Общие условия участия избирателей в голосовании те же, что и при парламентских выборах. Однако процедура проведения голосования и определения результатов иная.

Баллотироваться на выборах могут только зарегистрированные кандидаты. Формальные требования к кандидату незначительны. Надо быть гражданином США по рождению. Это значит, что натурализовавшийся американец (эмигрант в первом поколении) не может быть зарегистрирован на законных основаниях в качестве кандидата. Надо быть не моложе 35 лет. Наконец, необходимо проживание на территории США не менее 14 лет. Порядок регистрации кандидатов устанавливается законодательством штатов. Как правило, автоматически пользуются привилегией кандидаты от партии, которая уже участвовала в предыдущих выборах и собрала определенное число голосов. При выдвижении иного кандидата требуется представление петиции в его поддержку, под которой необходимо собрать довольно значительное число голосов. В послевоенной истории США случаи такого рода выдвижения кандидатов вне рамок двух главных партий - демократической и республиканской - сравнительно редки. Выборы президента в США - это крайне дорогостоящее предприятие, и без мощной финансовой и организационной поддержки рассчитывать не только на победу на выборах, но даже на регистрацию весьма трудно. На президентских выборах 1996 года такое мог себе позволить только один из самых богатых людей США - мультимиллионер Росс Перо.

Президент и вице-президент избираются не прямыми, а косвенными выборами. Сначала избирают выборщиков, а затем уже коллегия выборщиков решает судьбу кандидатов. Каждый штат посылает в коллегию выборщиков столько членов, сколько он избирает членов палаты представителей и сената. К ним добавляются также три выборщика от федерального округа Колумбия. Таким образом, всего в коллегии оказывается 538 выборщиков.

 

2.3 Велика роль президента  в законодательном процессе. Он  является фактическим лидером  законодательной политики, формулируя  законодательную программу администрации  в серии посланий конгрессу. В  одном из них конгрессу представляется  проект бюджета, разрабатываемый  экспертами Белого дома. Глава  исполнительной власти обладает  правом издания президентских  приказов, фактически имеющих силу  закона.

2.4 В утверждении Сената нуждаются только международные договоры. Исполнительные же соглашения заключаются Президентом самостоятельно. К числу исполнительных соглашений принято относить, например, соглашения об установлении дипломатических отношений, о мире, по вопросам совместного военного производства, создания военных баз и т. д. Однако некоторые исполнительные соглашения нуждаются в одобрении Сената. Таковы соглашения, содержащие обязательства США, выполнение которых невозможно без участия Конгресса (например, если оно требует ассигнований), а также соглашения, одобрения которых Сенатом прямо требует закон.

Но даже если согласие Сената на заключение международного соглашения или договора необходимо, все же именно Президент играет в этом процессе решающую роль, поскольку он осуществляет в нем начальную и конечную стадии. Действительно, сначала договор подписывается Президентом или кем-либо по его уполномочию и лишь, потом подлежит одобрению Сенатом.

Но такое одобрение не означает окончательного решения по вопросу о вступлении договора в силу. Ратификационная грамота подписывается Президентом, который может этого и не сделать либо, подписав ее, отказаться от ее депонирования или обмена ратификационными грамотами, без чего договор в силу не вступит.

2.5  Президент с одобрения и согласия сената назначает федеральных судей, включая членов Верховного суда, послов и высших должностных лиц аппарата исполнительной власти, в том числе руководителей министерств и ведомств. В состав кабинета входят главы 12 федеральных министерств, именуемые в США секретарями (глава министерства иностранных дел называется государственным секретарем), и генеральный атторней (глава министерства юстиции), однако президент может включать в кабинет и других должностных лиц. В заседаниях кабинета принимает участие вице-президент, на них могут приглашаться имеющие отношение к обсуждаемому вопросу представители исполнительного аппарата. Протоколы заседаний не ведутся. Регулярность и повестка дня заседаний кабинета зависят от президента. Им же назначается секретарь кабинета для подготовки и организации заседаний.

2.6 Конституция предоставляет конгрессу право отстранять от должности при осуждении в порядке импичмента гражданских должностных лиц, включая президента и вице-президента, если они будут признаны виновными в измене, взяточничестве или других серьезных преступлениях и проступках. При этом полномочия палат также разделены: только палата представителей имеет право возбуждать преследование в порядке импичмента и только сенат выполняет в этом случае функцию суда (для осуждения необходимо согласие двух третей присутствующих сенаторов). В случае признания привлеченного к ответственности лица виновным сенат может применить в отношении него единственную меру наказания - отстранение от занимаемой должности, после чего лицо, признанное виновным, может подлежать уголовной ответственности на общих основаниях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.7 Президент не наделен таким  правом 

 

 

 

3. Конституция США не применяет понятия «правительство». Как совещательный орган при президенте функционирует кабинет министров, созданный помимо конституции. Уже первый президент США Дж. Вашингтон ввел в практику неформальные заседания всех глав исполнительных департаментов (министерств) для обмена мнениями по интересующим президента вопросам. К 1793 г. эти совещания получили название заседаний кабинета.

3.1 Возглавляет президент США

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Не участвует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Не ответственно 

 

1.1 Парламент в ФРГ состоит из двух палат – Бундестага (нижняя) и Бундесрата (верхняя), не имеющих равного статуса; последнее обстоятельство находит свое выражение в порядке формирования палат, сроках полномочий, объеме полномочий и т.д.

 

1.2 Бундестаг избирается на 4 года  путем всеобщих, прямых, равных выборов. Депутаты Бундестага, согласно основному  закону, являются представителями  всего народа, не связаны наказами  или указаниями и подчиняются  лишь своей совести (свободный  мандат) –ст. 38 и 39 основного закона.

Члены Бундесрата назначаются правительствами земель из своего состава и отзываются таким же образом. Каждая земля располагает в Бундесрате числом мест, неточно пропорциональным количеству проживающего к ней населения. Земли имеют в этом органе по меньшей мере три голоса; земли с населением свыше двух миллионов жителей – четыре голоса; с населением свыше шести миллионов жителей – пять голосов; с населением более семи миллионов – шесть голосов. Каждая земля может послать столько членов, сколько она имеет голосов.

При этом голоса земли (что обеспечивает формальное равенство субъектов федерации) могут подаваться только согласованно (ст. 51). Срока полномочий Бундесрата конституция не устанавливает. Его члены имеют императивный мандат; правительства земель указывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.

Парламент ФРГ осуществляет законодательные полномочия. Конституция 1949 г. разделяет компетенцию между федерацией и землями. Он принимает законы в сфере исключительной компетенции федерации и конкурирующей компетенции федерации и земель, а также по вопросам, по которым федерация может издавать общие правовые предписания (ст.ст. 71-75, 77 и др. основного закона).

Законопроекты, согласно Конституции, вносятся в Бундестаг Федеральным правительством, депутатами Бундестага ил Бундесратом (абз. 1 ст. 76).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

2.1 Главой государства в ФРГ является федеральный президент.

 

 

 

 

2.2 Он избирается Федеральным собранием (орган, состоящий из членов Бундестага и такого же числа членов, избираемых народными представительствами земель на началах пропорциональности) сроком на 5 лет. Президентом может быть избран гражданин ФРГ (по формулировке основного закона – "каждый немец"), обладающий избирательным правом и достигший 40 лет. Непосредственное переизбрание допускается только 1 раз (ст. 54).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Не имеет полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Для действительности актов федерального президента необходима их контрассигнатура федеральным канцлером или компетентным министром (за исключением актов об увольнении федерального канцлера, о роспуске Бундестага).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Федеральные министры назначаются федеральным президентом по предложению федерального канцлера. Они увольняются в том же порядке.

Федеральный президент назначает и увольняет федеральных судей, федеральных чиновников, офицеров и унтер-офицеров (если законом не установлено иное). В отдельных случаях он осуществляет от имени федерации право помилования (ст. 60).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6 Федеральный президент  обладает иммунитетом, отменить  его вправе только Бундестаг  в установленных основным законом  случаях (ст. 60 и ст. 46).

Полномочия федерального президента в случае каких-либо препятствий или досрочного освобождения от должности осуществляются председателем Бундесрата (ст. 57).

Согласно основному закону, Федеральный президент может быть лишен должности, если Федеральный конституционный суд установит, что он виновен в умышленном нарушении основного закона ФРГ или иного федерального закона. Обвинение в этом могут выдвигать перед Федеральным конституционным судом Бундестаг или Бундесрат (предложение о предъявлении обвинения должно быть представлено от имени не менее 1 /4 депутатов Бундестага или 1/4 части голосов Бундесрата, а решение о предъявлении обвинения требует большинства 2/3 депутатов Бундестага или 2/3 голосов Бундесрата). После предъявления обвинения Федеральный конституционный суд может своим приказом временно отстранить президента от должности (ст. 61 основного закона).

2.7 Не наделен таким правом

 

 

 

 

3. Федеральное правительство.

Важнейшую роль в жизни германского государства играет Федеральное правительство.

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1 Особое положение  занимает его глава – федеральный  канцлер. Германию вследствие этого  нередко именуют "канцлерской  республикой". Федеральное правительство, согласно основному закону, состоит  из федерального канцлера и  федеральных министров (ст. 62). Федеральный  канцлер избирается Бундестагом  по предложению федерального  президента. Избранным считается  получивший большинство голосов депутатов Бундестага. Если предложенное лицо не избрано, то в течение 14 дней после выборов Бундестаг может избрать федерального канцлера абсолютным большинством голосов. Если в течение этого срока избрание не состоялось, незамедлительно проводится новый тур голосования, где избранным считается тот, кто получил наибольшее число голосов. Если это лицо собрало голоса большинства депутатов, федеральный президент в течение 7 дней после выборов должен его назначить. Если оно не получило такого большинства, то федеральный президент должен в течение 7 дней либо назначить его, либо распустить Бундестаг (ст. 63).

Федеральные министры назначаются федеральным президентом по предложению федерального канцлера. Они увольняются в том же порядке.

Основной закон ФРГ устанавливает принцип несовместимости должностей. Федеральный канцлер и федеральные министры не могут занимать никакие другие оплачиваемые должности, работать по профессии, иметь занятие или входить в состав руководства, а без согласия Бундестага – в состав наблюдательного совета какого-либо предприятия, имеющего целью получение прибыли (ст. 66).

 

3.2 В рамках этих основных направлений каждый федеральный министр ведет дела своей отрасли самостоятельно под свою ответственность; при расхождении мнений между федеральными министрами вопрос решается правительством. В основном законе подчеркивается особая роль федерального министра обороны, который наделен правом издавать приказы и командовать вооруженными силами в мирное время; при объявлении состояния обороны командование вооруженными силами переходит к федеральному канцлеру.

3.3 В ФРГ установлены юридические правила для обеспечения устойчивого положения федерального канцлера: он может быть смещен только в результате вынесения ему конструктивного вотума недоверия. Ответственность за деятельность правительства целиком несет канцлер; оно уходит в отставку со сменой федерального канцлера (ст. 69 основного закона).

 


 

II. В Вавилоне Э.,  выступая свидетелем в суде по обвинению X. В убийстве человека, не смог подтвердить свои показания. К какому наказанию он мог быть подвергнут за лжесвидетельство по "Закону Хаммурапи"? Сравните это наказание с ответственностью за лжесвидетельство по "Законам XII Таблиц" в Древнем Риме.

Ответ:

В соответствии с параграфом 3 Законов Вавилонского  царя Хамурапи за лжесвидетельство по обвинению в  убийстве грозила смертная  казнь. «Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело - дело о жизни 64, то человек этот должен быть убит». При этом  считаю  необходимым  отметить, что правовая  мысль Месопотамии не  достигла такого  уровня  развития, чтобы  закрепить абстрактные в законодательстве абстрактно  сформулированные нормы  права.

Лжесвидетельство по обвинению в убийстве, если  попытаться  как - то систематизировать все  составы  преступления, закрепленные в Законах Вавилонского царя Хаммурапи можно включить в  преступления  против личности, где  стоят  так - же умышленные и неосторожные  убийства, телесные повреждения, оскорбления  словом или  действием, клевета и т.д. При этом,  как  видно из Законов Вавилонского  царя  Хаммурапи, его Закон обладал изрядной  жестокостью. Большой  круг  преступлений (около 30 составов),  куда  входит и лжесвидетельство по  обвинению в  убийстве, карался  смертной  казнью, которая  применялась и по  принципу  талиона не  только в   случаях умысла  преступника, но и  по  его неосторожности. В соответствии с законами XII таблиц в Древнем Риме за  лжесвидетельство по обвинению в совершении убийства также была  предусмотрена смертная  казнь «Таблица VIII.1а. Кто злую песню распевает. 1б. (Цицерон, О государстве, IV. 10. 12: XII таблиц установили смертную казнь за небольшое число преступных деяний и в том числе считали необходимым применение ее в том случае, когда кто-нибудь сложил или будет распевать песню, которая содержит в себе клевету или опозорение другого)». Необходимо  отметить, что в древнейший  период в Законах XII таблиц, также как в Законах Вавилонского царя Хаммурапи  не получили  еще  разработки общие  принципы уголовной ответственности (вина  степень  участия в  преступлении и т.д.). Лишь в  редких случаях  различались умышленные (преднамеренные) и неосторожные преступления. Смертная  казнь в Законах XII таблиц  упоминается в  целом  ряде  статей. В последствии смертная  казнь начинает выходить  из  употребления и для  римских граждан заменяется  изгнанием с  утратой  гражданства («лишением огня и воды»).

Из вышесказанного необходимо  сделать  вывод, что как в Законах Вавилонского царя Хаммурапи, так и в Законах XII таблиц в Древнем  Риме, ответственность за лжесвидетельство по обвинению в убийстве определяется одинаково - смертная  казнь,  что объясняется крайней казуальностью, неразвитостью норм и принципов уголовного права.

 

Список используемой литературы:

  1. Зубов А.А. Парламентская демократия в странах Запада.- М: Прогресс-культура.-1995;
  2. История государства и права зарубежных стран. Часть I-II. М.: 2004  (под ред. О.А.Жидкова, Н.А.Крашенинниковой). Изд. Норма;
  3. Иностранное конституционное право/Отв. ред. В.В. Маклаков, - М., 1996;
  4. Федоров К.Г. История государства и права зарубежных стран. C-П, 1997;
  5. Федоров К.Г., Лисневский Э.В. История государства и права зарубежных стран. Ростов-на-Дону, 2001;
  6. Макарчук В.С., Общая история государства и права зарубежных стран-М., 2000;
  7. Конституционное право зарубежных стран. Учебник для вузов,-М., 1998;
  8. Каменская Р.В., Родионов А.Н. Политические системы современности.- М: Пресс.- 1994;
  9. Урьяс Ю. , Механизм государственной власти ФРГ, М Накука, 1988,
  10. Полиархия//Зарубежная политология. Словарь-справочник.- М: Луч. 1998;
  11. Полтерович В. Экономическое развитие и хозяйственный механизм. М.: Наука, 1990 г.
  12. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.: 2003;
  13. Электронный текст Законов Вавилонского царя Хаммурапи, законов XII таблиц, а  также Великой хартии вольностей 1215 г. взят с сайта Истфака МГУ - http://www.hist.mgu.ru/

 

 

 

 


Информация о работе Взаимоотношение высших представительных учреждений, главы государства и федерального правительства по конституциям США 1787 г и ФРГ 1949 г.